9 октября VR студия AXiiO представила первое в России музыкальное видео с элементами виртуальной реальности на песню Бориса Гребенщикова Stella Maris.
AXiiO — финский стартап, созданный режиссером Олегом Николаенко, программистом и дизайнером Даниилом Бакалиным и актрисой и продюсером Элли Нярья. В числе проектов студии — фильм "Забытый поцелуй", который участвовал в программе фестиваля Tribeca 2020, театральный проект "Калевала. Эпизоды" — номинант премии "Золотая маска" 2020.
Звуки побывали на премьере клипа и поговорили с Олегом Николаенко.
Звуки: Как возникла идея снять VR-видео с Борисом Гребенщиковым?
Олег Николаенко: Мы уже давно занимаемся виртуальной реальностью. Первые наши проекты — театральные спектакли в дополненной реальности. Потом был небольшой фильм. Уникальность нашей технологии в том, что мы снимаем реального человека специальной техникой и помещаем внутрь виртуальных декораций. Довольно сложная технология, но очень эффектная.
Я с ранней юности люблю песни Бориса Борисовича. И мы решили сохранить его образ в виртуальном пространстве. Есть тысячи часов концертных записей, но там по сути невозможно увидеть Гребенщикова вживую, близко. В виртуальной реальности - совершенно другие эмоциональные ощущения от контакта, от присутствия человека, нежели когда видишь его на обычном мониторе.
Сначала мы хотели записать лекцию или интервью, но Борис Борисович посмотрел наши работы и предложил сделать что-то музыкальное.
Звуки: Почему выбрали для клипа песню Stella Maris?
Олег Николаенко: Борис Борисович сразу предложил несколько старых, очень известных и любимых песен, но мы решили остановиться на последних альбомах из-за более высокого качества записи. Я раньше не слышал Stella Maris, но когда услышал — понял, что она идеально подходит для виртуальной реальности. Мы предложили этот вариант БГ, и он одобрил выбор.
Звуки: Как создавалось видео? Это долгий процесс?
Олег Николаенко: Мы согласовали дату съемок — еще до эпидемии, в конце января. Весь материал с участием Гребенщикова мы сняли за три часа — специальной стереоскопической камерой на хромакее. Мы уже примерно представляли, что будет в клипе, и учли это на съемке.
Наброски проекта в 3D мы показали БГ, на что он ответил "отлично, давайте!".
Звуки: А что было потом?
Олег Николаенко: Началась самая сложная часть. Все мелочи и нюансы мы выстраивали семь месяцев. Образ Девы Марии, космические взрывы, океаны, энергетические частицы — все это сделано с помощью новой, очень энергоемкой технологии.
Звуки: В клипе очень насыщенный, многослойный образный ряд. БГ участвовал в его создании, подсказывал что-то?
Олег Николаенко: Он в двух словах рассказал ветхозаветную историю о взбунтовавшихся ангелах, которых в наказание низвергли на морское дно. Там они обитают и взывают к Стелле Марис — "Звезде Моря". Изначально это одно из имен Изиды у египтян. Впоследствии богиня в этой ипостаси превратилась в христианскую Деву Марию.
Она почитается и как путеводная моряков. Я почитал все, что есть о Стелле Марис, и у меня возник образ состояния вне времени. После жизни или до ее начала. БГ в клипе как будто находится в Космосе, но на деле — это Земля после конца или до начала времен. Это метафора высших сфер, где обитает божественный дух. Поэтому в клипе появляется лик Мадонны Литта, которые возникает из мельчайших энергетических частиц и распадается вновь. Это энергия, из которой мы созданы, и в которую обратимся. А образ погибшего космонавта с одной стороны напоминает о реальности, о земном, а с другой — показывает, что все обращается в вечность.
Звуки: Борис Борисович впервые полностью увидел клип накануне сегодняшней премьеры. Как он отреагировал?
Олег Николаенко: Он очень внимательно смотрел, не один раз. И сказал: "Это потрясающе. Именно так я вижу музыку".
Звуки: Уже есть идеи, что будет дальше? Будут ли у вас новые проекты с БГ?
Олег Николаенко: Сейчас мы снимаем в виртуальной реальности балет - вместе с хореографами и актерами Мариинского театра. Борис Борисович сказал, что он готов участвовать в новых съемках, особенно теперь, когда он знает как это выглядит. Мы пока не обсуждали конкретные идеи, плюс надо будет найти финансирование.
Звуки: Stella Maris - дорогой проект? Вы сами финансировали съемки?
Олег Николаенко: Да, съемки недешевые, все расходы мы взяли на себя. Борис Борисович участвовал как исполнитель.
Звуки: Кто-нибудь из российских музыкантов делал раньше подобное видео?
Олег Николаенко: Есть много музыкальных видео, которые сняты на специальную 3D камеру — например, концертные съемки, где музыкант играет на сцене, или записи клипов. Но вот чтобы человек был помещен в специально смоделированные миры — такого я пока не видел ни у кого. Ни у нас, ни у зарубежных музыкантов. Похожие штуки делает Бьорк, но немного в другой эстетике. Мы очень рады, что Борис Борисович откликнулся на наше предложение.
Видео Stella Maris можно бесплатно посмотреть на платформе на платформе Oculus Video , AmazeVR и Youtube. Для просмотра на компьютере и телефоне подойдут обычные пластиковые очки для VR-видео.
Дата рождения:
27 ноября 1953
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)