Один из крупнейших джазовых музыкантов и композиторов во всей истории джаза Энтони Брэкстон (Anthony Braxton) столь глубок и многообразен, что вызывает отторжение у многочисленных посредственностей из того же джаза. Ничего удивительного, ведь джаз для большинства людей так и остался где-то поблизости от эстрадной музыки. Сегодня, 4 июня исполняется 75 лет этому афроамериканскому музыканту, имеющему огромную дискографию, сотни композиторских работ, в том числе и для масштабных оркестров.
Ярко, разносторонне одаренный представитель джазового авангарда, мультиинструменталист и композитор, для которого творческие искания и эксперименты являются нормой, начал обучаться игре на кларнете ещё в средней школе. После школы он поступил в Рузвельтский университет, где слушал лекции по философии и композиции. Уже тогда проявился его интерес не только к джазу, но и к академической, особенно авангардной музыке. По окончании первого семестра его призвали в армию. Брэкстон попал в Корею в качестве музыканта военного оркестра. В армии он освоил альт-саксофон и познакомился с Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell) – музыкантом из круга радикальных экспериментаторов. В 1966 году Брэкстон демобилизовался и вернулся в Чикаго. Брэкстон сразу же вступил в "Ассоциацию поддержки творческих музыкантов" (AACM). Под словом "творческий" понималось определённое направление в авангардном джазе, которое журналисты окрестили как "хорошо организованный фри".
Уже накопленные к тому времени знания в области академической классики и современной музыки (от Баха до Шенберга, Кэйджа и Штокхаузена) соединились с интересом к джазу. При этом он великолепно владел и стилистикой джазового мейнстрима.
В 1968 году на лейбле Delmark вышли первые альбомы Энтони Брэкстона - For Alto Saxophone и Three Compositions Of New Jazz. Брэкстон применил необычное обозначение своих композиций, ставшее одной из его характерных черт. Название каждой композиции состоит из трёх компонентов: текстового, с порядковым номером ("Композиция №34"); кодированного (цифры, буквы, знаки препинания); и графической части в виде диаграммы. Кодированная часть представляет формулу, в которой содержится система взаимоотношений и совокупность музыкальных альтернатив. Для кодирования используются самые различные методы: от нумерологии до астрологии.
Дальнейшая музыкальная деятельность Брэкстона в значительной степени связана с Европой. Там к концу 60-х возникло его сотрудничество с Чиком Корией (Chick Corea) (группа Circle), позже в рамках лейбла ECM с Дейвом Холландом (Dave Holland). Отсутствие коммерческого успеха радикальной музыки Брэкстона нередко заставляло его зарабатывать день игрой в шахматы – он профессиональный шахматист. Однако, в 70-е годы записи, сделанные на лейбле Arista, принесли Брэкстону известность, закрепили особенности его композиционной и импровизационной техники. В Европе он получил широкую известность и солидную поддержку. Кроме множества импровизационных проектов им написаны монументальные сочинения, в которых Брэкстон выступил исключительно как композитор. Среди них, например, Composition No.82 для четырёх оркестров.
В 90-е годы фонд Макартура присудил Брэкстону премию в размере трёхсот тысяч долларов. На эти деньги он учредил свой фонд и организовал компанию звукозаписи Braxton House. Получив финансовую независимость, Брэкстон начал самый одиозный свой проект - оперу Trillium. Опера представляет собой цикл из 32-36 актов. В XXI веке число проектов, включающих и работу над джазовыми стандартами и освоение компьютерной музыки, множится. Энтони Брэкстон работает с интересными молодыми музыкантами, с которыми он выступал и в России.
Энтони Брэкстон (Antony Braxton) родился 4 июня 1945 года в Чикаго, США. Первым его инструментом был кларнет.
Дата рождения:
4 июня 1945
Подробности из жизни:
Энтони Брэкстон (Antony Braxton) родился 4 июня 1945 года в Чикаго, США. Первым его инструментом был кларнет. В дальнейшем, основным инструментом Брэкстон избрал саксофон. С 1959 по 1963 гг. он посещал Чикагскую музыкальную школу. Затем он поступил в Рузвельтский университет, где слушал лекции по философии и композиции. Характерно, что именно уже на этой стадии развития, молодой артист был заинтересован не только джазом, но и академической музыкой. Показательным также является и тот факт, что именно такой, фундаментальный подход, поможет Брэкстону в дальнейшем разработать, пожалуй, одну из самых убедительных структур для фри-джаза.
Уровень осмысления музыки Брэкстоном можно сравнить разве что с интеллектуальным размахом Джона Зорна (John Zorn). Бессмысленно перечислять сейчас все вехи жизни и творчества музыканта: красноречивей биографии в данном случае будет список музыкальных тенденций, к которым обращался Брэкстон. Кроме упомянутого уже фри-джаза, представленного на альбоме 1968…
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)