Продолжаем рассказ о лучших технических решениях, которые помогают музыкантам сохранять тонус на карантине. Мы уже писали о том, как артисты находят новые креативные формы контакта со слушателями, и успешно используют SAAS для концертов.
Сегодня речь пойдёт о живых онлайн-выступлениях (live stream concerts), которые проводят музыканты по всему миру - самостоятельно или при чьей-либо поддержке.
Мы решили, что в этот раз дадим голос музыкантам и продюсерам, чтобы они поделились своими удачными находками.
Стриминг-платформы
Стриминговые платформы существовали задолго до наступления коронавирусной пандемии. Помимо соответствующей функциональности у Youtube или Facebook, существуют специализированные решения - DaCast, Ustream, Livestream, Wowza; все они - коммерческие, стоимость использования колеблется между 20 и 100 долларами в месяц. Они не являются строго музыкальными, транслировать через них можно любой контент. При этом всё видео потом оказывается в полном распоряжении его создателей, - со всеми правами, возможностью публиковать ролики где угодно и так далее.
В 2020 году появилась платформа Cadenza.tv, которая в первую очередь ориентирована на музыкантов. Пока что через неё проведён только один масштабный "карантинный" концерт - выступление группы White Buffalo. Выглядело это как хорошо снятый и смонтированный студийный видеоклип, - съёмки с множества камер (что уже само по себе подразумевает наличие видеомикшера), качественный звук. В общем, не "наколенное" мероприятие.
Cadenza - компания, которая организует мероприятия "под ключ"; для технического обеспечения трансляции она сама использует сторонний сервис - Mux. Так что сегодня мы будем больше рассматривать решения open source, популярные у инди-музыкантов.
Оборудование
Вот хорошее обучающее видео о том, какое оборудование следует использовать для организации стриминга, если вы хотите делать нечто более профессиональное, чем трансляция на смартфон:
"Джентльменский набор" для организации live stream включает в себя:
Кейсы
Первое открытие: инди-музыканты подошли к задаче самыми разными, иногда довольно неожиданными способами. Это касалось и локальных средств трансляции, и онлайн-платформ, на которые производился стрим. Вместе с тем, единого "идеального" решения никто из них не назвал: чаще всего исполнители пытались соорудить концертную студию ("площадку") подручными средствами.
- Для воспроизведения музыки мы использовали наш стандартный набор аппарата для репетиций (гитарные комбики, студийный микрофон и микшерный пульт), а транслировали в официальный Инстаграм группы прямо с iPhone (здесь была единственная наша техническая сложность: после часа непрерывной трансляции ее приходилось запускать заново, таково ограничение ресурса). Ещё у нас стояла отдельная камера, запись с которой мы выложили потом для тех, кто не успел посмотреть в прямом эфире, - рассказывает Данила Бурмистров из группы Sierpien.
По словам Бурмистрова, в работе его группа использовала стандартный репетиционный сетап: гитарные комбики, студийный микрофон и микшерный пульт.
Три стрима - два в Facebook, один в ВК - провела гитаристка симфо-металлической группы Blackthorn Эльвира Алкемида, исполнявшая материал своей группы и каверы на других исполнителей - в том числе Rammstein, Dimmu Borgir и Anorexia Nervosa.
- Поначалу я пользовалась прямыми трансляциями с экшн-камеры GoPro, это был самый простой вариант. Затем удалось освоить стрим через стандартную программу OBS с применением веб-камеры в HD-режиме и передачей звука со звуковой карты с подключенными к ней микрофонами. В случае GoPro основной проблемой была нестабильность соединения Wi-Fi через глючное приложение от GoPro, так как трансляция идет через смартфон. Кроме того, качество видео ограничено 720р. По закону подлости, все начинает лагать именно перед трансляцией, даже когда ты 10 раз уже все протестировал в закрытом режиме. Для OBS соединение было стабильнее, но в этом случае была более длительная настройка синхронизации видео и звука, - поясняет Эльвира.
В Facebook транслировал своё выступление и Ник Завриев (проект Ambidextrous).
- Для начала я разложил дома свой концертный сетап (ноутбук c внешней звуковой картой, Microkorg, MIDI-контроллер Akai, Behringer TD-3, Kaoss Pad)... Потом понял, что можно использовать кое-что из моих домашних железок, которые я не вожу с собой в клубы. Выбор пал на Korg Prophecy, в итоге получился сетап даже более интересный, чем на моих клубных выступлениях, - говорит Ник.
Весь звук, по его словам, микшировался в пульте, из которого на выход шла стереопара, так что во время игры была задействована домашняя система hi-fi.
- Я делал два стрима с разной программой, - уточняет Ник. - В первый раз я просто снимал себя на веб-камеру ноутбука, через который вел трансляцию (хотя звук, конечно, шел через линейный вход ноутбучной карты), во второй раз я уже был умнее и подключил камеру от телефона Pixel 2, установленного на штативе. Качество изображения выросло до небес. В трансляционном ноутбуке было всё стандартно – OBS, трансляция в фейсбук.
Источник OBS
OBS - точнее, OBS Studio, - и в самом деле является своего рода стандартом: это бесплатная - и уже поэтому очень популярная - программа для записи и трансляции потокового видео. Ею пользуются и артисты, самостоятельно устраивавшие свои онлайн-выступления, и люди, которые занялись серийной организацией онлайн-выступлений музыкантов.
OBS упомянули в качестве одного из главных инструментов Леонид Новиков, арт-директор культурного центра "Сердце" (Санкт-Петербург), и Ирина Парусникова, одна из руководителей платформы Smo_Rodina, занимающейся онлайн-трансляциями.
По словам Леонида, в "Сердце" стоят три камеры, иногда бывает приглашённый оператор, а звук ведётся с микшерского пульта, плюс немного для объёма подмешиваетстя зал - то есть, звук, снимаемый с камер. Основная проблема - задержка звука.
- Но она у всех наблюдается, решаем в течение первых 2-3 песен, - отметил организатор.
На задержку сетовали практически все опрошенные артисты. OBS тем и ценна, что позволяет подгонять друг под друга видео и звук "на глаз и слух".
- Мы в принципе планировали делать трансляции из клуба, но толком руки не доходили. И вот - дошли, - говорит Новиков. - Провели два Instagram-марафона в поддержку клуба - в нашем эфире выступали ребята из Германии, Австрии; наш музыкант, проживающий в Финляндии, а также подключались Казань, Москва, много питерских и вообще мощный срез наших дорогих друзей. Все при этом сидели по домам. Трансляция в Instagram это больше такое Lo-fi-токшоу и гэг, там не нужно обращать внимание на технические трудности и быть слишком серьезным, иначе ничего не получится. Ну, а в своих обычных трансляциях мы сейчас ведем эфир на три канала - ВК, Facebook и Youtube, - и потихоньку присоединяем Twitch.
В свою очередь, создатели платформы Smo_Rodina говорят, что им не сразу удалось разобраться с настройками OBS и с трансляцией в Youtube. Для многих музыкантов ситуация была неожиданной, и решение уходить в онлайн принималось спонтанно.
- Когда у моих подшефных музыкантов начались повальные отмены концертов – нужно было как-то выходить из положения, ведь люди во многих городах ждали событий. Онлайн оказался способом дотянуться в каждый дом, где ждут – даже в те далекие уголки мира, где концерты не могли состояться в силу множества причин, - объясняет Ирина Парусникова. - Проводить трансляцию с телефона мысли изначально не было почему-то. Хотелось качественную картинку и хороший звук. Наш товарищ, профессиональный режиссер, который тоже в период пандемии остался без заказов, затею поддержал. Благо, у него почти полный комплект оборудования для съемки. У моего мужа, музыканта, в домашней студии обнаружилось почти все необходимое для озвучивания – микрофоны, шнуры, комбик... Никто не был готов к такому повороту жизни, потому переобуваемся в воздухе и делаем на том, что имеем.
По признанию Парусниковой, уже после третьего концерта стало понятно, что некоторые вещи необходимо докупать - и хорошо, что работали службы доставки.
- В частности, выяснили, что стоимость кабеля имеет значение: дешевые отказывались работать, - заметила Ирина.
Затратный энергообмен
Ключевое отличие стримов от полноценных живых выступлений - отсутствие прямого контакта со зрителями. Это поначалу всё усложняет.
- Это очень энергозатратный процесс, так как ты не видишь реакции зрителей, а только читаешь комментарии онлайн, - признается Эльвира Алкемида.
Но почти все, с кем говорили Звуки, сошлись на том, что в итоге отклик зрителей был довольно заметным: никакого "пения в пустоту".
- Энергетически это было очень круто! В первый раз, несмотря на технические проблемы, народ не уходил, писал очень теплые комментарии. Меня это очень вдохновило. Еще я был приятно удивлен, увидев среди зрителей много коллег-музыкантов, с которыми я даже не знаком лично – сами нашли, подключились и смотрели, - рассказал Ник Завриев.
- Мы с удивлением встретили вал положительных откликов на такой формат, когда "каждый зритель в первом ряду", - говорит Ирина Парусникова. - Люди писали, что ощущение, будто это персональный концерт для каждого. Возможно, это эффект крупных планов, которые любит наш режиссер. Еще были замечательные отклики типа "наконец-то можно послушать на таком хорошем звуке, когда в зале никто не кашляет". Ну, и важный момент сплочения публики в чатах: всегда присутствует момент переклички по городам, и география впечатляет. Такое общение каким-то особым образом бодрит: нам с первого же эфира писали благодарности за "антивирус-антистресс".
По словам Ирины, уже на первых стримах Smo_Rodina количество слушателей перевалило за тысячу.
Можем повторить
В целом, все музыканты, с которыми разговаривали "Звуки", сошлись на том, что опыт онлайн-концертов оказался вполне успешным, несмотря на все технические затруднения. Почти все готовы повторить, хотя бы и с осторожностью.
- С одной стороны, с каждым разом количество зрителей уменьшается, - говорит Данила Бурмистров. - Видимо, имеет место некая уже пресыщенность подобным контентом, а он, как ни крути, однообразен; с другой стороны, образуется очень крепкая связь с ядром; самые верные слушатели с каждым разом выражают всё больше внимания и поддержки, а последняя трансляция, плюс ко всему, собрала наибольшую сумму пожертвований. Тем не менее злоупотреблять этим форматом мы не собираемся и вообще с нетерпением ждём, когда наконец можно будет играть концерты живьём как в старые добрые времена.
- Важно не "перекормить" зрителя трансляциями, - подтверждает Ник Завриев. - Я, наверное, возьму за правило где-нибудь раз в год устраивать онлайн-концерт для тех, кто либо не может посмотреть оффлайновый по "географическим" причинам, либо просто не привык ходить в клубы (а среди нердов-электронщиков таких много).
По мнению Леонида Новикова, онлайн-концерты - это способ оказать стоящим музыкантам поддержку. Его соратники готовы проводить такие мероприятия и впредь.
- Хотя лично я не уверен, что у зрителей есть столько средств на регулярную добровольную поддержку артистов. Но кто знает?, - добавил арт-директор.
Важно отметить: все, с кем Звуки общались по поводу онлайн-выступлений, работали по принципу "здесь и сейчас". Даже если выступающих было больше одного, они физически находились на одной площадке, с которой велась трансляция. "Распределённых" концертов, когда несколько музыкантов в режиме реального времени синхронизировались друг с другом, физически находясь в разных местах, не проводил никто: технически это проблема совсем иного уровня.
Как уже рассказывали, её вряд ли возможно решить без "поддержки с воздуха", используя общие каналы связи. Хотя некоторые сервисы и претендуют на это.
Ситуация с пандемией, конечно, беспрецедентна. И совсем не факт, что неповторима: вероятность "второй волны" коронавируса никто пока исключить не может. Так что опыт live streams вполне может пригодиться ещё не раз.
Однако именно этой весной вновь сформировался запрос на более высокоскоростные каналы связи. Их появление значительно расширит возможности совместного музицирования на расстоянии. И играть концерты онлайн музыканты будут уже не только по необходимости.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)