Весна-2020: весь мир сидит под замком, оперные певцы снимают арии со своих балконов, люди устраивают постановки целых мюзиклов в своих гостиных, поп-артисты снимают клипы на айфон. Музыка не прекратила звучать, но сделать ее стало гораздо сложнее. Теперь она вся внезапно стала digital, и музыканты, осознавшие, что до 2021 года им предстоит видеть зрителей только онлайн, начали осваивать все больше софта и проявлять чудеса креатива. Какие технические средства они для этого используют и какие из них стали новыми клише - в обзоре Звуков.
Дни защиты детей
Мы уже рассказывали о том, что весь музыкальный мир переживает падение продаж, однако есть артисты, чьи финансовые показатели выросли. Рэп и рок стремительно теряют аудиторию: похоже, в домашней обстановке слушать энергичную и агрессивную музыку не так уж приятно. В то же время, согласно исследованию Quartz, выросли прослушивания фолка и академической музыки.
Для некоторых артистов карантин стал прекрасным толчком к тому, чтобы привлечь новых слушателей: к примеру, группу Kidz Bop, которая делает "детские" версии поп-хитов, адаптируя тексты песен и музыку для малышей, в режиме изоляции слушают на 10% чаще (что легко объясняется необходимостью чем-то занять спиногрызов). Яндекс.Музыка запустила проект, в котором артисты читают детям сказки на ночь, и даже Мадонна устроила детям сеанс чтения своих книг.
А еще люди гораздо больше слушают рок-классики времен своего детства - и тут в ход идет что угодно, от Боба Марли до Fleetwood Mac. Легенды встрепенулись и начали выкладывать в сеть архивы.
Оркестры без дирижера
Академические музыканты тоже не растерялись: многие из них начали давать специальные трансляции в YouTube и Facebook, перейдя в режим unplugged либо осваивая тонкое искусство видеомонтажа. Собрать оркестр с лучшими исполнителями оказалось гораздо проще, когда не нужно тратить времени на совместные репетиции: к примеру, выпускники Монреальской консерватории записывали три концерта Баха, находясь в разных точках Земли.
- Идея родилась спонтанно, - говорит организатор проекта, пианист Илья Таксер. - Cкорее, даже от досады, что половина сезона была отменена. Водрузив на рояли самодельные штативы, а на них - телефоны, мы записали сперва фортепианные партии, позже соединив их в программе Adobe Premier Pro. Мы отправили это оркестрантам, а они уже сделали записи своих партий "под нас". Затем мы смонтировали полученные видео - и вот что получилось:
Точно так же поступил и Роттердамский филармонический оркестр, устроивший для своих слушателей серию виртуальных концертов. И хотя "домашнее" исполнение 9-й симфонии Бетховена выглядит и звучит бесхитростно, артисты говорят, что проект потребовал "много-много часов редактирования видео".
К ним присоединились Чикагский симфонический оркестр, а также Национальный оркестр Франции с "Болеро" Равеля и даже российский Ансамбль театра музыкальной комедии с "Ленинградской симфонией" Шостаковича.
Первая сложность, которая поджидает большие группы и ансамбли при трансляции, - синхронизация. Обычный пользователь может для общения обращаться к приложениям для видеоконференций, таким как Zoom, Skype и Google Hangouts, но они не совсем подходят для музыки.
"Все они чрезмерно сжимают музыку, и в результате получается довольно ужасный звук, - говорит Пол Рейнольдс, глава компании MassiveMusic. - Но музыкальное ПО в сочетании с приличным интернетом означает, что домашняя студия может быть такой же качественной, как и профессиональная. Давно прошли те времена, когда для создания студии звукозаписи требовались инвестиции в размере 500 000 фунтов стерлингов. Теперь очень много можно сделать с помощью очень простого и относительно дешевого оборудования."
Скорость передачи данных остается самой большой проблемой в совместной работе музыкантов: их производительность в режиме реального времени оказывается не так высока. По мере того, как улучшается пропускная способность канала, звук более высокого качества может передаваться с гораздо более высокой скоростью, что означает меньше проблем с задержками. Однако сбой может случиться в любой момент - ведь сейчас нагрузка на сеть возросла в разы, и провайдеры даже просят авторов Netflix и YouTube на загружать свои произведения в HD.
Так что когда онлайн-концерт дает оркестр, ему приходится либо договариваться с провайдером о выделенном канале для всех участников и слушателей, либо делать предварительную запись каждой партии и потом монтировать их.
Многие артисты посмотрели на все это и решили, что не готовы вести "сеанс одновременной игры". Например, гиганты Radiohead просто каждую неделю бесплатно транслируют один из своих концертов, пока не закончится блокировка.
А для кого-то возможность синхронного творчества онлайн стала точкой роста. Многие инди-музыканты играют и записывают совместные сессии, используя open source плагин NinJam. Вы можете подключить гитару к своему компьютеру и начать играть с кем-то в другом городе в режиме реального времени, или во время студийной сессии каждый из вас записывает свою партию, а потом вы их микшируете.
Стадионные концерты unlimited
Звезды первого эшелона, у которых есть бюджет не продакшн, устраивают концерты в разных онлайн-игрушках. То, что раньше было довольно экзотической концертной практикой и эксклюзивом, становится обыденностью - но и в техническом плане виртуальные концерты не привлнесли ничего нового, кроме масштабов. К примеру, шоу Трэвиса Скотта (Travis Scott) "Astronomical experience" на игровой платформе Fortnite посмотрело в живой трансляции более 28 миллионов (!) человек, а число просмотров записи на YouTube перевалило за 35 миллионов. Для выступления в среде Battle Royale были созданы не только специальные психоделические декорации, но и 3D-персонаж самого Трэвиса.
Посмотрим, чем ответят рок-гиганты - U2, Iron Maiden и Metallica. Говорят, у них прослушивания упали почти на 20%.
Covid-rock и AI
В марте и апреле Spotify и Apple Music зафиксировали рост загрузок новых треков: похоже, коронавирус разбудил в народе музу. Однако свежих стилей либо больших хитов эта волна творчества не принесла. Большинство популярных артистов оказались довольно однообразны: они, в основном, перешли в режим unplugged и спели об одиноестве и поддержке. Все успели сыграть на домашней утвари, показать фанатам своих котиков и детей, станцевать в пижаме.
Поскольку люди пока не отличились креативом, им на помощь пришел искусственный интеллект. Голландская телерадиовещательная компания VPRO выдвинула идею использования AI для создания хита будущего года для Нидерландов, и объявила конкурс на лучший AI-хит.
Идея быстро приобрела масштаб. Сейчас в соревнованиях участвуют 13 команд из Европы и Австралии, каждая из которых получила задание создать трехминутную поп-песню без участия людей.
Австралийская команда Uncanny Valley, опубликовала трек "Beautiful the World", при создании которой использовался процесс машинного обучения DDSP (дифференцируемая цифровая обработка сигналов). В композиции за основу взяты мотивы и элементы текстов песен-победителей предыдущих конкурсов, и звучат голоса австралийских животных: коалы, кукубарры и тасманского дьявола.
А на прошлой неделе компания Trash запустила платформу для создания клипов, основанную на AI, чтобы каждый мог легко обмениваться видео со своего телефона и совместно их редактировать.Чтобы принять участие в тестировании проекта, музыкант должен зарегистрироваться на их сайте.
Клипы эпохи локдаун
Если хоть какой-то опыт дистанционной записи музыки у большинства музыкантов есть, то опыт съемок видео и монтажа у них, чаще всего, отсутствует. Да и снять что-то интересное в домашней обстановке оказалось не так уж просто. Поэтому поначалу здесь было мало простора для творчества: музыканты начали выпускать незатейливые произведения с окнами в Zoom (породив сотни одинаковых превью в YouTube). Но тут артисты очень кстати вспомнили, что у них есть фанаты! И уже с первых дней марта все начали снимать совершенно одинаковые клипы, где запертые по домам люди танцуют либо исполняют какие-то движения в ритме песни на камеру. Это было поначалу очень приятно наблюдать в феврале-марте, но в мае такая нарезка на айфон интересна, разве что, тем, кто в них участвует.
Сложности с "клипами по удаленке" находятся не в технической плоскости, а в области менеджмента. Если вы решили привлечь своих поклонников к краудсорсу, не так-то просто придать вашему видео согласованность и синхронность. Поэтому очень полезно предложить всем исполнить какой-нибудь танец с узнаваемыми движениями, который каждый делает, чтобы помочь зрительно "связать" сюжет. Если нужно, чтобы видео было с определенной частотой кадров, полезно сначала сделать видеоурок с инструкциями, чтобы фанаты знали, как настроить его на своих телефонах. И, конечно, всегда приятнее смотреть на людей, умеющих танцевать профессионально.
Bedroom pop
Bedroom pop - явление для сцены не новое: так во второй половине 2010-х годов начали называть самодельную музыку, записанную в домашних условиях на акустических инструментах. Чаще всего это мечтательные баллады либо гитарно-электронный микс, который звучит как очень вылизанные демо. Смысл не в месте записи, а в методе: записать песню с запоминающейся мелодией минимальным набором средств. Плейлист bedroom pop на Spotify насчитывает более полумиллиона прослушиваний.
Наиболее популярный пример bedroom pop - видео "Pretty Girl", которое записала Clairo (настоящее имя: Клэр Коттрилл) в своей спальне за 30 минут. Сейчас у Клэр больше миллиона подписчиков на YouTube.
В дни, когда в bedroom pop превратилось почти все, многие музыканты понимают: стоит приложить дополнительные усилия, чтобы музыка не звучала как ретро-поп и софт-рок. В ход идут новые библиотеки и плагины, да и аранжировщикам и саундпродюсерам прибавилось работы на удаленке. И вообще карантин - отличное время для самообразования. Берите пример с Pink! Она научилась играть на рояле.
Рост онлайн-платформ
Для многих отечественных артистов ситуация карантина стала моментом творческого бессилия, поскольку до этого мало кто из них всерьез занимался трансляциями. Большинство слишком долго раскачивалось, прежде чем начать делать трансляции - первыми стали Леонид Федоров и Борис Гребенщиков, которые просто взяли гитары и устроили квартирники тогда, когда это было больше всего нужно их слушателям.
VK-Fest оставил разочарованными многих зрителей - продакшн был не на высоте, а музыканты на сцене не соблюдали социальную дистанцию. Хорошо, что фестиваль прошел без зрителей в зале.
Эфиры Яндекс.Музыки пока представляют собой просто домашние стримы с интерактивной составляющей. Это во многом обусловлено и политикой платформ: Шансон 2020 скачать в ВК все еще гораздо проще, чем концерт инди-звезд, а Яндекс.Музыка не делает трансляций легендарных концертов звезд мирового уровня. Однако "китов" постепенно начали заменять новые игроки: платформы Okko и Stay делают бесплатные концерты каждую неделю; маститые рокеры и рэп-артисты серьезного уровня начали использовать для трансляций все доступные средства - от Facebook до YouTube. Артист должен самостоятельно подготовить концерт, а платформа помогает с продвижением и организацией стриминга.
Нам предстоит пережить "бесконтактое" лето и "социально-дистанцированную" осень - а это значит, что Звуки продолжат наблюдать за появлением интересных технических решений в области музыкального творчества и производства. Делитесь своими находками!
А чтобы совместно все это прослушивать, Spotify запустил для премиум-подписчиков и их друзей новую совместную функцию Group Session. Она позволяет устраивать друг другу трансляции - включать песню синхронно, приостанавливать и совместно пополнять коллекции. Так что теперь мы можем радовать друг друга не только новой, но и старой любимой музыкой.
Материал плейлистов предоставлен https://themp3.info
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)