В начале марта COVID-19 стер с календаря концерты и фестивали, закрыв слушателей по домам и приведя музыкальную индустрию в кризис. Несколько первых недель показали: музыка как форма самовыражения прекрасно существует в исключительно цифровой форме, чего не скажешь о ее авторах и исполнителях. Производственные возможности музыкантов, заточенные на живые шоу, рухнули, как и их заработки, - ведь доходы от продажи записей и стримов составляли к началу года менее 20% всех поступлений для большинства артистов. Звуки продолжают цикл статей, посвященных антикризисным мерам и альтернативам, которые помогут музыкантам в это непростое время.
Сегодня мы поговорим о том, как изменилось соотношение роста между разными сегментами рынка развлечений, а также покажем, куда утекают деньги из музыкального бизнеса. Начнем с плохих новостей и завершим хорошими.
Концертная индустрия: не в этом году
Еще в феврале, анализируя потенциал концертно-фестивального рынка в 2020 году, Звуки предупреждали: в последние 10 лет произошло коренное изменение в экономической модели, отчасти связанное с тем, что прослушивание музыки стало практически бесплатным - и, как следствие, упали доходы артистов от дистрибуции физических носителей. Стриминг пока не полностью компенсирует потери в продажах, - гласил отчет RIAA за 2019 год. К тому же, доходы музыканта от стриминг-платформ и без того были крайне незначительны.
Для музыкантов фестивальные туры стали способом поправить дела - ведь лишь в 2019 году фестивали посетило более 32 миллионов человек. И именно на летний сезон многие артисты возлагали свои надежды, которым теперь не суждено сбыться.
К сожалению, даже если карантин закончится прямо завтра, выход из кризиса для концертной отрасли будет носить затяжной характер. Причин тому несколько:
Ждать поддержки от стремительно беднеющих фанатов не стоит. Получать государственное пособие по безработице в большинстве стран музыканты тоже не смогут: даже в благополучной Англии, по данным UK Music которая делает обзоры музыкального рынка в стране, около 72 процентов тех, кто работает в музыкальной индустрии, работают не по найму. Чего уж говорить о России, где музыкант зачастую не заводит себе даже ИП.
Звукозапись и ритейл: богатые становятся богаче, бедные - беднее
Продажи физических носителей - CD, виниловых пластинок и мерча, - резко упали. Закрытие специализированных магазинов и розничных сетей (от HMV до Трансильвании) - это еще полбеды. Настоящим ударом для лейблов стало "перепрофилирование" онлайн-гигантов класса Amazon и eBay (по разным оценкам, продающих больше половины физических музыкальных копий в мире) и нишевых магазинов, которые сосредоточили свои усилия на предметах первой необходимости. Акция по спасению музыкальных магазинов #loverecordstores носит разовый характер и вряд ли существенно поможет вашим любимым виниловым развалам пережить катастрофу.
С онлайн-продажами, на первый взгляд, дело обстоит не лучше. Как вы помните, уже в конце марта мы опубликовали сообщение о том, что следствием пандемии стало снижение прослушиваний, так что большой вопрос, оправдается ли прогноз, что стриминг соберет US$15,678 млн. Для многих инди-лейблов это стало настоящим ударом - предполагается, что гранты фондов и экстренные меры по спасению, которые предложила компания Apple независимым музыкантам, недостаточны.
Однако негативное экономическое воздействие COVID-19, похоже, не нанесло существенного ущерба доходам крупных правообладателей, несмотря на ужесточение карантинных мер. Так, мировой гигант Universal отчитался о хороших показателях продаж первого квартала уже после того, как европейские торговые холдинги объявили, что снижение объемов физической музыки и лицензирования, а также потенциальное снижение дохода от стримов может серьезно подорвать финансовые показатели крупных лейблов в этом году. Судя по всему, резервы у мейджоров пока есть.
Но само по себе явление COVID-19 было настолько эмоционально мощным, что спровоцировало бурный рост творчества музыкантов. В какой-то момент эту квинтэссенцию паники издадут - и это будет самый депрессивный плейлист на свете.
Хорошие новости
Главная хорошая новость состоит в том, что тотальный мировой карантин не стал причиной для того, чтобы человечество отказалось от развлечений. Наоборот: скука и одиночество заставляют людей поглощать даже такой безнадежно убогий контент, как домашние квартирники, снятые на дрожащий телефон, и концерты по Zoom. Так что если у музыканта уже есть аудитория, самое время попросить ее о поддержке.
А если своей фан-базы у вас пока нет, то и терять вам нечего. Если вы - действующий автор и композитор в поисках смысла жизни, самое время обратить внимание на те ниши рынка entertainment, которые с начала карантина переживают бурный рост и которым вы можете быть полезны.
Кино: ноль производства, торжество платформ
Ситуация с кино двоякая. Съемки всех фильмов и сериалов, а также все студийные этапы кинопроизводства, были остановлены в связи с требованием социального дистанцирования. В начале марта 2020 года представители киноиндустрии сообщили, что мировая касса может потерять $5 миллиардов в результате пандемии, так что по итогам года многие сети кинотеатров также могут закрыться навсегда.
И вот тут-то на первый план вышли HBO, Netflix, Disney, Hulu, Amazon и их аналоги: именно их аудитория, прилипшая к диванам, обеспечила фантастический рост сегмента. Количество платных подписок на потоковое телевидение и видео выросло на 32% за неделю с 16 марта. Предполагается, что запаса контента платформам хватит, чтобы демонстрировать рост аудитории на протяжении достаточно длительного времени, а дальше эти средства будут инвестированы в производство. В частности, за первые три месяца 2020-го года сервис Netflix увеличил прибыль до 709 млн долларов. Это в два раза больше по сравнению с тем же периодом год назад. Как следствие, акции Netflix уже выросли до рекордно высокого уровня, поскольку инвесторы делают ставку на рост стриминга во время коронавируса.
Кстати, одними из важных сегментов, вышедших на передний план, стали любительское кино и анимация - их можно снимать почти в домашних условиях. Но, в любом случае, говорить о производстве можно будет не раньше осени.
Мы уже знакомили вас с главными композиторами эпохи - это композиторы музыки к сериалам. Именно их работы получают все больше премий Grammy и Oscar.
Онлайн-игры: реванш
Мрачный, стереотипный образ одинокого, социально изолированного игрока в видеоигры внезапно оказался разрушен - и спасибо за это мы должны сказать именно карантину.
Поскольку пандемия COVID-19 вынуждает людей находить новые занятия, не выходя из дома, по всему миру сейчас наблюдается массовый всплеск интереса к онлайн-играм: ведь именно игры способствуют здоровому чувству общности и поддержанию социальных контактов в ходе командных игр или диалогов с противником. Как утверждают психологи, видеоигры снижают стресс, смягчают депрессию и высвобождают эндорфины - то есть работают как антидепрессант.
- Изменение парадигмы восприятия было неизбежно, - говорит Кристофер Александр, профессор видеоигр и киберспорта в Университете Райерсона в Торонто. - Эта пандемия выдвинула на первый план некоторые из более положительных аспектов видеоигр, которые часто ускользали от внимания СМИ. Неудивительно, что Всемирная организация здравоохранения, которая часто предупреждала о так называемом "игровом расстройстве" среди детей и подростков, недавно объявила о своей поддержке акции игровой индустрии, которая проходит на всех игровых платформах под хэштегом #PlayApartTogether.
Ожидается, что в 2020 году игроки потратят $4,5 миллиарда долларов на игры онлайн (для сравнения: весь цифровой музыкальный рынок в этом году составляет US$$17,547 млн.). Причем, особенно хороший рост показывает сегмент киберспорта (видимо, за неимением офлайновых соревнований).
Саундтреки к играм и создание звуковых "лееров" - серьезная ниша, в которой одинаково успешными оказываются как электронные музыканты, так и почтенные рокеры. Вот лишь несколько знакомых всем саундтреков: Пол Маккартни (Paul McCartney) - Destiny, Трент Резнор (Trent Reznor, NIN) - Quake, Beck - Sound Shapes.
В то же время некоторые композиторы музыки для игр в итоге вышли на совершенно иной уровень. Например, эклектичная, но запоминающаяся "роктроника" Фрэнка Клепацки (Frank Klepacki), написанная для игр серий Command & Conquer, Red Alert, обеспечила ему статус весьма востребованного концертирующего музыканта. Команда Tiberian Sons, которую он возглавляет, исполняет как раз его музыку из игр - к вящим восторгам людей за тридцать:
В свою очередь, композитору Джереми Соулу (Jeremy Soule) его симфонические саундтреки к играм серии NeverWinter Nights и The Elder Scrolls - Morrowind, Oblivion, Skyrim - принесли мировую известность и ряд наград. Притом, что музыку для NWN и Morrowind он писал, используя сэмпловые библиотеки, работа была выполнена настолько качественно, что надо долго прислушиваться, чтобы понять, что это не живой оркестр:
Музыку Соула в итоге исполняют живые оркестры; вдобавок он написал несколько саундтреков к художественным и документальным фильмам, двум сценическим спектаклям и - бесчисленному множеству самых разных игр. В 2017 году он с помощью краудфандинга профинансировал запись и публикацию своей самостоятельной академической работы - симфонии "The Northerner Diaries".
Онлайн-гэмблинг: тайный лидер
Бизнес онлайн-казино процветает во многих странах мира. По оценкам Zion Market Research за 2018 год, чистая стоимость индустрии онлайн-азартных игр составляла в 2017 году $45,8 млрд. По тогдашним прогнозам, она должна была вырасти до $94,4 млрд к 2024 году. Однако коронавирус внес свои коррективы: эта цифра может быть достигнута уже к концу 2021 года. Многие игровые холдинги уже рапортуют о стремительном росте продаж.
Гэмблинг стремительно поглощает развлекательный рынок, хотя во многих странах до сих пор существуют законодательные ограничения на азартные игры. Например, Великобритания позволяет работать онлайн-казино и продает онлайн-лицензии. Здесь разрешено играть в казино, лицензированных в других странах, но реклама самих казино запрещена. В России азартные игры запрещены с 2006 года, но пользователи играют в азартные игры, используя онлайн-казино, лицензированные в других странах. Производство этих игр также осуществляется за пределами РФ, и конкуренция здесь довольно высока.
Между игорной и музыкальной индустрией всегда существовали гармоничные отношения: к примеру, Guns N’ Roses разрешили использовать тему из своего хита "Paradise City" в качестве соповождения к онлайн-слоту Guns N’ Roses. Треки Motorhead используются в онлайн и мобильных слотах, два их которых носят имя группы. Не забудем и о постоянных "резидентах" крупных казино в Лас-Вегасе, которые сейчас также массово переходят в форму аппов - например, в одном только казино.club разновидностей игр - несколько сотен.
Относительно гэмблинга существует забавный стереотип - что там используются только "простые" мелодии. Однако это не так: к примеру, на ставке у казино Wings - целый оркестр.
Коронавирус должен стать поворотным пунктом для музыкальной индустрии - и он может стать точкой роста вашей карьеры. Вместо того, чтобы конкурировать с другими музыкантами за право показать всем свою спальню, сыграв несколько песен в акустике, - находите новые коллаборации и творите!
Благодарим за предоставленную статистику казино.club
1933 – Родилась Нина Симон (Eunice Kathleen Waymon) - джазовая певица, пианистка, композитор, аранжировщица. Обладала узнаваемым теплым вокалом, сочетала в своем творчестве джаз, соул, поп-музыку, госпел и блюз. Свой псевдоним Нина взяла в честь своей любимой актрисы Симоны Синьоре »»
1969 – В британском городе Понтипул родился Джеймс Дин Брэдфилд, лидер-гитарист и вокалист рок-группы Manic Street Preachers. В школе над Джеймсом издевались одноклассники, поэтому круг его общения состоял исключительно из будущих членов группы, Ники Уайра и Ричи Джеймса Эдвардса »»
1991 – Образована группа «Тараканы!» »»
Nina SIMONE (1933)
Jerry HARRISON (1949)
Warren VACHE (1951)
Николай РАСТОРГУЕВ (1957)
Mary-Chapin CARPENTER (1958)
Steve WYNN (1960)