По итогам 82-го года, обнародованным в журнале Рокси , этот дебютный альбом попал в пятерку самых лучших записей сезона - в одном ряду с LV , Табу и 45 . Вместе с тем Выход того времени можно было считать рок-группой достаточно условно. Оттолкнувшись от бардовской традиции, Сергей Силя Селюнин сочинял одухотворенные баллады, периодически перескакивая с КСП на реггей, блюз и неявную психоделику. Акустический орнамент его песен был обусловлен двумя факторами - невозможностью играть электрические концерты и невысоким техническим потенциалом музыкантов группы.
От полной халявы в музыкальном плане Выход спасал скрипач Андрей Заблудовский, ставший впоследствии лидер-гитаристом Секрета . Он доводил до завершенного вида мелодии силиных песен, являясь их основным аранжировщиком. Ритм-секцию Выхода составляли влюбленные в реггей и новую волну Михаил Брук (барабаны) и Александр Андреев (бас), про музыкальное мастерство которых ироничный Силя выразился в духе одно дело - любить, а другое дело - уметь играть . Как бы там ни было, именно Брук с Андреевым подсадили Силю на песни Боба Марли, принеся своему другу целую пачку пластинок с ямайской музыкой.
Следствием подобной реггей-подготовки оказался заглавный хит Брат Исайя - неожиданное для Сили обращение к библейской тематике: Дверь заперта, брат Исайя, открой!/Мертвый или живой! Этот реггей, написанный Силей за пятнадцать минут во время прогулки от дома до электрички, впоследствии оказался одной из самых популярных его песен и давал богатую пищу для всевозможных толкований.
В идейном смысле Брат Исайя ничем не навеян, - рассказывает Силя. - Я прикололся к рифме кайя-Исайя , но потом слово кайя из песни ушло и осталась рифма душа простая . Позднее мои друзья нашли в тексте глубокий смысл - мол, это про Солженицына (так как он Исаевич) - чего в песне отродясь не было . Основная часть композиций Выхода была написана Селюниным в 79-82 годах и представляла собой смесь хиппистских гимнов ( Хиппарь ) и эротических откровений ( Торчу с твоих ног , Капли кайфовой росы ), не переходящих в открытую похоть и остающихся где-то на территории царства Вечной Мечты.
Как ни банально это звучит, сюжеты для песен Силя брал из собственной жизни. Физик по образованию и будущий кандидат наук, он без ложного пафоса насыщал почти каждую из композиций бурными посталкогольными воспоминаниями, обостренным сексуальным восприятием действительности и остроумнейшим стебом - казалось, надо всем на свете. Одной из таких песен был Хиппарь - разудалый манифест раздолбайства, насыщенный легко читаемой самоиронией.
Еще одна из композиций, Капли кайфовой росы , была написана Силей в приступе похмельного стыда - после очередной белой горячки. В ней оказались перемешаны мелодии сразу двух песен - Они ползут по стенам и Собирательница капель . С бодуна Силя взял припев первой песни и куплет второй и механически их соединил. При наличии буйной фантазии песни Сили могли ассоциироваться как с прибомжованным вариантом акустических опусов раннего Макаревича, так и с творчеством переевшихся смешинками музыкантов Аквариума , пародирующих композиции из собственного альбома Акустика .
Я тексты никогда не осознавал как основную деталь, - говорит Силя. - Ведь начиналось все с чего? Хей-хей! - и ритм, и тексты, как заполнение... Надо уметь замечать, что если слишком умный текст, то непонятно, зачем его под барабаны петь. А если глупый, то он и под барабаны пойдет .
Одной из сильных сторон Сили как творческой личности было и остается не только удивительное чувство экспромта, но и отсутствие каких-либо комплексов по поводу звучания собственной группы. Свой звук мы искали с помощью ганжи, - с улыбкой вспоминает он. - Записав на репетиции новую песню, мы курили косяки и, слушая собственные опусы, восторгались: Какой звук! Вот это ништяк! Целый оркестр!
Как гласит история, в электричестве ранний Выход отыграл всего два концерта. Начинались они с того, что луч света очерчивал силуэт человека в капюшоне, который буйно молотил по барабанам. Затем шел забойный хард-роковый рифф, после чего Силя начинал орать Брата Исайю . Вообще среди девяти песен, вошедших в одноименный альбом, в электричестве исполнялись только две: Хиппарь и собственно Брат Исайя . Все остальные игрались группой в акустике на многочисленных квартирниках. В конце концов именно после подобных концертов Силю истерзали друзья, настоявшие на записи альбома - вполне осмысленной работы на вечность . Сессия состоялась в июне 82-го года на квартире у Саши Бавина - обладателя бытового магнитофона и самопального железного пульта весом около двадцати килограммов. В пульт были подключены микрофоны, два из которых находились у Сили (голос, гитара), один - у Брука (бонги) и один у Заблудовского, который в зависимости от ситуации либо играл на скрипке, либо подпевал. У Саши Андреева собственного микрофона не было. Он сидел в глубине комнаты и задумчиво ковырял на акустической шестиструнке. В нужный момент он подкрадывался к одному из микрофонов и, по выражению Сили, делал маленькие соло-феньки . Как минимум одна из них, проникновенно исполненная Андреевым в композиции Торчу с твоих ног , до сих пор берет за душу.
Сам Силя играл на древней гитаре производства ленинградской фабрики имени Луначарского, принадлежавшей Дому медицинского работника. К моменту записи из двенадцати струн в живых осталось лишь восемь. Все получилось размеренно и по кайфу - не в смысле аранжировки, а в смысле настроения , - вынес спустя полтора десятка лет свой вердикт Селюнин. Несмотря на то что микрофоны беспрерывно капризничали, атмосфера во время сессии была действительно приподнятая. Песни переписывались только в том случае, если Силя внезапно забывал слова. Фальшивые ноты, ритмические сбивки и корявые партии в расчет не принимались. В первый день было записано девять песен - больше трех четвертей предполагаемого материала. После чего обрадованный Силя отправился в гости, где прозаично нажрался до розовых слонов и концовку записи продинамил. В результате незафиксированным остался один из основных хитов Сили - щемящий белый блюз Машка, я твой парень - возможно, одна из самых жалостливых композиций советского рока начала 80-х.
Итак, альбом пошел в народ недописанным - общей протяженностью где-то в 35 минут. Несмотря на ряд музыкальных находок, своеобразный гитарно-скрипичный саунд и утонченную иронию большинства песен, Брат Исайя являлся классическим образцом халявно сделанной работы. Другое дело, что отчасти именно это обстоятельство добавляло данному опусу элемент обаяния и притягательности. Ведь в то время у Выхода по определению не могло быть другого альбома.
То, что мы записали, - вспоминает Силя, - не было конечной формой альбома. Сама пленка планировалась к использованию в качестве матрицы, разрезанной и склеенной в нужном порядке. Но все так и осталось в первоначальном виде . С тех пор утекло немало воды, которую Выход баламутил как хотел и когда хотел. Несколько лет подряд группа и вовсе не давала концертов - под благовидным предлогом мы справляем траур по новому басисту . Когда же после творческого тайм-аута Силя попробовал записаться в электричестве (альбом Безобразие ), он первую половину сессии проработал трезвым, а вторую - совершенно уже нет .
В этом альбоме переход от сознательного к бессознательному был для меня особенно важен , - откровенничал он спустя несколько лет.
В начале 90-х годов Силя на некоторое время стабилизировал состав группы (с участием Олега Сакмарова (флейта), Петра Акимова (виолончель) и Вани Воропаева (альт)) - но не свое незамутненно-расслабленное отношение к жизни. Возможно, именно благодаря этому он не подвергся зверскому испытанию куплей-продажей и раскруткой в масс-медиа. Почему и жив, хотя и не знаменит. Его песни - Инспектор ГАИ , Женщины как лошади , Город кастрированных поэтов , Мой лучший друг , Пригласи меня на анашу - любимы многими и в разных городах. А кавер-версию наутилусовских Прогулок по воде , превращенных Выходом из трогательной философской притчи в стебный музыкальный комикс, стоит рассматривать как нечастый случай, когда копия не уступает оригиналу.
Что же касается Брата Исайи , то на компакт-диске этот альбом так и не был издан.* Оригинал альбома долгое время хранился у Саши Андреева, который не без оснований полагал, что у Сили матрица все равно пропадет. Алогичность ситуации заключалась в том, что, когда Силя созрел выпустить Брата Исайю на компакте, Андреев активно запротестовал. В качестве аргумента он приводил доводы о том, что у группы нет никакой гарантии, что фирма, выпускающая этот альбом в России, произведет квалифицированную реставрацию оригинала. Поеду-ка я лучше вместе с альбомом в Сан-Франциско, - неторопливо рассуждал Андреев. - У меня там есть знакомый звукоинженер, который отлично восстанавливает бутлеги Doors. Теперь они звучат лучше, чем официальные альбомы. Вот у него-то в студии мы Брата Исайю и подчистим . В Сан-Франциско Андреев едет и по сей день. В противном случае это был бы просто не Выход .
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)