Эд Нестеренко всегда считал себя человеком с безупречным вкусом. Он слушал самую модную альтернативную музыку, перечитывал произведения Силлитоу и Сэлинджера, увлекался английским кинематографом и втайне мечтал снимать анимационные видеоклипы. Несмотря на давнюю дружбу с музыкантами Кино и Дурного влияния , Нестеренко слыл в Ленинграде личностью странной и чужеродной. Еще в середине 80-х его неоромантический проект Кофе играл отвлеченные композиции в духе Duran Duran, явно не отвечавшие запросам эпохи . Среды для такого глэм-рока тогда не существовало, и вскоре группа распалась - отчасти будучи непонятой, отчасти - из-за переизбытка амбиций и внутренних противоречий.
В Кофе каждый из шести музыкантов тянул одеяло на себя, - вспоминает Нестеренко. - Мои гитарные аранжировки часто подвергались обструкции, и я решил создать проект, в котором был бы полным хозяином положения .
В конце 87-го года на обломках Кофе возникла Петля Нестерова : Эд Нестеренко (гитара, вокал), Игорь Гога Копылов (бас) и Александр Сенин (барабаны). Изначально ориентируясь на минималистский минорный рок в духе U2, Cure, Echo & The Bunnymen, они вскоре стали звучать как одна из самых современных ленинградских рок-групп.
У нас никогда не было погони за штампами, но в то же время мы не убегали от них , - вспоминает Нестеренко, называвший подобные полуавангардистские эксперименты музыкой с искривлениями . Эдик уже тогда относился к той категории гитаристов, которые, по меткому выражению Александра Титова, не любят лишних звуков . Тяготея к мрачновато-монотонным гармониям а-ля Stone Roses и Joy Division, он старался не перегружать гитару дисторшенами и овердрайвами, а звуковое пространство насыщал за счет выдвинутого на передний план баса. При минимуме выразительных средств тандем гитары и баса звучал мощно и актуально - что называется, с огнем, выдавая чистый и одновременно плотный гитарный звук. В этом была немалая заслуга Копылова, который еще в эпоху Кофе (и непродолжительного сотрудничества с Телевизором ) признавался одним из лучших бас-гитаристов Ленинграда. Он виртуозно владел безладовым басом, ориентируясь на технические приемы Мика Карна (Japan) и басиста группы Пола Янга (в частности, неизгладимое впечатление на Гогу произвела басовая партия в мелодичном хите Янга Every Time You Go Away ).
Перестроившись после электроники и глэм-рока на гитарную волну, мы ничего другого играть и не хотели, - говорит Копылов. - Всех нас дико достала массовая депешмодовщина вокруг .
Не самым сильным звеном в группе оказались барабаны, однако простые ритмические рисунки Сенин исполнял практически без ошибок. Будучи небесталанным комбинатором слов и фраз, он являлся соавтором многих текстов Петли Нестерова . Основу лирики составляли депрессивные, с сумрачным оттенком тексты, по настроению напоминавшие творчество Яна Кертиса. В песнях Петли герои теряли рассудок и отчаянно отстаивали свое право на смерть . Жизнь воспринималась ими исключительно в мрачных и суицидальных тонах: Холодный воющий ветер гонит обрывки газет / Холод бетона и стали, едкий неоновый свет / Скрипач, поджигающий скрипку, греет озябшие руки / Слезами он гасит улыбку, в огонь превращаются звуки .
... Первые клубные концерты практически сразу обеспечили Петле Нестерова реноме современно мыслящей команды , которое следовало поддержать выпуском дебютного альбома. Группа уже имела опыт студийной работы у Вишни, но тот погрузился в изготовление собственных альбомов и в силу этого долгое время не желал никого записывать. Тогда музыканты попытались зафиксировать несколько номеров на портостудии Кино , продолжая при этом доламывать Вишню.
Вишня, как существо несобранное, жутко сопротивлялся, капризничал и никак не хотел начинать работу. Но по старой памяти все-таки решился - особенно когда узнал, что программа полностью готова и возиться с ней долго не придется.
Альбом записывался с помощью арендованного у группы Санкт-Петербург сверхсовременного ритм-бокса Alesis, отличавшегося тонированным звуком и несколькими градациями чувствительности для каждого барабана. Сенин с Вишней запрограммировали барабанные партии, которые вместе с приджазованной бас-гитарой Копылова составили болванку. Мы были очень сконцентрированными и внимательными, - вспоминает Копылов. - Нам хотелось побыстрее сделать альбом, побыстрее его выпустить и побыстрее обозначиться .
Затем в студию были приглашены гитаристы Юрий Каспарян ( Кино ) и Андрей Нуждин ( Игры ) - усилить плотность гитарного звука на альбоме. Надо заметить, что Нуждин все свои партии ( Ностальгия , Попытка уснуть , Ветер и К... ) исполнял чисто импровизационно. Извиняюсь, если я это где-то слышал, - сказал он после записи. - Но сейчас на ум пришла именно такая мелодия .
Поскольку в ту пору Кино и Игры двигались в близких с Петлей стилистических направлениях ( наши первоисточники были примерно одинаковые - Нестеренко), приглашение Каспаряна и Нуждина выглядело оправданным продюсерским ходом.
Несмотря на присутствие на альбоме трех разных гитаристов, по звуку он получился удивительно цельным и динамичным. В квартирных условиях музыканты не пользовались никакой звукоусиливающей аппаратурой - гитары пропускались через дилей и напрямую писались в пульт. Затем записывался вокал Нестеренко - полный отчаяния и депрессивности.
В последний день сессии выпал первый снег. Каспарян закончил писать гитару в Шансе , вынул штекер из пульта, посмотрел в окно и, не выходя из образа черного странника , устало сказал: Ебаная зима .
Настроение Каспаряна можно понять. Кто здесь? был довольно бескомпромиссным альбомом - с налетом инфернальности в текстах и с жесткими гитарными аранжировками. Как любил говорить Нестеренко - танцы на крышке гроба . Света в этих песнях было немного.
После окончания записи Копылов, променявший работу в кочегарке на должность художника-оформителя в Доме моделей, нарисовал к альбому обложку. В центре композиции находились силуэты самолета и трех музыкантов - под углом равным углу наклона штурвала в нижней точке петли Нестерова . Затем обложка была отксерена... в Берлине, и там же альбом был размножен на кассетах. В Ленинграде дебютная работа Петли активно распространялась через Вишню и вскоре получила достаточно внушительный резонанс.
Все произошло крайне спонтанно, - считает Вишня. - Во время записи многое строилось на эмоциях. Когда в студии зазвучали хорошие барабаны, захотелось записать хорошую гитару. О том, что альбом окажется таким удачным, никто из участников и не подозревал .
Любопытно, что самыми пронзительными в Кто здесь? получились композиции, на которых Нестеренко играл на гитаре сам, - марш Я не в силах и финальный опус Выжить с душераздирающим рефреном Я должен выжить . Нечто подобное - музыкально менее удачное, но с более сильным песенным материалом - сделал спустя пару лет Наутилус Помпилиус на альбоме Чужая земля . На басу там играл Копылов - Петли Нестерова к этому моменту уже не существовало.
После выхода Кто здесь? Нестеренко сотоварищи провели целый год в туре, оказавшись одной из самых гастролирующих альтернативных рок-команд страны. Они сеяли гитарный смерч в Карпатах и на Камчатке, органично смотрелись на фестивале Сырок-89 , где запомнились мощной стеной звука , выстроенной при помощи фирменных примочек, одолженных у музыкантов Телевизора . В тот момент за счет хорошей аппаратуры трансляция наших идей достигла 90-95 процентов, - вспоминает Нестеренко. - Я был потрясен .
Вскоре Петля выступила перед десятью тысячами зрителей Спортивно-концертного комплекса в Ленинграде - с серией совместных концертов с Кино . Если бы публика пришла тогда на две неизвестные команды, то героем стала бы Петля Нестерова , - вспоминает Вишня. - Они были более сыгранными, более стильными, более кайфовыми .
Подготовив новую программу готическо-суицидального плана ( Остров мертвых , Замок , Я - смерть ), группа, столкнувшись с невозможностью ее записать, распадается. Один из последних концертов Петля Нестерова сыграла весной 91-го года на фестивале, посвященном десятилетию ленинградского рок-клуба. К этому времени Копылов уже постоянно играл в Наутилусе , а Нестеренко выступал в качестве приглашенного гитариста в Дурном влиянии , Младших братьях , а чуть позднее - в Happy Birthday и некоторых проектах Александра Титова.
Спустя несколько лет Эдик с новыми музыкантами попытался реанимировать Петлю Нестерова , но - без особого успеха. Альбом Кто здесь? был переиздан в 97-м году в кассетном варианте (под названием Ностальгия ) - как своеобразный памятник еще одной группе, сумевшей опередить время, но так и оставшейся невостребованной.
Группа вперые появилась на ленинградской рок-сцене в декабре 1987 в составе: Эдуард Нестерено (гитара, вокал), Александр Сенин (ударные) и Игорь Копылов (бас-гитара), однако впервые их пути...
Дата образования:
13 декабря 1987
Подробности из жизни:
Группа вперые появилась на ленинградской рок-сцене в декабре 1987 в
составе: Эдуард Нестерено (гитара, вокал), Александр Сенин (ударные) и Игорь
Копылов (бас-гитара), однако впервые их пути пересеклись двумя годами раньше ≈
в неоромантической группе "Кофе". В начале 1988 г. "Петля Нестерова"
вступила в Рок-клуб,
выступила в обоих турах VI Рок-фестиваля, собрав урожай лестных откликов, а
зимой 1988≈1989 гг. на студии "Яншива Шела" записала свой первый альбом, в
котором участникам группы помогали близкие по стилю гитаристы Ю. Каспарян
("Кино") и А. Нуждин ("Игры"). На тот отрезок времени музыка "П.Н."
характеризовалась как мелодичный гитарный рок, опирающийся на
лаконичную ритм-секцию. Группа много гастролирует по всей стране и одной из
первых советских групп посещает с концертным туром Германию. В 1991 году в
"Наутилус Помпилиус" уходит Игорь Копылов. Выступление на юбилейном
Рок-фестивале Ленинградского Рок-клуба проходит уже без него. В последующие
четыре года группа…
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)