Хидеаки Иши (Hideaki Ishi), более известный как DJ Krush – фигура яркая и разноплановая. В девяностые он был одним из первопроходцев абстрактного хип-хопа, выпуская пластинки на таких лейблах, как Mo’Wax и Ninja Tune, а заодно стал одним из флагманов "японского вторжения", когда целая группа музыкантов из Страны восходящего солнца обрела популярность в Европе и США. Затем Краш увлекся джазом, работал с выдающимся новоджащовым трубачом Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) и даже включился в деятельность нью-йоркской даунтаун-сцены, играя в проектах Билла Ласвелла (Bill Laswell). После перерыва, в 2010-е он вернулся к сольному творчеству, сохранив верность ломаным ритмам, но делая рейды то в сторону японоязычного рэпа, то в направлении экспериментальной электроники. В России он представит свой новейший диск "Trickster" (о котором мы писали в недавнем выпуске "проверки пульса") и по этому случаю согласился дать интервью Звукам.
Звуки: Как началось выше увлечение хип-хопом? Это была ваша музыкальная любовь или до этого вы слушали что-то еще?
DJ Krush: В детстве я слушал огромное количество разной музыки. Саундтреки к японским фильмам о супергероях, джаз, соул, нью-вейв, регги, даб, панк, world music и тому подобное. Хип-хоп начался для меня с фильма "Wild Style", который вышел в 80е. Череда важных для меня столкновений с разными культурными явлениями ведет начало именно отсюда. Я был молод, я был абсолютно потерян, я искал дело, которому можно посвятить себя, и в этом фильме я его нашел. Мне нужно было как-то выразить себя, а тут передо мной открылось сразу несколько дорог: брейк-данс, граффити, рэп, диджейство. Поскольку я всегда увлекался музыкой, я решил стать ди-джеем, выбрал музыку. Улицы, где я мог показывать людям своё искусство, были для меня отличной площадкой, я чувствовал там себя как дома.
Звуки: Что представляла собой японская хип-хоп сцена в 80-е? Были ли там какие-то свои герои?
DJ Krush: Хип-хоп тогда только пришел в Японию, это было что-то совсем новое и тех, кто занимался этой музыкой, можно было пересчитать по пальцам. Первыми японскими хип-хоп музыкантами были Ito, President BPM, Tinnie Punks, MID, Krush Posse, Schadaraparr, ECD, Zingi, Rymester.
Звуки: Поначалу в хип-хопе главную роль выполнял эм-си, а битмейкеры были где-то на вторых ролях. Вы были одним из первых, кто начал сочинять самодостаточный инструментальный хип-хоп. Как вы пришли к этой идее?
DJ Krush: По отношению к рэперу, битмейкерство – это что-то вроде строительства бассейна, где рэпер мог бы плавать и резвиться. Поначалу я решил сконцентрироваться как раз на строительстве бассейна для других, но в процессе сочинения инструментальных треков, я стал плавать в этом бассейне сам – оказалось, что я строю бассейн сам для себя. В каклй-то момент я просто прыгнул в этот бассейн и оказалось, что я свободно могу плавать в нем куда хочу.
Звуки: Альбом "Strictly Turntablized", после которого вас узнали во всем мире, вышел в Англии на Mo'Wax. Как возник этот союз, вы выступали в Англии или они разыскали вас в Японии?
DJ Krush: С Mo’Wax я работал с 1994-го по 1998-й. Где-то между 1990-м и 1992-м годами, когда я еще участвовал в Krush Posse, я стал задумываться о сольной карьере. Тогда я каждый день записывал какие-то демо в попытках как-то заработать. В какой-то момент мне предложили записать ремикс для саундтрека к фильму "TVO", и это открыло мне возможность выступить за пределами Японии. Оглядываясь назад, я бы сказал, что это и заложило фундамент всей моей карьеры. Насколько я помню, Пол Бредшоу, главный редактор джазового журнала “Straight No Chaser” обратил внимание на этот саундтрек и на мои демо, после чего показал их боссу Mo’Wax Джеймсу Лавелю (James Lavelle), с которым они очень дружили, а тот в свою очередь уже связался со мной. В тот момент в большой моде был эйсид-джаз, но мы тогда уже ушли далеко вперед от него. В общем, идея поработать над инструментальным соло-альбомом казалась мне куда более интересным приключением, чем сочинять биты для рэперов, даже несмотря на то, что хип-хоп в мире тогда уже был очень популярен. Ну и то, что пластинку "Strictly Turntablized" так хорошо приняли, очень помогло моей диджейской карьере.
Звуки: В середине девяностых японский изи-лисенинг (такие группы, как Pizzicato Five, Fantastic Plastic Machine и так далее) внезапно вошел в большую моду в Европе. Насколько это сказалось на европейской популярности других японских артистов и вашей в частности? Было ли это каким-то важным позитивным импульсом?
DJ Krush: Мне кажется, если люди во всем мире стали обращать внимание на японскую музыку, это в любом случае хорошо. Национальность не имеет значения, хорошая музыка должна пересекать границы и достигать людских ушей. Это то, во что я верю и то, почему и продолжаю заниматься музыкой.
Звуки: Во второй половине девяностых вы много работали с джазовыми музыкантами и в какой-то момент даже вошли в состав Method Of Defiance Билла Ласвалла. Как возник этот союз и как участие в этой группе повлияло на ваше сольное творчество?
DJ Krush: Я получил приглашение непосредственно от Билла. Мне предстояло играть вместе с Берни Уорреллом (Bernie Worrell), участником оригинального состава Parliament / Funkadelic. Это было невероятно! Джаз вообще очень повлиял на меня, и я задался вопросом, как я могу выразить при помощи диджейских вертушек всю необъятность джаза, его свободный дух. Чтобы выразить себя в хип-хопе мне требовалось что-то большее, чем хип-хоп – больше краски, больше цвета.
Звуки: Каким по-вашему должен быть идеальный диджей и идеальный диджей-сет?
DJ Krush: Идеальный сет должен в максимальной степени выражать личность самого диджея. В момент, когда звук начинает литься из динамиков, слушатели должны видеть какие-то образы, картинки. Мне нравится такие сеты, в которых ди-джей рассказывают историю и раскрывают свои взаимоотношения с музыкой, а не просто бомбардирует слушателей хитами из чартов.
Звуки: Как изменился ваш поцесс записи по сравнению с девяностыми? Как вы относитесь к тому, что музыканты в последнее время всё чаще отказываются от компьютеров в пользу hardware-only сетапа?
DJ Krush: Тут дело не в оборудовании. Оно может быть лучше или хуже, но главное здесь – замысел человека, который его использует. Звук должен выражать его создателя, и это единственное, что имеет значение.
Звуки: Не могу не спросить вас о современном хип-хопе, который сейчас превратился в своего рода новый стадионный рок. Как вы относитесь к этой волне и к звездам калибра Канье Уэста (Kanye West) и Cardi B?
DJ Krush: Здесь нет каких-то правил что такое хорошо, а что такое плохо. Если эта музыка вдохновляет так много людей, значит что-то в этом есть. Нужно просто окружать себя той музыкой, которая тебе нравится.
DJ Krush при поддержке OID (live), DZA (live), Headz.FM (dj)
visuals: Stain
18 марта, 20:00
Санкт-Петербург, клуб-фестиваль Морзе
19 марта, 19:00
Москва, клуб "Мутабор"
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)