DJ KRUSH  "Звук должен выражать его создателя, и это единственное, что имеет значение"

DJ Krush об увлечении хип-хопом, завоевании Европы и работе с Биллом Ласвеллом

Хидеаки Иши (Hideaki Ishi), более известный как DJ Krush – фигура яркая и разноплановая. В девяностые он был одним из первопроходцев абстрактного хип-хопа, выпуская пластинки на таких лейблах, как Mo’Wax и Ninja Tune, а заодно стал одним из флагманов "японского вторжения", когда целая группа музыкантов из Страны восходящего солнца обрела популярность в Европе и США. Затем Краш увлекся джазом, работал с выдающимся новоджащовым трубачом Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) и даже включился в деятельность нью-йоркской даунтаун-сцены, играя в проектах Билла Ласвелла (Bill Laswell). После перерыва, в 2010-е он вернулся к сольному творчеству, сохранив верность ломаным ритмам, но делая рейды то в сторону японоязычного рэпа, то в направлении экспериментальной электроники. В России он представит свой новейший диск "Trickster" (о котором мы писали в недавнем выпуске "проверки пульса") и по этому случаю согласился дать интервью Звукам.

Звуки: Как началось выше увлечение хип-хопом? Это была ваша музыкальная любовь или до этого вы слушали что-то еще?

DJ Krush: В детстве я слушал огромное количество разной музыки. Саундтреки к японским фильмам о супергероях, джаз, соул, нью-вейв, регги, даб, панк, world music и тому подобное. Хип-хоп начался для меня с фильма "Wild Style", который вышел в 80е. Череда важных для меня столкновений с разными культурными явлениями ведет начало именно отсюда. Я был молод, я был абсолютно потерян, я искал дело, которому можно посвятить себя, и в этом фильме я его нашел. Мне нужно было как-то выразить себя, а тут передо мной открылось сразу несколько дорог: брейк-данс, граффити, рэп, диджейство. Поскольку я всегда увлекался музыкой, я решил стать ди-джеем, выбрал музыку. Улицы, где я мог показывать людям своё искусство, были для меня отличной площадкой, я чувствовал там себя как дома.

Звуки: Что представляла собой японская хип-хоп сцена в 80-е? Были ли там какие-то свои герои?

DJ Krush: Хип-хоп тогда только пришел в Японию, это было что-то совсем новое и тех, кто занимался этой музыкой, можно было пересчитать по пальцам. Первыми японскими хип-хоп музыкантами были Ito, President BPM, Tinnie Punks, MID, Krush Posse, Schadaraparr, ECD, Zingi, Rymester.

Звуки: Поначалу в хип-хопе главную роль выполнял эм-си, а битмейкеры были где-то на вторых ролях. Вы были одним из первых, кто начал сочинять самодостаточный инструментальный хип-хоп. Как вы пришли к этой идее?

DJ Krush: По отношению к рэперу, битмейкерство – это что-то вроде строительства бассейна, где рэпер мог бы плавать и резвиться. Поначалу я решил сконцентрироваться как раз на строительстве бассейна для других, но в процессе сочинения инструментальных треков, я стал плавать в этом бассейне сам – оказалось, что я строю бассейн сам для себя. В каклй-то момент я просто прыгнул в этот бассейн и оказалось, что я свободно могу плавать в нем куда хочу.

Звуки: Альбом "Strictly Turntablized", после которого вас узнали во всем мире, вышел в Англии на Mo'Wax. Как возник этот союз, вы выступали в Англии или они разыскали вас в Японии?

DJ Krush: С Mo’Wax я работал с 1994-го по 1998-й. Где-то между 1990-м и 1992-м годами, когда я еще участвовал в Krush Posse, я стал задумываться о сольной карьере. Тогда я каждый день записывал какие-то демо в попытках как-то заработать. В какой-то момент мне предложили записать ремикс для саундтрека к фильму "TVO", и это открыло мне возможность выступить за пределами Японии. Оглядываясь назад, я бы сказал, что это и заложило фундамент всей моей карьеры. Насколько я помню, Пол Бредшоу, главный редактор джазового журнала “Straight No Chaser” обратил внимание на этот саундтрек и на мои демо, после чего показал их боссу Mo’Wax Джеймсу Лавелю (James Lavelle), с которым они очень дружили, а тот в свою очередь уже связался со мной. В тот момент в большой моде был эйсид-джаз, но мы тогда уже ушли далеко вперед от него. В общем, идея поработать над инструментальным соло-альбомом казалась мне куда более интересным приключением, чем сочинять биты для рэперов, даже несмотря на то, что хип-хоп в мире тогда уже был очень популярен. Ну и то, что пластинку "Strictly Turntablized" так хорошо приняли, очень помогло моей диджейской карьере.

Звуки: В середине девяностых японский изи-лисенинг (такие группы, как Pizzicato Five, Fantastic Plastic Machine и так далее) внезапно вошел в большую моду в Европе. Насколько это сказалось на европейской популярности других японских артистов и вашей в частности? Было ли это каким-то важным позитивным импульсом?

DJ Krush: Мне кажется, если люди во всем мире стали обращать внимание на японскую музыку, это в любом случае хорошо. Национальность не имеет значения, хорошая музыка должна пересекать границы и достигать людских ушей. Это то, во что я верю и то, почему и продолжаю заниматься музыкой.

Звуки: Во второй половине девяностых вы много работали с джазовыми музыкантами и в какой-то момент даже вошли в состав Method Of Defiance Билла Ласвалла. Как возник этот союз и как участие в этой группе повлияло на ваше сольное творчество?

DJ Krush: Я получил приглашение непосредственно от Билла. Мне предстояло играть вместе с Берни Уорреллом (Bernie Worrell), участником оригинального состава Parliament / Funkadelic. Это было невероятно! Джаз вообще очень повлиял на меня, и я задался вопросом, как я могу выразить при помощи диджейских вертушек всю необъятность джаза, его свободный дух. Чтобы выразить себя в хип-хопе мне требовалось что-то большее, чем хип-хоп – больше краски, больше цвета.

Звуки: Каким по-вашему должен быть идеальный диджей и идеальный диджей-сет?

DJ Krush: Идеальный сет должен в максимальной степени выражать личность самого диджея. В момент, когда звук начинает литься из динамиков, слушатели должны видеть какие-то образы, картинки. Мне нравится такие сеты, в которых ди-джей рассказывают историю и раскрывают свои взаимоотношения с музыкой, а не просто бомбардирует слушателей хитами из чартов.

Звуки: Как изменился ваш поцесс записи по сравнению с девяностыми? Как вы относитесь к тому, что музыканты в последнее время всё чаще отказываются от компьютеров в пользу hardware-only сетапа?

DJ Krush: Тут дело не в оборудовании. Оно может быть лучше или хуже, но главное здесь – замысел человека, который его использует. Звук должен выражать его создателя, и это единственное, что имеет значение.

Звуки: Не могу не спросить вас о современном хип-хопе, который сейчас превратился в своего рода новый стадионный рок. Как вы относитесь к этой волне и к звездам калибра Канье Уэста (Kanye West) и Cardi B?

DJ Krush: Здесь нет каких-то правил что такое хорошо, а что такое плохо. Если эта музыка вдохновляет так много людей, значит что-то в этом есть. Нужно просто окружать себя той музыкой, которая тебе нравится.


DJ Krush при поддержке OID (live), DZA (live), Headz.FM (dj)
visuals: Stain

18 марта, 20:00
Санкт-Петербург, клуб-фестиваль Морзе

19 марта, 19:00
Москва, клуб "Мутабор"

11.03.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DJ KRUSH - свежие публикации: