Бельгийские EBM-пионеры Front 242 – из тех групп, что были популярны в СССР еще до падения железного занавеса. Хотя их музыка в Cоветском Cоюзе никогда не издавалась, у группы здесь всегда была мощная поддержка. С одной стороны, Front 242 были очень любимы в местном Depeche Mode комьюнити, всегда очень сплочённом и многочисленном, с другой их жесткая и тревожная музыка была по вкусу любителям индастриала, да и вообще отлично отражала позднесоветский дух времени. После бурных 80-х и 90-х в новом веке группа давала значительно меньше поводов говорить о себе (за последние 20 лет их дискография пополнилась всего одним альбомом с новым материалом), но сейчас коллектив явно переживает новый виток популярности. Их треки вернулись в клубы вместе с новой модой на Electronic Body Music, а сама группа много гастролирует и даже попала в обойму крупных фестивалей, летом Front 242 станут одними из хедлайнеров моднейшего Dekmantel Festival. Весной Front 242 дадут два концерта в России (вместе с Москвой, где бельгийцы играют уже в третий раз, группа впервые заедет в Санкт-Петербург), и в ожидании этого мини-турне мы встретились с одним из участников коллектива Ричардом Йонкере (Richard Jonckheere) aka Richard 23 чтобы поговорить об увлечении советской эстетикой, зарождении нью-бита, взаимоотношениях с Depeche Mode и о том, что не так с современной музыкой.
Звуки: Давайте начнем с совсем ранних дней. Вы же, кажется, не были с группой с самого начала и вошли в состав в 1983-м?
Ричард: Формально да, но я записывал бэк-вокал уже на втором сингле "U-Men" и помогал группе на концертах. В тот момент у меня уже была своя собственная группа, а параллельно я помогал Front 242 в качестве "роуди", устанавливал оборудование перед концертами, настраивал свет и проекционные слайды и так далее. После этого я уже стал постоянным участником концертного состава Front 242. Это была идея Патрика (Patrick Codenys – прим. Звуков), который до этого несколько раз видел выступления моей прошлой группы, и ему понравилась наша энергетика и моя манера держаться на сцене. В тот момент у Front 242 была проблема с живыми выступлениями: есть певец и есть два парня за клавишами, которые выглядят как манекены. Ну, это стандартная беда всех электронных групп того времени – Human League, Depeche Mode, Kraftwerk. Мне кажется, Патрику хотелось добавить в шоу живой, человеческой, даже физиологической энергетики. Так всё и началось.
Звуки: Вы уже упомянули Human League и Kraftwerk. Они влияли на вас в тот момент, когда вы начинали? Вообще, были ли у вас какие-то герои или ориентиры? Был ли в вашей музыке, например, панковский корень?
Ричард: Вы имеете в виду конкретно меня или группу?
Звуки: Скорее группу, ну и было бы интересно понять, кто из вас тянул в какую сторону, если вкусы у вас были разные.
Ричард: Ну, к счастью, мы все в тот момент слушали примерно одно и то же с какими-то частными различиями тут и там. Например, Дэниэл (Daniel Bressanutti – прим. Звуков) увлекался musique concrete, Штокхаузеном, Стивом Райхом и тому подобным. Ну и я тоже был не чужд этого. Но пожалуй, главной общей точкой для всех были Cabaret Voltaire, Throbbing Gristle, ну и Kraftwerk конечно были для нас важным ориентиром. В общем, английская индастриал-сцена и немецкая волна конца 70-х – начала 80-х. Но на нас влияла не только музыка, но и другие виды искусства, например, кино или архитектура.
Звуки: Чувствовали ли вы себя частью какой-то локальной сцены, какого-то бельгийского движения? О бельгийской сцене всерьез заговорили во времена нью-бита, но наверняка же было что-то и до этого.
Ричард: В Бельгии, и в особенности в Брюсселе, происходило довольно много всего еще в конце 70-х. Я думаю, мы были первой европейской страной после Англии, где появилась своя панк-сцена, в 1977-м у нас уже было много местных панк-групп. К нам приезжали Joy Division и The Wire, которых мы тоже активно слушали, несмотря на то, что они были совсем неэлектронными. Они взяли энергетику панка и с её помощью создали музыку чуть более сложную. Это было очень интересно. В общем, событий было много, но в них не было структуры, они не складывались в какую-то сцену. Были свои интересные музыканты, игравшие что-то, отличное, к примеру, от американской или даже английской сцены. Но это движение было атомизировано, между этими музыкантами не было никакой связи. Не было той инфраструктуры, которая существовала в Англии еще со времен Битлз – большие лейблы, продюсерские компании, гастрольные агентства и так далее. Каждому приходилось всё это делать самому, и когда ты занят всем этим, трудно еще и держать связь с другими музыкантами. Мы общались с Люком Ван Акером (Luc van Acker) или с Neon Judgement, но я бы не назвал это сценой. Конечно, когда мы подписались на Play It Again, Sam! и Red Rhino Europe, там уже было несколько групп, игравших нечто похожее, например, à;GRUMH..., The Weathermen и Young Gods, но это было чуть позже.
Звуки: Ну а когда случился нью-бит и вся эта клубная "рейверская" волна, это была близкая вам история, или же вы стояли в стороне?
Ричард: То, что потом стало называться нью-битом и превратилось в музыкальный жанр, начиналось с того, что один диджей взял за правило играть несколько электронных пластинок на замедленной скорости. Поначалу этих пластинок было ровно три, и одной из них была наша "No Shuffle". Второй был Nitzer Ebb, а третьей – сингл еще одной бельгийской группы, название которой я забыл. В общем, то, что люди посчитали новым звуком, в действительности было новым способом играть старые пластинки. И только после этого музыканты уже стали как бы имитировать этот эффект, используя медленные бас-линии. В общем, частью нью-бит движения мы никогда себя не ощущали, но невольно поучаствовали в его возникновении.
Звуки: В восьмидесятые вы были в туре вместе с Depeche Mode. И с одной стороны, вы были, наверное, самой любимой фанами группой среди тех, что когда-либо играли у DM на разогреве, и вообще едва ли не группой номер два во всем Depeche Mode комьюнити. Но при этом как бы считалось (и я регулярно слышал это в интервью EBM-музыкантов) что EBM, который вы тоже играли, был как бы оппозицией к Depeche Mode. Мол, те были поп-звездами, почти бойз-бендом, а EBM – музыка серьезная и экспериментальная.
Ричард: Дело в том, что весь этот институт "групп на разогреве" – это в первую очередь инструмент маркетинга. Лейблы платят большим группам за то, чтобы те взяли их клиентов с собой в тур. И вот Depeche Mode никогда по такой схеме не работают. Они всегда выбирают группы сами. Нас, кажется, нашел Мартин (Martin Gore – прим. Звуков) – сначала он услышал наш трек в каком-то из брюссельских баров, а спустя несколько лет купил нашу пластинку уже в Лондоне. Ну и в какой-то момент на нас вышел их менеджмент с просьбой поехать с группой в тур. Причем понимаете, ехать в тур с большой группой – палка о двух концах. С одной стороны, ты получаешь новую аудиторию, с другой – ты всего лишь группа на разогреве, которая должна знать своё место. В этом туре, который начался в сентябре 1987-го, нам с нашей аппаратурой поначалу приходилось буквально ютится в уголке сцены, у нас было всего два метра пространства. Но поскольку мы хорошо поладили не только с музыкантами Depeche Mode, но и со всей концертной командой, то на каждом следующем концерте у нас было еще чуть больше места, больше света и звука. Что конечно давало нам возможность выглядеть и звучать лучше – чем больше возможностей, тем лучше шоу!
Сейчас один человек работает над книгой о Front 242 и я, копаясь в своих архивах, нашел один аудио фрагмент, который мне прислал приятель. Это было радио интервью с Энди Флетчером (Andy Fletcher), записанное в 1987-м или 1988-м, где он рассказывает, что Front 242 – лучшая группа, с которой Depeche Mode когда-либо вместе гастролировали. К тому же к этому моменту мы уже немного поездили, например, по Германии, так что, когда мы выходили на сцену перед Depeche Mode, в первых рядах уже стояли наши фанаты в футболках Front 242. В общем, для нас это была большая честь – Depeche Mode мы всегда очень уважали, и по-прежнему ценим их. Посмотрите на этих чуваков, прошло столько лет, а они всё еще записывают отличную музыку и собирают стадионы! Мы звучим пожестче, хоть и играем примерно на одних и тех же инструментах. Но при этом у нас как бы разные сильные стороны – то, что люди находят у Depeche Mode, они не находят у нас, и наоборот. У Depeche Mode есть песни и мелодии, но иногда им не хватает резкости. А у нас не то, чтобы много мелодий, но у нас есть та самая резкость.
Звуки: Ну про мелодии я бы поспорил, по мне так у вас хватает мелодичных песен, например, "Quite Unusial"… Я не говорю, что у нас мелодий нет, но наша музыка чуть менее романтична. У них есть песни о любви, баллады. И мне они очень нравятся, просто мы никогда не записали бы ничего такого сами. В общем, совместить эти два элемента в туре было хорошей идеей.
Звуки: В 80-е в вашем творчестве было очень много отсылок к советской эстетике – "Рабочий и колхозница" на обложке сборника "Back Catalogue", сэмпл про Андропова и так далее. В этом был элемент политического высказывания, какой-то симпатии к СССР или левым идеям?
Ричард: Нас всегда интересовало не столько содержание, сколько форма. Мы, например, вдохновлялись архитектурой и графикой, двое участников группы, Даниэл и Патрик – выпускники художественных школ. Так что нас вдохновляли в первую очередь образы. Мы не говорим по-русски, в то время не было google translate, и даже русских друзей у нас не было, так что каике-то фрагменты мы использовали "вслепую". Но нас всегда интересовала пропаганда коммунистического режима. Что вовсе не значит, что мы сколько-нибудь симпатизировали этому режиму! Но сила этой пропаганды и те образы, которые ей использовались, а также её лозунги, конечно производили на нас сильнейшее впечатление. Ну и непонятный нам язык, который мы могли выхватить из радиоэфира, и его интонации (пусть мы и не понимали не слова) звучал просто гипнотически! В общем, дело было исключительно в форме.
Звуки: Ну то есть в вашей музыке нет никакого политического высказывания?
Ричард: Никакого. Ну, во-первых, нам было бы очень трудно передать какой-то политический месседж хотя бы потому, что у всех четверых из нас довольно разные политические взгляды. Во-вторых, мы никогда не считали, что, создавая искусство, ты обязательно должен вкладывать в него некое авторское высказывание. Выражая себя, можно выражать исключительно чувства, не наделяя их смыслом. Есть огромное количество современного искусства (например, живописи), которое нравится тебя совершенно необъяснимым образом. Оно просто вызывает у тебя какие-то эмоции, при этом стоящий рядом человек может воспринимать эту картину совершенно иначе. В музыке и даже в словах мы никогда не рассказываем историй. Даже если, сочиняя текст, мы держим в голове историю, сама эта история – не главное для нас. Главное – та эмоция, которую мы можем вызвать у слушателя. Вот почему все мы так любим, например, Дэвида Линча. Попробуйте пересказать истории, которые рассказывают его фильмы. Ну, за исключением одного-двух, может быть. И это здорово!
Звуки: Говоря о фильмах, связанных с вашей музыкой, мне первым делом приходит в голову Люк Бессон – у вас же множество отсылок к нему, например, сэмплы из фильма "Никита". Какими фильмами вы еще вдохновлялись?
Ричард: Да, "Никита" – классный фильм, но тут возможно саундтрек еще круче, чем само кино. Я бы еще вспомнил "Апокалипсис сегодня", особенно во времена альбома "No Comment", первый "Чужой", "Бегущий по лезвию" и тому подобное. Научная фантастика, но как бы рассказанная с темной стороны. "Чужой" мне нравится обилием грязи – грязный корабль, сам образ Чужого, вся эта агрессия, это вам не "Звездные войны". То же и с "Апокалипсисом сегодня" – это военный фильм, но совсем не того типа, как обычно снимают американцы. Он показывает темную сторону войны, её безумие. И саундтреки к этим фильмам – то, как там работают с музыкой, просто великолепно. Или "Элемент преступления", первый фильм Ларса Фон Триера тоже очень интересная работа. Он очень странный, очень тихий, но какой там саундтрек!
Звуки: В 1993-м вы выпустили три альбома, которые с моей точки зрения были как бы началом новой группы, чем-то вроде "Front 242 2.0", они очень отличались от того, что вы записали раньше, а затем альбом "Pulse" как бы продолжал эту линию. Существует ли в действительности этот разрыв, или эти пластинки для вас – логическое продолжение "Tyranny >For You<"?
Ричард: Это был очень сложный, очень хаотичный период для нас. Те два альбома, вы же говорите про "Fuck Up Evil" и "Evil Off"?
Звуки: Да, ну и про "Angels versus Animal", который я почему-то с тех пор привык считать альбомом, хотя это макси-сингл.
Ричард: Да, мы его скорее не считаем альбомом, ну да не суть. Эти альбомы записаны в одно время и предполагалось, что это будет двойной альбом, который показывает две стороны одного проекта. Но, знаете ли, у рекорд-компании иногда бывает другой взгляд на вещи. В то время у нас был контракт с Sony на издание в США, и они считали, что выпускать двойной альбом опасно с коммерческой точки зрения. В конце концов, мы договорились издать их как два отдельных альбома. Ну и в коллективе тогда были тяжелые времена. По правде говоря, в той записи я почти не участвовал, потому что направление, которое взяла группа, мне не нравилось. К тому же, у нас была масса других проблем с Sony. Когда они подписали нас после "Tyranny >For You<", они очень надеялись получить новых Depeche Mode. Тогда Depeche Mode была очень успешны в США, и они издавались на другом лейбле, так что Sony и другие американские мейджоры были помешаны на идее поиска новых Depeche Mode. А мы на эту роль не очень подходили по тем причинам, которые я уже описывал. Нам хотелось самим выбирать, какую музыку мы будем играть, и контролировать весь продакшен, но это постоянно создавало напряжение. Те проблемы внутри коллектива, которые казались незначительными, становились причиной серьезных споров. Нарушилась какая-то химия, не было уже того взаимодействия между нами. В общем, это были тяжелые времена и тяжелые пластинки. В 1993 мы отправились в тур по Америке, выступали на Лоллапалузе и сыграли много других концертов, и тогда мне показалось что мы как бы теряем своё лицо. После этого мы фактически распались на четыре года. Я знаю, что многим эти альбомы нравятся, но у меня от них не лучшие воспоминания. Мне в этих пластинках не достает нашего собственного лица. Это была попытка соревноваться с группами типа Nine Inch Nails, что на мой вкус было глупой идеей. Нам нужно было продолжать двигаться туда, куда мы шли до этого. Каждой группе нужно меняться и развиваться, но это с нами и так происходило. Если вы сравните "Geography" и "Tyranny >For You<", вы сразу заметите, что между этими пластинками мы прошли огромный путь. Но в то же время вы найдете в этих пластинках общие корни, которые, на мой взгляд, были утеряны в "Fuck Up Evil" и "Evil Off".
Звуки: И по этой причине вы почти не играете треки с этих альбомов на концертах (за исключением разве что "Happiness")?
Ричард: Именно. И даже для "Happiness" мы взяли версию, которая больше похожа на ремикс, который сделали для нас Underworld.
Звуки: Как вы ощущаете себя, играя сегодня на больших фестивалях? Одно дело сольные концерты, где публика идет специально на вас, другое – фестивали, где аудитория в основном молодая, а программа очень эклектичная. Как вас там воспринимают?
Ричард: Ну, во-первых, даже на сольных концертах у нас сегодня много публики из совершенно нового поколения. Недавно мы играли в Праге, Братиславе и Будапеште и там было огромное количество молодежи. Не скажу, что всем там было по 25, но молодых людей было очень много. Их увлекает эта музыка, а это в свою очередь очень вдохновляет нас! Что касается фестивалей, то не могу сказать, что мы так уж много там играем. Там проблема не с аудиторией, а в том, что на фестивале очень трудно выполнить все технические условия чтобы шоу получилось хорошим. Одно дело, если ты хедлайнер – ты играешь вечером, можешь поставить собственный свет и так далее. Но даже в этом случае на огромной сцене фестиваля не получается достичь этой резкости, о которой мы говорили, и близости со слушателями. Но в любом случае, мы стараемся выбирать фестивали, где нас знают и где у нас будет мощная поддержка, например, немецкие Wave-Gotik-Treffen или Mera Luna. Но и там в публике всегда много молодых лиц. Это вызов, но получать такие вызовы в тот момент, когда ты выступаешь уже сорок лет, и когда надо снова убеждать людей в том, что ты чего-то стоишь – это отличная встряска!
Звуки: Вы замечали, что EBM снова в моде? Я в последнее время всё чаще вижу каких-то совсем юнцов, которые в клубах и на фестивалях типа Dekmantel рубятся под EBM-треки начала 80-х.
Ричард: Новое поколение всегда открывает для себя что-то из старого багажа. Я сам нередко хожу на нью-вейв вечеринки, где звучит музыка 70-х, и там тоже полно молодых лиц, которые открывают для себя ранних Cure, Joy Division, Gang Of Four, Bauhaus, Susie And The Banshees и тому подобное. Если музыка качественная, всегда можно ждать её возвращения. Мне кажется, сегодня те, кто чувствуют себя немного отщепенцами и пытаются найти для себя что-то, отличное от коммерческой херни, которая сегодня играет везде, нет ничего более подходящего, чем EBM и индастриал. Сегодня даже рэп коммерциализировался, и все подростки только его и слушают. В нем больше нет мятежного духа. Еще одна причина популярности старого EBM, на мой взгляд, в том, что EBM-движение сегодня топчется на одном месте. Новые группы пытаются сочинять музыку по рецепту и не стремятся поднять жанр на новый уровень. Такой-то ритм, такая-то бас-линия, поверх этого мы поорём, ну вот и всё. EBM – музыка, которая апеллирует напрямую к телу. Но чтобы этого достичь, мы долго занимались в студии звуковыми исследованиями. И на мой вкус, из современного EBM совершенно исчезла эта исследовательская фаза.
Звуки: Следите ли вы за современной экспериментальной музыкой в целом? Есть ли молодые музыканты, которых вы можете назвать настоящими новаторами?
Ричард: По правде говоря, уже пару лет у меня продолжается период, когда я в основном копаюсь в семидесятых. Я слушаю соул, фанк и иногда даже диско. Нужно как-то освежить голову. Не то, чтобы современной электроники я при этом совсем не слушал, но мне всё труднее найти там что-то выдающееся, я всё время слышу там повторение старых формул. Часто на Youtube я натыкаюсь на какие-то хорошие треки, но как правило оказывается, что кроме этого трека у группы слушать нечего. Так что чаще я хожу по секонд-хенд рекорд-шопам и слушаю старые пластинки. И честно говоря, в создании музыки это тоже очень помогает. Часто в других жанрах ты можешь найти какие-то приемы – например, то как писали бас-линии в соул-треках. И даже если я не играю соул или фанк, я могу вдохновиться и попробовать применить эти методы в своей музыке. Если вы поговорите с Патриком, он расскажет вам, как ему нравится Gesaffelstein. Мне его новый диск в общем тоже нравится, но после двух-трех песен мне хочется сказать "окей, понятно, следующий".
Звуки: Последний вопрос на сегодня, без которого я не могу вас отпустить. Вы не выпускали пластинок уже больше пятнадцати лет. Когда нам ждать нового материала? Есть ли у вас что-нибудь в работе?
Ричард: Ну вы же собираетесь на концерт? Вот там и узнаете!
Санкт-Петербург, клуб Zal
10 апреля, 19:00
Москва, клуб "Театръ"
11 апреля, 19:00
Дата образования:
1 января 1980
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)