Мировая фестивальная индустрия переживает расцвет, превращая некогда маргинальные развлечения для меломанов в огромные предприятия с миллионными бюджетами. Glastonbury, Coachella, Lollapalooza, Montreux обеспечивают доход целого города, став важнейшими участниками экономики своих регионов. В 2019 году, согласно данным Billboard, фестивали посетило более 32 миллионов человек.
В последние 10 лет произошло коренное изменение в экономической модели фестивалей, отчасти связанное с тем, что прослушивание музыки стало практически бесплатным - и, как следствие,
упали доходы артистов от дистрибуции физических носителей. Стриминг пока не полностью компенсирует потери в продажах, - гласит отчет RIAA за 2019 год. Для многих музыкантов фестивальный тур стал способом поправить дела.
Звёзды мирового масштаба включают летние open air в свои гастрольные планы: выступление Beyoncé или Rage Against The Machine на Coachella становится главной темой для новостей, а добрая половина прощального турне Элтона Джона (Elton John) включала в себя фестивальные площадки.
Это стало возможным благодаря концертными монстрами класса Live Nation и AEG Live,, которые подписывают с артистом контракт на все турне и обеспечивают логистику шоу в разных городах.
Некоторые концертные корпорации являются инвесторами нескольких фестивалей. Это дало возможность Live Nation предложить своим пользователям абонемент “ Festival Passport, который позволяет посетить 100 фестивалей за сезон по цене $999.
В свою очередь, организаторы open air вынуждены инвестировать в переоборудование сцен и поля: в результате притока посетителей на порядок выросли затраты на музыкальное и световое оборудование, охрану и инфраструктуру. Организация open air сегодня - это масштабный проект, менеджеры которого должны решать массу нетривиальных задач: как собрать достойный лайнап и заплатить артистам достойный гонорар, продать определенное количество билетов, чтобы достичь положительного баланса, обеспечить безопасность и хорошую атмосферу на площадке - и многое другое.
Создатели мичиганского Electric Forest, специализирующегося на EDM, рассказывали, что им пришлось буквально в течение месяца в 5 раз масштабировать изначально скромный хэппенинг, чтобы вместить всех желающих потанцевать.
Однако эти усилия
окупаются - во многом благодаря хайпу. Начинавшийся некогда как "дикая" художественная экспозиция Burning Man распродает сотни тысяч билетов, позволяющие участникам приехать со своей палаткой в голую пустыню, самостоятельно построить из собственных материалов арт-объект, а в конце торжественно его сжечь.
Даже скандальный Fyre Festival, громкому провалу которого посвящены множество статей и документальный фильм, стал для своих создателей источником славы, а для инвесторов - дохода: остров, на котором он должен был пройти, сейчас продается за $11.8 миллионов.
Наряду с многотысячными фестивалями-монстрами с их заоблачными ценами на билеты, грандиозной машинерией и раздутым лайнапом, буквально за последние 5 лет появились сотни новых маленьких нишевых либо жанрово специализированных фестов. Многие из них проводятся силами энтузиастов в формате DIY ("на коленке") и не живут дольше одного сезона, другие же быстро растут и приобретают коммерческий вид. При этом успехом у посетителей могут пользоваться такие странные события, как испанский фестиваль La Tomatina, в ходе которого 50 тысяч человек кидается друг в друга помидорами, или Keys Underwater Music Festival, посетители которого слушают музыку под водой.
Рост масштабов фестивалей - от знаменитого Вудстока 1969 года до Glastonbury (
бюджет 2020 года - $40 млн) и Coachella ($114.6 млн) - спровоцировал рост цен на билеты и увеличение числа фестивальных дней. Теперь фесты проводят в несколько этапов, продавая билеты как на отдельные дни, так и на всю неделю фестиваля. Более разнообразными стали варианты кемпинга и кухня.
В то время, как цены растут (однодневный билет на Coachella стоит $143, недельный пасс на Sziget - 200€, уикенд на Glastonbury - £245, - для самих посетителей open air изменения в плане бытового комфорта незначительны - большинству из них по-прежнему предлагается ночевать в палатке, умываться холодной водой и пользоваться знаменитыми синими кабинками. Это не останавливает меломанов: почти 200 тысяч билетов на Гласто были распроданы меньше, чем за полчаса, а очередь из желающих купить билеты второй очереди составила более 2 миллионов человек.
Такой энтузиазм публики легко объясним: новое поколение слушателей выросло в условиях "экономики чувств", для них обладание материальными благами менее значимо, нежели впечатления. Возможность оказаться в первом ряду на концерте Билли Айлиш (Billie Eilish) или устроить в TikTok стрим-шоу Cardi B в нашей системе ценностей зачастую выше обладания брендовыми вещами. Опубликованные в конце 2019 года результаты исследования Deloitte Global Millenials Survey показывают, что среди миллениалов, составляющие порядка 45% из 32 миллионов посетителей фестивалей, больше половины ценят путешествия и эмоциональные переживания выше возможности владеть недвижимостью: именно такой ответ дали 57% участников опроса.
И, разумеется, даже среди супер-дорогих и редких событий всегда найдется недостижимое и эксклюзивное: если у вас есть знакомый олигарх или депутат Госдумы, предложите ему отправиться на Secret Solstice, который проходит в Рейкьявике. В прошлом году его организаторы выставили на продажу ровно 1 супер-эксклюзивный билет на 4-дневный фестиваль за $1 миллион (€827,205). В стоимость билета включен личный вертолет, а его обладатель обязан подписать контракт о неразглашении.
Самые дорогие фестивали в мире
Pitchfork Music Festival
Билеты: 1 день - $58.33, 3 дня - $175
Место: Union Park, Чикаго, США.
Secret Solstice Festival
Билеты: 1 день - $60.89, 4 дня - $215,
"Билет богов" - $14,800,
Super VIP - $1 000 000 (€827,205),
4 дня - $243.54
Место: Рейкьявик, Исландия.
Montreux Jazz Festival
Билеты: 1 день в 1 зал - 250 CHF, 2 недели - 3500 CHF.
Место: Монтрё, Швейцария.
Primavera Sound
Билеты: 1 день - $75, 4 дня - $264.45
Место: Барселона, Испания.
Latitude Festival
Билеты: 1 день - :$69.62, 4 дня - $278.48
Место: Henham Park, Саффолк, Англия.
Mad Cool Festival
Билеты: 1 день - $73.80,
3 дня - $221.40
Место: Мадрид, Испания.
Lollapalooza
Билеты: 1 день - $83.75,
4 дня - $335
Место: Grant Park, Чикаго, Иллинойс, США.
.Firefly Music Festival
Билеты: 1 день - $87.25, 4 дня - $349
Место: The Woodlands, Довер, Дания.
Download Festival
Билеты: 1 день - $94, 4 дня - $282
Место: Donington Park, Лейшир, Англия
Osheaga Festival Musique et Arts
Билеты: 1 день - $109, 3 дня - $327
Место: Монреаль, Квебек, Канада
Tomorrowland
Билеты: 1 день - $115.21, 3 дня - $345.63
Место: Boom, Бельгия.
Ultra Music Festival
Билеты: 1 день - $126.65, 4 дня - $379.95
Место: Bayfront Park, Майами, Флорида, США.
Electric Forest
Билеты: 1 день - $250, 4 дня - $1000, VIP - от $5 000.
Место: Ротбери, Мичиган, США.
Burning Man
Билеты: 4 дня - $425
Пустыня Блэк Рок, Невада, США.
Coachella Valley Music and Arts Festival
Билеты: 1 день - $143, 4 дня - $429, VIP-юрта - от $10,000 до $25,000
Место: Гольф-клуб в Индиго, Калифорния.
Если вас вдохновила программа какого-то из этих фестов и вы решили на него отправиться, обязательно составьте бюджет и прикиньте свои возможности, учитывая стоимость визы, авиабилетов, трансфера до локации фестиваля, еды и шопинга на месте. Возможно, вам захочется снять гостиницу на пару дней после фестиваля (ничто не сравнится с радостью помыться в нормальном душе). По нашему опыту, стоимость одного уикенда на поле может составлять примерно в 5 раз больше, нежели цена билета. Нелишне будет и поинтересоваться курсом валюты той страны, в которую вы отправляетесь - вы найдете ссылку на калькулятор в подписи под этим обзором.
И, наконец, главное: чем пафоснее и раскрученнее фестиваль, тем меньше вероятность того, что вы сможете испытать действительно уникальные ощущения. Никакой VIP-билет не обеспечит возможности пообщаться со звездой и не гарантирует,что вы услышите что-то иное, нежели остальные тысячи человек на танцполе. Поэтому не гонитесь за пафосом - найдите лайнап по душе.
При поддержке сайта Инстафорекс
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)