Клавишника Джейми Сафта (Jamie Saft) московская публика помнит хорошо. Для этого вполне хватило бы и прошлогоднего концерта его ансамбля Starlite Motel, где Сафт (сидевший за хаммондом) и его коллеги небывалой экспрессией обрушивали на слушателя нечто среднее между стероидным спейс-роком, фри-джазом и шумовой импровизацией. Но те, кто следит за московской джазовой сценой чуть подольше, наверняка помнят еще и то, что Сафт – участник легендарного концерта Джона Зорна (John Zorn) и его Electric Masada в апреле 2004-го в ММДМ.
Однако ассоциировать Сафта только с агрессивной стеной звука тоже было бы неправильно. New Zion Trio, с которым он едет в Россию на этот раз, звучит совершенно иначе. Представьте себе ритм-секцию из регги или даже даба, к которой добавляется в меру разреженная (в регги иначе просто нельзя) фортепианная импровизация. Этот звук необычен сам по себе (регги и джаз вроде бы обитают в разных вселенных), но особенно удивительной эту музыку делает то, что она на первый взгляд идет вразрез со всеми возможными принципами нового джаза. При этом участники трио, в первую очередь Сафт и Хамид Дрейк (Hamid Drake), занявший место за ударной установкой – буквально плоть от плоти новоджазовой сцены. Все эти вектора, по мнению Сафта, и составляют культурный код Нью-Йорка – города, в котором сливаются во едино этнические традиции, культуры и духовные практики.
Надо сказать, что идеологическая составляющая в New Zion Trio не менее интересна, чем музыкальная. Первый идеологический вектор – иудаизм и иудейская культура. И здесь мы снова вспомним Зорна, его лейбл Tzadik и движение Radical Jewish Culture, к которому всегда был близок Джейми Сафт. Второй, куда более заметный снаружи корень – Ямайка и присущая ей религия растафарианства. В этом смысле вынесенный в название трио Сион, священное место для обеих религий – лучшая метафора для музыки ансамбля. Есть ощущение, что в нынешней реинкарнации трио (где Хамид Дрейк сравнительно недавно сменил Крейга Сантьяго) появится и еще один корень, африканский. Хамид – тонкий знаток мировой музыки, а Африка и Карибы – предмет его специального интереса.
Вообще, состав участников ансамбля выглядит так, словно разноплановый бэкграунд – обязательное условие для участия. И тон здесь задает сам Джейми, за плечами которого консерватория по классу фортепиано, выступления с классическими оркестрами, а также сотрудничество с Игги Попом (Iggy Pop), Merzbow, Биллом Ласвеллом (Bill Laswell) и Beastie Boys. Контрабасист Брэд Джонс (Brad Jones), о котором мы до сих пор умалчивали – музыкант не мене широких взглядов. Помимо участия во множестве джазовых составов, среди которых, например, ансамбли Орнетта Колмана (Ornette Coleman), Марка Рибо (Marc Ribot), Дейва Дугласа (Dave Douglas) и Эллиота Шарпа (Elliot Sharp), Брэд еще и давно стал своим среди поп и рок-музыкантов. Его бас звучал на пластинках и концертах Шона Леннона (Sean Lennon). Элвиса Костелло (Elvis Costello) и Шерил Кору (Sheryl Crow).
Москва, КЦ "Дом"
5 февраля, 20:00
1957 – Любитель джазовой музыки Алан Ситнер основал Cavern Club - легендарный клуб, который неразрывно связан с историей The Beatles. С 1961 года по 1963 год битлы выступили там 292 раза, а 9 ноября 1961 года будущий продюсер Брайан Эпштейн впервые увидел их выступление на сцене клуба »»
1959 – Родилась Шаде Аду (настоящее имя Helen Folasade Adu), британская соул-певица нигерийского происхождения, автор музыки и текстов песен, аранжировщица и продюсер, лидер и единственная вокалистка группы Sade »»
1981 – Родился Ник Валенси, гитарист гаражной американской группы The Strokes и соавтор Джулиана Касабланкаса »»
Tony TRISCHKA (1949)
Debbie ALLEN (1950)
Andy MOOR (1980)
Maja KEUC (1992)