Есть какая-то высшая справедливость, что на свои российские концерты 84-летнего Терри Райли (Terry Riley) приехал не ветхим классиком, выписанным в качестве иконы, а востребованным артистом, судя по недавнему интервью, данному Ляле Кандауровой, сохранившим живость ума и чувство юмора. Из всех трендов академической музыки прошлого века минимализм, повитухой которого Райли стал пятьдесят с лишним лет, одержал, возможно, самую легкую и убедительную победу.
Дело даже не в количестве вариаций программного сочинения «In C» (хотя разброс действительно впечатляет: в списке интерпретаторов кого только нет, включая вечных странников японской психоделии Acid Temple Mothers и проект Africa Express). Постоянно мутирующий вирус минимализма распространился в современной музыке повсюду, от неоклассиков, которые потихоньку теснят в голливудскую старую гвардию кинокомпозиторов, до выхолощенного бирмингемского техно.
Эту адаптивность Райли как раз очень ценит, и, возможно, поэтому в Москву он вместе с сыном Гьяном (Gyan Riley) привез не столько программу сочинений, сколько пространство идей, подстегивающих воображение и не требующих дорожной карты. Образцовые минималисткие пьесы, сыгранные в четыре руки, он чередует то с околокосмической, под стать берлинской школе электроникой, которая не потерялась бы и на технологичных фестивалях с визуальными инсталляциями, медитативными ориентальными напевами, заставляющими вспомнить о Ларааджи, и печальным номером, который легко вписался бы в альтернативный вестерн. На бис - “G-Song”, опять же не без доли импрова.
Почтенный возраст Райли не должен вводить в заблуждение: как музыкант он сегодня актуальнее многих из тех, кто вдвое и втрое моложе его.
11 декабря Терри Райли и Гьян Райли выступят на сцене "Лендок" в Петербурге.
Дата рождения:
24 июня 1935
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)