Soom T ценят не только за оригинальный вокал, но и за месседж. Ее песни - о борьбе и
противостоянии, свободе и равноправии. Сотрудничество с легендами электронной сцены -
The Orb, Mad Professor, Asian Dub Foundation, а также с крупным французским лейблом
Wagram, - сделало ее известной на всех континентах земного шара. Помимо музыки, Soom
T с юного возраста занимается политическим активизмом. В 15 лет она была одним из
организаторов молодежной организации Глазго, которая решала с британским
правительством социальные проблемы в кризисные для Шотландии 1990-е годы. Тогда же
она стала читать рэп, чтобы выражать свои мысли в музыке. Позже переключилась на
регги и соул.
Мы поговорили с Soom T во время ее приезда в Москву, чтобы выяснить, как изменения в рэпе отражают перемены в обществе и как общественная мораль связана с саундсистемными регги-вечеринками.
Звуки: Ты начинала именно как рэп-MC. Почему ушла из этого жанра, и как, по-твоему,
изменился хип-хоп спустя годы?
Soom T: Я считаю, что жанр вырождается. Послание, которое несут популярные сегодня
музыканты, становится все более и более дегенерированным. Рэп находится под
контролем денег и власти. В нем все меньше морали, в нем больше нет той глубины,
которая была раньше. Популярные рэперы пропагандируют тщеславие, деньги,
гангстерское поведение. Молодым людям говорят о том, как круто быть гангстером -
тогда ты будешь богатым и сможешь владеть любой женщиной. Это грустно. Чем быстрее
жанр будет развиваться в таком направлении, тем быстрее он умрет. То же происходит и с
поп-музыкой. Так же происходит и с человеком – человек рождается, развивается, учится,
а потом с возрастом снова теряет энергию, теряет память и идеи. Думаю, это то, что сейчас
творится с популярной музыкой. Такой период. Не только в музыке, но и в целом в мире,
как мне кажется, сейчас происходит какой-то поворотный момент. Ситуация с экологией,
ситуация в обществе, в политике - все идет к какой-то критической точке. Очевидно, что
все становится хуже. И популярная музыка становится хуже: артистов проще
контролировать, когда все решают деньги. Когда за артистом стоят влиятельные люди, то
какой философией он может поделиться? Я считаю, что артист может вдохновлять других
людей, только когда сам избавится от контроля извне.
Звуки: Ты говоришь в некоторых интервью, что ушла из рэпа в регги, потому что в регги
было больше свободы и осознанности.
Soom T: Регги – это всегда была музыка для сознательных людей. Не поймите меня
неправильно, хип-хоп тоже поначалу был музыкой для сознательных людей. Но произошло так, что этот жанр был коррумпирован. К сожалению, то же самое сейчас происходит и с регги. Взять хотя бы дэнсхолл, который "вырос" из регги - он никогда не был музыкой с каким-то глубоким посланием. Думаю, проблема современной музыки в том, что крупные лейблы находятся под контролем бизнеса, а у бизнеса свои интересы.
Чем меньше морали в обществе, тем проще такое общество контролировать – продавать
вам ненужный хлам, например. Взять те же саундсистемы [формат вечеринок с диджеями
и эмси, возникший на Ямайке, и затем ставший популярным в Европе - прим.ред]. Раньше
саундсистемная сцена в Англии это была чуть ли не единственным местом, где мы могли
свободно выступать против коррупции и несправедливости. Теперь саундсистемы – это
просто мода. Из саундсистем все чаще звучит техно, теперь это тусовки, куда люди
приходят, как в техно-клуб. Мне кажется, что теперь люди собирают саундсистемы,
потому что хотят внимания. Из саундисистем больше не звучат песни о добре и о том, что
нужно вести себя осознанно - люди приходят на вечеринки пить и принимать наркотики.
Поэтому я отменяю многие приглашения на саундсистемные вечеринки, и планирую
дальше играть только со своей группой, с живыми музыкантами.
Звуки: Как ты считаешь, музыка сегодня может быть выражением протеста?
Soom T: Я всю жизнь слушала протестную музыку, в которой люди доносят свою правду
через музыку. И это изменило мою жизнь – сейчас и я активистка, и на меня повлияли
другие музыканты-активисты, например, Public Enemy. Но я думаю, что изначальная роль
музыки – это не призывы к борьбе и восстанию. Напротив, музыка должна призывать
объединяться и что-то решать с проблемами в этом мире. Мне кажется, мы живем в
страшную эпоху, и считаю своим долгом провести свою жизнь в поисках решения, как
изменить что-то к лучшему. Я всегда была революционером, но потом поняла, что если я
борюсь против иерархии, то я борюсь против конкретных людей, которые ее
поддерживают. Но ведь власти манипулируют большинством людей. И этим людям,
может быть, нравится быть в ментальном и психологическом рабстве. Тогда я поняла, что
мое восстание окончено. И единственный бунт, который должен происходить – должен
происходить внутри. Можно продолжать бороться против системы, отрицать ее, не
принимать продукты системы - например, не смотреть телевизор. Из всех соцсетей я
оставила только одну, и использую ее только для того, чтобы призывать людей думать.
Звуки: Ты много работаешь, постоянно гастролируешь и выпускаешь много нового
материала - где ты находишь силы, чтобы продолжать?
Soom T: Единственное, что я могу делать – это делать музыку в качестве своего служения
людям. Единственное, что дает мне силу продолжать – это тот факт, что люди услышат
мою музыку и узнают правду. Я знаю, что это мне самой доставляет много проблем, и
иногда просто не хочу идти в студию. Но что-то свыше говорит мне: "Ты должна встать и
записать эти песни" Я вижу, что таким образом, поддерживаю своих слушателей, и что
сила, которую несет творчество, позволяет людям не отчаиваться и чувствовать радость.
Звуки: Что бы ты пожелала слушателям в России?
Soom T: Не стоит ожидать, что в этом мире что-нибудь изменится, кроме вас самих. В то же время
люди всегда ждут перемен. Единственный выход - это посмотреть на самих себя и на свое
сообщество и делать то, что можно делать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Поддерживать хороших артистов, играть хорошую музыку – ту, которую вы хотите
играть, и собираться с друзьями дома, потому что дом – это последнее место, где вами не
могут манипулировать и развращать вас. Я верю в это.
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)