Soom T ценят не только за оригинальный вокал, но и за месседж. Ее песни - о борьбе и
противостоянии, свободе и равноправии. Сотрудничество с легендами электронной сцены -
The Orb, Mad Professor, Asian Dub Foundation, а также с крупным французским лейблом
Wagram, - сделало ее известной на всех континентах земного шара. Помимо музыки, Soom
T с юного возраста занимается политическим активизмом. В 15 лет она была одним из
организаторов молодежной организации Глазго, которая решала с британским
правительством социальные проблемы в кризисные для Шотландии 1990-е годы. Тогда же
она стала читать рэп, чтобы выражать свои мысли в музыке. Позже переключилась на
регги и соул.
Мы поговорили с Soom T во время ее приезда в Москву, чтобы выяснить, как изменения в рэпе отражают перемены в обществе и как общественная мораль связана с саундсистемными регги-вечеринками.
Звуки: Ты начинала именно как рэп-MC. Почему ушла из этого жанра, и как, по-твоему,
изменился хип-хоп спустя годы?
Soom T: Я считаю, что жанр вырождается. Послание, которое несут популярные сегодня
музыканты, становится все более и более дегенерированным. Рэп находится под
контролем денег и власти. В нем все меньше морали, в нем больше нет той глубины,
которая была раньше. Популярные рэперы пропагандируют тщеславие, деньги,
гангстерское поведение. Молодым людям говорят о том, как круто быть гангстером -
тогда ты будешь богатым и сможешь владеть любой женщиной. Это грустно. Чем быстрее
жанр будет развиваться в таком направлении, тем быстрее он умрет. То же происходит и с
поп-музыкой. Так же происходит и с человеком – человек рождается, развивается, учится,
а потом с возрастом снова теряет энергию, теряет память и идеи. Думаю, это то, что сейчас
творится с популярной музыкой. Такой период. Не только в музыке, но и в целом в мире,
как мне кажется, сейчас происходит какой-то поворотный момент. Ситуация с экологией,
ситуация в обществе, в политике - все идет к какой-то критической точке. Очевидно, что
все становится хуже. И популярная музыка становится хуже: артистов проще
контролировать, когда все решают деньги. Когда за артистом стоят влиятельные люди, то
какой философией он может поделиться? Я считаю, что артист может вдохновлять других
людей, только когда сам избавится от контроля извне.
Звуки: Ты говоришь в некоторых интервью, что ушла из рэпа в регги, потому что в регги
было больше свободы и осознанности.
Soom T: Регги – это всегда была музыка для сознательных людей. Не поймите меня
неправильно, хип-хоп тоже поначалу был музыкой для сознательных людей. Но произошло так, что этот жанр был коррумпирован. К сожалению, то же самое сейчас происходит и с регги. Взять хотя бы дэнсхолл, который "вырос" из регги - он никогда не был музыкой с каким-то глубоким посланием. Думаю, проблема современной музыки в том, что крупные лейблы находятся под контролем бизнеса, а у бизнеса свои интересы.
Чем меньше морали в обществе, тем проще такое общество контролировать – продавать
вам ненужный хлам, например. Взять те же саундсистемы [формат вечеринок с диджеями
и эмси, возникший на Ямайке, и затем ставший популярным в Европе - прим.ред]. Раньше
саундсистемная сцена в Англии это была чуть ли не единственным местом, где мы могли
свободно выступать против коррупции и несправедливости. Теперь саундсистемы – это
просто мода. Из саундсистем все чаще звучит техно, теперь это тусовки, куда люди
приходят, как в техно-клуб. Мне кажется, что теперь люди собирают саундсистемы,
потому что хотят внимания. Из саундисистем больше не звучат песни о добре и о том, что
нужно вести себя осознанно - люди приходят на вечеринки пить и принимать наркотики.
Поэтому я отменяю многие приглашения на саундсистемные вечеринки, и планирую
дальше играть только со своей группой, с живыми музыкантами.
Звуки: Как ты считаешь, музыка сегодня может быть выражением протеста?
Soom T: Я всю жизнь слушала протестную музыку, в которой люди доносят свою правду
через музыку. И это изменило мою жизнь – сейчас и я активистка, и на меня повлияли
другие музыканты-активисты, например, Public Enemy. Но я думаю, что изначальная роль
музыки – это не призывы к борьбе и восстанию. Напротив, музыка должна призывать
объединяться и что-то решать с проблемами в этом мире. Мне кажется, мы живем в
страшную эпоху, и считаю своим долгом провести свою жизнь в поисках решения, как
изменить что-то к лучшему. Я всегда была революционером, но потом поняла, что если я
борюсь против иерархии, то я борюсь против конкретных людей, которые ее
поддерживают. Но ведь власти манипулируют большинством людей. И этим людям,
может быть, нравится быть в ментальном и психологическом рабстве. Тогда я поняла, что
мое восстание окончено. И единственный бунт, который должен происходить – должен
происходить внутри. Можно продолжать бороться против системы, отрицать ее, не
принимать продукты системы - например, не смотреть телевизор. Из всех соцсетей я
оставила только одну, и использую ее только для того, чтобы призывать людей думать.
Звуки: Ты много работаешь, постоянно гастролируешь и выпускаешь много нового
материала - где ты находишь силы, чтобы продолжать?
Soom T: Единственное, что я могу делать – это делать музыку в качестве своего служения
людям. Единственное, что дает мне силу продолжать – это тот факт, что люди услышат
мою музыку и узнают правду. Я знаю, что это мне самой доставляет много проблем, и
иногда просто не хочу идти в студию. Но что-то свыше говорит мне: "Ты должна встать и
записать эти песни" Я вижу, что таким образом, поддерживаю своих слушателей, и что
сила, которую несет творчество, позволяет людям не отчаиваться и чувствовать радость.
Звуки: Что бы ты пожелала слушателям в России?
Soom T: Не стоит ожидать, что в этом мире что-нибудь изменится, кроме вас самих. В то же время
люди всегда ждут перемен. Единственный выход - это посмотреть на самих себя и на свое
сообщество и делать то, что можно делать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Поддерживать хороших артистов, играть хорошую музыку – ту, которую вы хотите
играть, и собираться с друзьями дома, потому что дом – это последнее место, где вами не
могут манипулировать и развращать вас. Я верю в это.
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)