Певица Нино Катамадзе, любимица московской интелигенции, объявила, что больше не будет выступать в России. Что стало для этого поводом? Некий российский депутат Гаврилов приехал на некоторое странное протокольное межпарламентское мероприятие, сел - уверяет, что по приглашению принимающей стороны — в кресло спикера грузинского парламента, после чего был оттуда удален вошедшими в зал членами прозападных фракций. У здания народного собрания собралась толпа, начались протесты, в ходе которых Россию назвали оккупантом, занявшим 20% территории Грузии, а от министра внутренних дел и спикера парламента потребовали уйти в отставку (что последний и сделал). Протесты в том или ином виде продолжаются до сих пор; от действий полиции, применившей травматическое оружие, в них серьезно пострадало несколько протестующих.
В этой истории обычному российскому меломану непонятно ничего — даже если не вдаваться в тонкости извилистых отношений режимов России и Грузии в конце 2000-х и короткую войну в августе 2008-го, а воспринимать как есть сейчас — когда россияне еще вчера летали прямыми рейсами без виз отдыхать в гостеприимную горную страну, а сегодня туда отменены все прямые рейсы.
На самом деле, мы это уже проходили — в 2014-2015 годах, когда одна часть сопредельной страны стала частью другой страны, и в другой части сопредельной страны вспыхнула гражданская война, унесшая тысячи жизней. Тогда рвались культурные связи, российские артисты высказывались против войны и в поддержку сопредельной страны, а потом подвергались травле у себя на родине. Причем обезумевшему российскому общественному мнению было все равно, за что полоскать музыкантов — Андрея Макаревича за его жесткие слова в адрес воинственного российского режима, Диану Арбенину за примирительные и объединительные речи или Нойза МС за вопрос о том, был ли кто-нибудь из зрителей фестиваля «Кубана» во Львове и видел ли там украинских нацистов. О концертах украинских музыкантов, которых в России любили всегда, больше не могло быть и речи.
"Мы бы с удовольствием приехали выступать", — говорил тогда Святослав Вакарчук из Океана Ельзi, - "но только никто не решится устроить наш концерт, потому что его обязательно сорвут". Вспомни свой 2014-й.
А теперь вернемся обратно в наше время. Отказаться от выступлений сразу у Нино не получилось. Сначала ей пришлось закрыть обязательства по уже подписанным контрактам и долгам — как юридическим, так и моральным. Она выступила на "Усадьбе Джаз" вместе с девочкой-подопечной Фонда Хабенского, а также сыграла сет на закрытом гала-ужине "Афримпекса" — нигерийской компании с большим российским государственным участием. Концерт на "Усадьбе", по словам певицы, дался ей невероятно тяжело. Она написала у себя в соцсетях эмоциональный пост, в котором выразила солидарность с митингующими, назвала Россию - оккупантом, Путина - врагом своей страны и сообщила, что концерт на фестивале был последним в России. Потом пост был стерт, а затем восстановлен — то есть все метания и колебания артистки ее поклонники наблюдали, можно сказать в прямом эфире.
Стоит отдать должное смелости этого шага — российская аудитория для Катамадзе если не главная, то важная, и для отказа от концертов в нашей стране ей нужны были сильные внутренние основания, в том числе определенная финансовая смелость. Ее резкий жест напоминал 11-летней давности демарш любимого россиянами Вахтанга Кикабидзе, который отказался приезжать в Россию после начала российско-грузинского военного конфликта, и с тех пор свое обещание держит. Однако самое интересное, что произошло вслед за заявлением Катаматдзе и какую волну оно подняло и вызвало.
Ничего и никакую.
Ни один из считанных грузинских артистов, популярных в России, не отменил свое выступление. Более того, ближайший концерт популярная во всей Европе группа Мгзавреби анонсировала довольно трогательно и вообще без всякого упоминания политики. "Вновь сыграть в знаменитом Зеленом театре ВДНХ для нас очень волнительно — пять лет назад мы были одними из первых, кто выступил на открытии его полностью обновленной сцены", - пишут музыканты на своей странице Вконтакте.
У великого фантаста и детского писателя Кира Булычева была книга "Лиловый шар" — о рассыпанных по обитаемой вселенной шарах с вирусом вражды внутри. Каждый, кто разбивал лиловый шар, рисковал или сам броситься на ближнего, или пасть от руки прежде любящего и близкого человека. Такие шары уже разбились в коридорах власти России и Украины, множество — на Донбассе, несколько — в грузинском парламенте и на площади перед ним.
Чтобы понять, чем все это еще вполне может закончиться, достаточно вспомнить, чем увенчалась травля Машины времени, Ночных снайперов, Нойза и Андрея Макаревича. Не только подпорченными нервами и пошатнувшимся финансовым и творческим состоянием звезд-пацифистов, но и попаданием некоторых из них в список нежелательных персон на сайте "Миротворец». Туда, помимо впавшего в пророссийский имперский галлюциноз Александра Ф. Скляра или превратившуюся в народную артистку ДНР Юлию Чичерину неизвестно почему угодил, например, человек с украинской фамилией Вакуленко, он же Баста. А также — та самая Диана Арбенина, которая за свои пропитанные любовью и солидарности слова о Украине и России, подчеркнем это еще раз, была подвергнута травле у себя на родине; концерты ее "Ночных снайперов" отменялись повсеместно, работать группе не давали, и для прекращения этой позорной компании потребовалось личное вмешательство министра культуры РФ. Увы и ах, "НС", оказывается, выступали в Севастополе в 2015 году, а вот этого аффилированный с Министерством внутренних дел Украины "Миротворец" ей простить не смог.
И не только "Миротворец". Распоряжением правительства Украины каждый импрессарио этой страны, желающий пригласить артиста из России, до сих пор должен был подавать заявку в СБУ Украины, и начать оформлять документы для таких гастролей мог только после высочайшего разрешения органов госбезопасности.
Нечто подобное, к слову, существовало в СССР времен въездных и выездных виз — прежде, чем пригласить друга или родственника из-за границы, нужно было письменно спрашивать разрешения государства. Прежде активно обменивающиеся артистами промоутеры обеих стран тогда застыли в полном недоумении и, в целом, с тех пор никак не отомрут.
У искусства всегда есть противоядие от зловония вражды — то самое обобщение переживания, которое заставляет нас смотреть пьесы Ибсена, а, скажем, норвежцев — читать книги Толстого. У музыки это лекарство особенно сильное и быстродействующее — оно проникает через уши и воздействует непосредственно на восприятие человека; именно благодаря этому чудодейственному свойству в России и полюбили, в частности, песни нынешней отказницы Нино Катамадзе. Именно оно помогает залечить раны от прошедшей войны и до последнего времени сподвигало российских молодых людей выбирать для путешествий и исследований братскую Грузию вместо родного Краснодарского края.
Но тут Нино Катамадзе, перефразируя стихотворение Даниила Хармса, вынула у себя из головы лиловый шар вражды. Аккуратнее с этой лиловой штукой, госпожа Нино, а лучше, как заповедовал тот же Хармс, положите его на место.
Дата рождения:
21 августа 1972
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)