За пару дней до "Дикой Мяты" стало понятно: "регата не совсем под угрозой срыва", но всех нас – посетителей, музыкантов, и, главное, организаторов - ждут приключения и испытания. Дожди и похолодание к пятнице только усилились. Отец-основатель фестиваля Андрей Клюкин писал в соцсетях о борьбе с отвратительной погодой: на фестивальном поле появились дополнительные душевые с горячей водой, навесы, точки, где можно было добыть кипяток. Финальным объявление прилетело в ночь с четверга на пятницу - на фестиваль заказали еще 100 тонн гравия, чтобы засыпать становившееся грязной лужей поле.
Оговорюсь сразу - гравия не хватило. К утру субботы поле напоминало о великом потопе "Дикой Мяты"-2015, поэтому все выходные продолжали завозить и разбрасывать песок, чтобы как-то справиться с грязью. Что-то получилось, что-то нет, но организаторы сделали максимум возможного, за что им большое спасибо. Как и за то, что Клюкин и Ко вновь учли все пожелания и жалобы предыдущего года и справились с проблемой многочасовой очереди на входе. А еще запустили "Дикомятный экспресс" - в Москву от станции Тарусская вечером воскресенья шла отдельная электричка, арендованная для посетителей феста. Про привычный уже из года в год комфорт – удобные места под кемпинг, более 20 фудтраков, портативные батареи для телефонов и прочее – можно не упоминать.
Единственное, на что действительно повлияла погода – возможность увидеть больше выступлений на открытых сценах. Иногда приходилось идти в крытый ангар сцены Willie Boys Club просто чтобы погреться и просохнуть. Но там тоже было, кого послушать. Итак, коротко по порядку.
Всего на "Дикой Мяте" выступило 75 групп и музыкантов из разных стран. Тематика фестиваля – космос. В прошлом году символом "Мяты" стала развеселая русалка, поэтому главную открытую сцену назвали Sirena, а две других получили именной честь магических русалок - Merrow и Мамивата. Sirena вписалась в космическую тематику этого года, а Merrow переименовали в Titana. В 2018 днем там звучали этно, регги и джаз, а теперь стало больше инди и хип-хопа и электронной музыки. Ночные рейсы на второй сцене стали традиций, которая сохранилась и в этом году. Третья сцена - крытый ангар Willy Boys Band на 5000 человек. Здесь одновременно можно было погреться, перекусить и послушать группы 18+. Наконец, была еще одна площадка — детская рок-сцена Ариэль. Здесь, как и на других площадках, весь день шли концерты, только музыкантам было 8-9 лет. Это не первый год, когда на Мяте выступают юные рокеры, но на этот раз ребята выходили на настоящую большую сцену.
Мы успели почти к самому началу – первый фестивальный день начался с выступления команды барабанщиков Vasiliev Groove. Это единственный в стране drumline band, который выступает на международных мероприятиях – например, на закрытии FIFA в 2018 году.
Продолжила вечернюю программу певица, композитор, виолончелист Мария Шерер. Мне доводилось видеть Хаву-Марию зимой 2015 года в клубе FAQ, и вот она уже выступает на главной сцене "Дикой Мяты". То, что делает Мария Шерер, сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. Это смесь рока, джазового вокала и электронной акустики, где солирует виолончель.
Персональное открытие пятницы – группа "Заточка". Которая ни в коем случае не пропагандирует употребление алкоголя и игру на банджо. Говорят, что если к рэпу добавить гитару, то получится альтернатива. Но иногда получается кантри. Если вместе собираются гитарист группы Anacondaz Илья Погребняк, в арсенале которого появились губная гармошка и банджо, и Юрий (Юрец), бывший участник группы Новокаин. Результат этой встречи - самобытный кантри-рэп, который заставляет чувствовать, что ты попал одновременно в салун, негритянское гетто в Нью-Йорке и какое-нибудь московское Гольяново. Ребята запомнились задорной музыкой и остроумными текстами — от байки про стрелу в стиле 90-х годов до актуального сегодня обращения к полицейскому "я свои права знаю – я ничего не репостил!", от сатирического рассказа о новом шерифе в маленьком криминальном городишке до загадочной истории про Джона МакКлейна и его сумасшедшего двойника из Москвы. Добавьте к этому бешеную энергию, профессионализм и обещанное "здесь банджо звучит, ритм бодрит" – и вам тоже будет жаль, что у дуэта пока вышел всего один альбом, "Грязное дельце".
Хедлайнеры пятницы – шотландцы Primal Scream. Настала пора надеть 3Д очки, которые выдавали при входе на фестиваль – вечерняя программа сопровождалась специальным световым шоу. Первый восторг вызвал костюм Бобби Гиллеспи – рубашка, брюки и пиджак упоительного розового оттенка. А дальше с криком "motherfuckerzzz!" шотландцы устроили психоделический ураган и даже – по слухам- не собирались уходить со сцены. Главные хиты - Swastika Eyes, Kawalsky, Rocks, etc. - заставляли танцевать даже утопая в грязи под дождем.
После Primal Scream на сцену выходит Баста. Удивительно, но факт: в воскресенье мы услышали байку о том, что "это был не настоящий Баста!" Вряд ли кому-то удастся подделать Василия. Как писали на сайте фестиваля – "Баста представит уникальную живую программу и десяток живых музыкантов". Так и было. Добавлю, что выступление, кажется, затянулось дольше положенного, и рэпер постоянно обращался к публике с вопросом "Не устали? Еще одну песню? А то скажите сейчас – вот, приехал пожилой человек, достал своей музыкой, совести у него нет!". "Пожилого" Басту отпустили только по причине фестивального регламента.
Увы, остаться у главной сцены на концерт Zventa Sventana сил не хватило – мы пошли греться в крытый ангар Willy Boys Club и ждать премьеру – презентацию нового альбома главных кельтов страны, группы Tintal. Честно скажу, увидев анонс выступления скромного фолк-рок ВИА бессменного ведущего главной "Мятной" сцены Федора Воскресенского – мы протерли глаза. Потому что последний на моей памяти альбом группы вышел в 2007 году. А о выступлениях ничего не было слышно последние лет пять. И вот — премьера. Ребята собрали материал, который раньше играли только на концертах, и выпустили пластинку. Возвращение после долгого молчания вышло удачным — на "Диком танце" есть ирландские баллады, блюз, бешеные шотландские пляски и даже одна лирическая шотландская колыбельная. Все происходящее на сцене соответствовало теме "дикого танца". Волынки, барабаны, безумная скрипка Аси Соршневой и по-прежнему отличный вокал Воскресенского. Кроме песен с нового альбома, Tintal сыграли классические "Оду к радости" и "Pipes not dead". Завершая презентацию в 4 утра, фронтмен группы объявил: "Сегодня, здесь, на Дикой Мяте, наш новый альбом – "Дикие травы!".... Где-то в мире в 4 утра, возможно, икнула одна Хелависа. И сидевший в тот момент за ударными на сцене барабанщик "Мельницы" Дмитрий "Фрол" Фролов. Дикая Мята, дикие травы и танцы. Дикое все. Хочется верить, что следующего альбома не придется ждать еще 10 с лишним лет.
Суббота для нас начинается с группы "Комсомольск". Беловолосая девушка в зеленом и зеленоволосая девушка в белом, Дарья и Арина, играют, на мой взгляд, все же не поп-музыку, а альтернативу. Хотя весьма романтичную, мелодичную и обаятельную. Добавим ироничные тексты, щепотку шестидесятых и немного советской эстетики – и получим интересный проект. У девушек вышло 4 мини-альбома, а их дебютное видео "Где мы сейчас?" вызвало восторженную реакцию и многочисленные комменты в духе "огонь!" и "почему так круто?"
После "Комсомольска" на Сирену выходят "Альянс". Увы! – без Инны Желанной, хотя изначально заявлялось, что на сцене соберется весь состав, который участвовал в записи пластинки "Сделано в белом". В фестивальный сет вошли песни со всех альбомов группы за всю ее историю, включая хит "На заре". С этой песней связана история – она была записана в 1987 году, но клип появился только сейчас, 32 года спустя, когда группа объявила о реюнионе.
Из персональных открытий субботы отмечу два коллектива.
Во-первых, Messer Chups.. До этого момента мне как-то удавалось избегать встреч с этим проектом Олега Гитаркина ("Нож для Фрау Мюллер") , а зря. Группа играет хоррор-серф-рок - эдакую смесь рок-н-ролла, серфа, пин-апа и рокабилли, сопровождаемую трешевым видерядом 50-60 годов. Фактически это сценическое воплощение фильмов Тарантино. Музыканты, судя по всему, больше известны за пределами России - они гастролируют по США и Европе, а их записи также вышли в Австралии и Японии.
Во-вторых, молодая певица Эрика Лундмоен, выступление которой на Титане мы застали случайно, да так и задержались. Эрика родилась в Осло, но выросла в России. Певица экспериментирует с роком и хип-хопом, что у нее получается успешно и интересно. Дебютная работа Эрики "Оторваться от земли" поднялась на 2 место в чарте Shazam, а композиция "Яд" находится в топе музыкальных сервисов ВК, Apple и Google play.
Вечером субботы выступают два очень разных и одинаково важных хедлайнера.
На главной сцене фестиваля — душа "Дикой Мяте", Борис Гребенщиков и "Аквариум". Музыканты играли на фесте в 2015 году и вот, вернулись 5 лет спустя. Про "Аквариум" трудно сказать что-то новое. Остановлюсь на новом в программе. Много лет спустя БГ снова поет "Рок-н-ролл мертв". Вступление и финал композиции заметно "потяжелели", что дополняется световыми эффектами — резкий, холодный мерцающий свет накладывается на переходящий в какофонию звук. Скорее всего, увидеть и услышать новую аранжировку шанс еще будет, поскольку после Мяты группа точно также исполнила эту композицию на Большом летнем концерте "Аквариума" в ДК Горбунова.
В связке теперь идут "Слова растамана" и новая, в буквальном смысле огненная (смотрите клип) песня "Баста, раста".
Антивоенную и, в целом, политическую тематику продолжает "Новая песня". После была в полном смысле шаманская "Соль" — с бубном, классические "Не пей вина, Гертруда!", "Ну-ка, мечи стаканы на стол", "Серебро господа моего" и много-многое другое. Что характерно: в ходе концерта БГ строго посмотрел на небо, сделал какие-то жесты руками и дождь прекратился. Пусть временно, до следующего дня, но мы успели просохнуть и даже утром позагорать.
После БГ мы отправились на сцену Titana - там, впервые на "Дикой Мяте", должен был выступить Дельфин. На самом деле, его сет оказался таким же мощным и завораживающим по силе воздействия, как и концерт "Аквариума". Другой была тональность - более жесткой, агрессивной и взрывной. Стихи Андрея, особенно с альбома 442, временами было физически больно слушать, настолько точно подобраны слова и настолько лаконично, но сильно во воздействию оформлены композиции.
"Мятное" выступление Дельфина ничуть не уступало качеству клубных концертов - тот же стильный холодный свет, математическая точно исполнения, сквозь которую прорывается шквал эмоций и поразительная, какая-то космическая пластика - ломаная и текучая одновременно. Надо признаться - выдержать сет до конца не хватило моральных сил, хотя очень хотелось остаться.
В воскресенье часть времени отняли сборы и вернувшийся дождь, поэтому успели только на главную сцену, с сожалением пропустив сет Alai Oli.
Открывали последний день на Сирене мои прошлогодние любимцы — группа из Владивостока Марлины. Солнечное регги и фанк под "мятным" дождем. Солнце добыть не получилось, море внутри и вокруг продолжалось, но в мире заметно возрос уровень радости и позитива.
Помимо прошлогодних хитов хочу отметить остросоциальную "В одной африканской стране", где с грустной иронией подчеркнуто, что люди рады уже тому, что "диктатор у власти почти двадцать лет, народу он кажется меньшей из бед, спасибо за то, что хоть не людоед". И новую песню "Я не хочу умирать", которую ребята посвятили Кириллу Толмацкому (Децл).
Еще одно норвежское открытие -гаражная рок-группа Death by Unga Bunga. Веселые парни в тельняшках - музыкальный аналог Монти Пайтон. Это не столько панк-рок, сколько комедийное шоу. Разухабисто, бодро, для любителей хорошего стеба.
The Hatters. Безумные шляпники. В воскресенье все ждали "Мумий Тролля", а я — Шляпников, с которыми познакомилась здесь же, три года назад. Вы считаете, что безумны Gogol Bordello или Dubioiza Kolektiv? Вы правы, но The Hatters безумны беспредельно. Сами "шляпники" называют свой музыкальный театр "русско-цыганским уличным народным алкохардкором на душевных инструментах". Все так и есть. Добавьте сюда индейские перья, стихи и разухабистый маскарадный кордебалет.
Закрывал фестиваль "Мумий Тролль". Отец, мать и основатель-продолжатель брит-попа в России Илья Лагутенко появился на сцене весь в белом. Включая сумасшедшую широкополую белую шляпу. Дети в толпе интересовались у родителей, а настоящий ли дядя. Мы, впрочем, тоже, потому что было полное ощущение путешествия во времени на дцать лет назад, поскольку прозвучали все главные хиты.
Немного итогов.
Про организацию - на мой взгляд, команда отлично справились с неприятным погодным сюрпризом и старалась по максимуму обеспечить гостей всем необходимым. Про звук - да, не все было идеально, в том числе и не главной сцене, но в целом к качеству звука претензий нет. Про лайн-ап - все великолепно и очень жаль, что дождь и холод помешали услышать и увидеть больше, но тут все жалобы исключительно в небесную канцелярию. Про слухи - говорят, что в следующем году Андрей Клюкин планирует провести несколько фестивалей. Да будет так!
Don EVERLY (1937)
Joe SAMPLE (1939)
Лев ЛЕЩЕНКО (1942)
Fran CHRISTINA (1951)
Sonny LANDRETH (1951)
Константин НИКОЛЬСКИЙ (1951)
Rick JAMES (1952)
Exene CERVENKA (1956)