Четвертые сутки пылают страницы. Позабыв про "Игру престолов" и "Мстителей", мы анализируем итоги телевизионного конкурса, который призван погружать нас всех в единение умиления. Пал последний бастион, "Голос. Дети": победа Микеллы Абрамовой, дочери Алсу Сафиной, настолько возмутила общество, что оно на повышенных тонах обсуждает, насколько справедлива была эта победа. Причем, общество не только наше — Алсу уже собираются заменить на посту представителя российского жюри Евровидения, которое пройдет в Израиле в середине мая, а Первый канал снял с показа документальный фильм, посвященный конкурсу и его победительнице.
Более того: скандал уже дошел до голландской компании Talpa Media, держателя франшизы "The Voice", и та, по неподтвержденным данным, изучает перспективы отзыва лицензии.
Cуперкраткое содержание предыдущих серий: в финал шоу "Голос. Дети" вышло несколько талантливых детей, однако повезло девочке Микеле Абрамовой, отсеянной ее наставницей Светланой Лободой. К удивлению зрителей (и, кажется, самой Лободы), Микелла вернулась в конкурс через "дополнительный тур", и шоу из честного состязания превратилось в фейк. Не повезло – русскому парню из Якутии, девочке-татарке из Москвы, девочке арабского происхождения, москвичу армянского происхождения, а также парню из Казахстана.
Дочка и внучка миллионеров, живущая за пределами России, получила в качестве приза 1 миллион рублей "на развитие таланта" и сертификат на запись дебютного альбома.
Зрители уже отреагировали на происшедшее метким двустишием:
Дети на Первом играли в попсу -
Зверски раскручена дочка Алсу.
История и правда вышла со всех сторон некрасивая. Жалко в этом сюжете оказалось абсолютно всех, чей возраст не вышел за рамки подросткового. И небесталанную девочку Микеллу, чье достоинство было поставлено зрителями и критиками под сомнение. Ребенок совершенно не виноват, что одни взрослые (а точнее, ее родители) оказались мишенью для подозрений в фальсификации, а другие их в этой фальсификации обвинили. И, конечно же, жаль всех остальных детей-финалистов, утешать которых пришлось самой Алле Пугачевой, заслуженно отдыхающей после череды юбилейных концертов и спектаклей: примадонна устроила в честь детей прием, наградила их своей медалью "Звезда Аллы" и благословила заниматься музыкой дальше. Что не сняло выявленных проблем. А они серьезны. И как раз сейчас стоит о них поговорить.
Механика конкурса
Сама механика конкурсов среди детей - довольно зверская, и пора перестать относиться к ней как к неизбежному "злу мира". Сначала мы закрываем глаза на то, что в ходе конкурсов и во время подготовки к ним из детей делают молодых профессионалов, лишая их детства. Затем - на то, что эти молодые профи становятся заложниками амбиций своих родителей. Далее - что первые места на конкурсах гораздо ниже рангом, чем "Голос.Дети", становятся предметом купли-продажи амбицизоных пап и, реже, мам - что, конечно же, обессмысливает любой конкурс.
Одна из давно зревших проблем - участие в состязании почти исключительно суперподготовленных детей, превращающих такие конкурсы из социального лифта для талантов в битву серебряных ложек. Даже если эти ложки были не положены в рот с рождения, как в случае с Микеллой, а приобретены в кредит специально для сезона "Голос. Дети". Необходимо установить на такие творческие состязания возрастной ценз не ниже 12 лет, а также получать мотивированное и информированное согласие подростка на участие в конкурсе на собеседовании с психологом. Причем желательно, чтобы эти же психологи потом сопровождали детей на протяжении всего состязания - потому что именно психологические нагрузки им предстоят совсем недетские.
Механика коррупции
Результат последнего сезона - ощущение скандала и испорченного праздника. "Голос" во всех его возрастных вариациях был именно таким шоу Первого канала, которое смотрели даже те, кто не смотрят телевизор — и если кто-то на канале действительно действительно решил сфальсифицировать результаты, то он просто самоубийца. "Голос" - чемпион канала по аудиторным показателям на Youtube, этом главном конкуренте телевидения - и сейчас все видео с Микеллой заполнены злобными комментариями как в адрес самого канала, так и в адрес девочки-победительницы.
Многое (и прежде всего, протоколы зрительского голосования) говорит за то, что фальсификация все же имела место - так, например, стало известно, что работникам одного из военных заводов в Курской области было предложено за вознаграждение прийти в выходной на работу и проголосовать за победившего финалиста. Сообщается о том, что, помимо завода "Авиаавтоматика", мобилизовали 11 тысяч сотрудников группы компаний "Авилон", 11 тысяч сотрудников фирмы "Агрогриб" и холдинг "Агроинвест" с 1,5 тысячным персоналом. Была и неподтвержденная информация о тысячах сим-карт для голосования, которые были направлены в военные части.
Если случаев такой организованной кампании было статистически достаточно для обеспечения победы, то фальсификацию не вскроет даже аудит, заказанный Первым каналом в свете разразившегося скандала у международной компании Group-IB, специализирующейся на кибератаках и являющейся партнером Интерпола. И, наконец, многие зрители отмечают, что в эфире канала шла массированная агитация за Микеллу. В чем, повторимся, нет никакой вины самой девочки.
- Такого разрыва между конкурсантами не было никогда, — сказал в своем официальном заявлении Константин Эрнст. Что же, в свое время несколько математиков применили математический "Закон нормального распределения" Гаусса к результатам голосования в Думу в 2011 году, и на основании полученных выводов сделали вывод о тотальных фальсификациях на парламентских выборах. Посоветуем Эрнсту обратиться на мехмат. Впрочем, ему это не поможет, потому что…
Терпение кончилось
Потому что, наконец, проблема с "Голосом" для Первого канала из сугубо внутренней стала политической — кризис доверия к этой телекомпании дошел до точки кипения. Беда не в том, что внучке вице-президента ЛУКойла, дочери певицы Алсу и оружейного бизнесмена, публика окончательно отказывает в праве на справедливую победу по каким-то классовым соображениям. Хотя совсем не факт, что именно Ян Абрамов и Ралиф Сафин стали бы указывать гендиректору Первого канала на победителя — в традициях этой семьи скорее честная покупка всего, что нужно: например, участия Сергея Маковецкого в дебютном видео Алсу "Зима" или дуэта с Энрике Иглесиасом — как рассказал Звукам в свое время представитель одного из мейджор-лейблов, певец согласился подпеть Алсу Ралифовне за внушительный гонорар.
Проблемы не только у двух влиятельных мужчин, одной знаменитой женщины и их счастливого несчастного ребенка. Самые большие проблемы сейчас у самого могущественного и самого профессионального руководителя телеканала. Владелец прав на шоу The Voice, компания Talpa Media, обеспокоена действиями лицензиата и ведет переговоры с каналом, который не гнушается фальсификациями.
- Первый канал ведет консультации с Talpa Media по вопросам, возникшим к результатам голосования в финале русской версии 6-го сезона The Voice Kids, которая вышла в эфир в прошлую пятницу, - сообщают представители голландского холдинга. - Обе компании относятся к этому очень серьезно.
Дело даже не в том, что Talpa Media может отозвать лицензию на "Голос" — что нам, в конце концов, эти западные воротилы, мы и так под санкциями. Самая большая проблема - во взаимоотношениях с аудиторией в России, той самой качественной аудиторией, которая смотрит "Голос" раз в неделю, как чемпионат по футболу, и смотреть "музыкальные подтасовки" просто-напросто откажется.
Беда в том, что со времен "распятого мальчика", которым Первый канал забил гвоздь в гроб своих новостей, и появления в ежевоскресном эфире Петра "Выскочили из-за черты оседлости" Толстого, "Голос" оставался на Первом единственным островком утопии, на территории которого талант и трудолюбие вознаграждались по справедливости, а поражения больше напоминали лотерею, нежели футбольный матч-договорняк, какие в футболе бывают разве что во второй лиге. На этом островке не пахло порохом и кровью, тут не заливали наскоро приготовленным пропагандистским борщом политическую и общественную жизнь соседней Украины, а иногда даже пели песни на мове, нимало этого не стесняясь.
И если Константину Эрнсту было хоть сколько-нибудь дорого это ощущение коллективного счастья в стремительно беднеющей стране, то продавать его нельзя было ни за какие деньги. Потому что от утраты сильных положительных эмоций (даже похожих по своей сути на срежиссированную этим же автором Олимпиаду-2014) не спасет ни честный аудит, ни пересмотр итогов голосования. И это касается - и в стране вообще, и на ТВ в частности, - совсем не только музыки.
Анекдот недели:
- Мамочка, я хочу на день рождения "Грэмми"!
- Доченька, но у тебя нет голоса.
- Тогда купите голос.
- Хорошо, "Голос" купим.
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)