Мастера гитарного эмбиента Рафаэля Антона Иризарри (Rafael Anton Irisarri) можно, несомненно причислить к ряду плодовитых музыкантов. За 12 лет своей карьеры он успел выпустить около 30 релизов со своим участием в самых разнообразных жанрах и составах: от даб-техно The Sight Below до медитативного ambient. Творчество Рафаэля Антона пользуется огромной любовью публики благодаря сотрудничеству с Саймоном Скоттом – барабанщиком шугейз-группы Slowdive, а Pitchfork и The Wire дают весьма высокую оценку его минилистичным работам.
После двухгодичной паузы Иризарри вновь вернулся на сцену и только что выступил в нью-йоркском клубе "Public Records". Небольшое уютное помещение было до отказа заполнено фанатами музыканта. Посетителям предлагалось услышать drone и ambient с элементами полевых записей. В ходе концерта стало очевидно, что этот концерт стоило проводить в более просторном помещении - толпа с трудом умещалась на танцполе, и даже звук был выставлен с расчетом на небольшой стадион. Порой акустическая система просто не выдерживала звучания баса, что затрудняло возможность полностью погрузиться в музыку. Но не беда, зато после концерта мы смогли пообщаться с Рафаэлем Антоном и передать ему привет из России.
Звуки: В 2007 году вышел твой дебютный альбом "Daydreaming", который, по нашему мнению, до сих пор является одним из лучших в твоей дискографии. Расскажи, как он был создан.
Рафаэль Антон Иризарри: Ох! Давно же это было! Я еще тогда жил в Сиэтле... Изначально я создал эту запись для лейбла "Mille Plateaux" еще в 2003... или даже 2002 году. А тот лейбл распался. У них были какие-то проблемы с дистрибьюторами и долгами, или что-то в этом роде. Так что в итоге я пошел к моему знакомому на другой лейбл. Я тогда уже устал от звука фортепиано, хотя в ту пору было не так уж и много тех, кто играл неоклассику.
Звуки: Получается, в те времена ты был полностью сконцентрирован на неоклассике?
Рафаэль Антон: Да, я тогда еще был частью круга людей, что писали неоклассику. И альбом мой вышел примерно в то же время, что и остальные известные релизы этого направления. Но потом я резко устал от всего этого, ото всей этой классики и ее звучания - мне очень хотелось заняться чем-то другим. В итоге я начал писать больше вещей в жанре эмбиент, которые, в основном, выходили на лейбле "Ghostly". А затем где-то в 2009-ом я встретил Лоуренса Инглиша (Lawrence English) на одном фестивале в Польше. Мы начали общаться, и он предложил мне записать совместную пластинку для лейбла "Room40", которая звучала уже намного более дронообразно. Местами там все еще было фортепиано, но оно уже перестало быть ключевым элементом.
Звуки: Ты успел поучавствовать во многих коллаборациях но мы бы хотели остановиться на двух твоих проектах - "Gailes" и "Orcas" совместно с певцом Бенуа Пьюлором (Benoit Pioulard). Какие задачи вы перед собой ставили, и удалось ли вам добиться желаемого звучания? Стоит ли нам ожидать новых альбомов от вас?
Рафаэль Антон: О, это был период, когда мне довелось повстречать Бенуа в Сиэттле. Мне очень нравились его проекты, его вокал, так что мы решили начать делать музыку вместе. Это было нечто уже более попсовое, но как и всегда, там было очень много влияния от эмбиента, от него не уйти. А потом, где-то около 2015-2016-го он пришел ко мне в студию в Нью-Йорке чтобы поработать над "Orcas", но нас унесло куда-то в сторону drone-звучания, потому что за окном была сильная метель, и мы застряли в этой студии на несколько дней. Так что мы начали делать музыку, которая отражала погоду за окном, и на свет появился проект "Gailes", наша "снежная" запись.
Звуки: В чем для вас заключалась главная задача этих проектов?
Рафаэль Антон: Ну, "Gailes" был прямой реакцией на наше окружение. "Orcas" - о чем-то вроде смеси поп- и эмбиент-музыки.
Звуки: Как часто ты используешь полевые записи в своих работах? Считаешь ли ты их основополающей частью своего творчества?
Рафаэль Антон: Еще как! Вдохновление для огромной части моей музыки приходит из того, что меня непосредственно окружает. Из места где я живу, из мест где я путешествую, из вещей, которые я вижу. Я делаю довольно много полевых записей. Когда я путешествую, у меня всегда с собой переносное устройство, которым я записываю для вдохновления, для того чтобы запомнить где я был, чтобы запомнить какой-то определенный день... Практически в каждом треке есть скрытая полевая запись, которая может задавать и ритм. Для меня очень важно иметь возможность разделить эти записи со всеми. А еще иногда я использую их чтобы создавать окружения неестественного происхождения. Например, вот сейчас ты слышишь звуки этого места, в котором мы находимся. Но что если я их запишу и обработаю так, что они будут звучать очень чуждо, не так, как ты их слышишь сейчас? Так что да, полевые записи очень важны для меня, но не так как, скажем, для Криса Уотсона (Chris Watson - музыкант, бывший участник проектов Cabaret Voltaire и Hafler Trio - прим. Звуков): это не фотография, не реалистичная картина, я их использую совершенно по-другому. Я использую их скорее как инструмент.
Звуки: А какие современные музыканты сейчас оказывают на тебя влияние?
Рафаэль Антон: Ну ты и спросил! Это чертовски сложный вопрос! Bohren & Der Club of Gore, например, ребята из Германии. Myrkur - датский блэк-метал... Да, эти, наверное, самые влиятельные для меня на текущий момент. А еще музыка, которую пишут мои друзья. Например, барабанщик Slowdive Саймон Скотт (Simon Scott).
Звуки: Я слышал, что у тебя есть своя собственная студия Black Knoll. В чем заключается ее предназначение, и насколько тяжело ее содержать?
Рафаэль Антон: Около 10 лет назад я занимался мастерингом записей для моих друзей, которые постоянно приходили ко мне с просьбами. А потом я как-то решил: почему бы не заняться этим профессионально и не открыть для этого отдельную студию? Так что на текущий момент это моя основная работа. Я работаю в этой студии семь дней в неделю, и уже поработал над сотнями записей, как ты можешь себе представить. Это мой основной источник дохода. Работаю я там над совершенно разной музыкой и с самыми разными исполнителями. С музыкой, которой я бы не стал заниматься самостоятельно, но которую мне нравится слушать. В один день я могу заниматься мастерингом для группы в жанре hardcore, а в другой день это будет что-то на фортепиано или скрипке, и такое разнообразие мне очень по душе. А в плане содержания... да, это довольно трудно, поскольку нужно поддерживать все в рабочем состоянии, а что-то постоянно ломается, и мне приходится либо это чинить, либо заменять. Все это очень непростая задача. Ни одна студия никогда не бывает в законченном состоянии, и тебе постоянно приходится что-то достраивать и докупать. Денег, как понимаешь, уходит очень много!
Звуки: А если бы ты не был музыкантом, чем бы ты занимался?
Рафаэль Антон: Хороший вопрос... Не знаю, честно говоря. На самом деле, я жалею, что я не выбрал что-то другое в университете. Наверное, что-то связанное с искусством... может быть фотография? Или создание фильмов? Я бы ни за что не стал офисным работником - это было бы для меня невыносимо. Мне очень нравится история, так что, может быть, я стал бы учителем истории. Или лингвистом, потому что мне нравятся языки. Но кроме этого ничего на ум не приходит.
Звуки: Хотел бы ты быть автором саундтрека для какого-нибудь существующего фильма?
Рафаэль Антон: Когда я смотрю фильмы, часть впечатления от них на меня приходит из саундтрека. Так что я не думаю, что этот саундтрек можно каким-то образом сделать лучше. Мне не хотелось бы все испортить. Мне бы больше понравилось работать над чем-то новым с одним из режиссеров, которые мне нравятся - может быть, с Иньярриту или Аменабаром... Ну а вообще, если подумать, я, наверное, подготовил что-нибудь для "Соляриса" Тарковского. Но я понятия не имею, как сделать его лучше, чем он уже есть.
Звуки: Что ты думаешь о негласных правилах музыкальной индустрии в Штатах? Есть ли какая-нибудь разница между Американскими и Европейскими реалиями?
Рафаэль Антон: Очень хороший вопрос! Америка сейчас очень странное место для творчества. Я даже не знаю с чем это сравнить, на ум ничего не приходит. Вообще, и у Европы сейчас полно проблем, но, мне кажется, что музыкальная индустрия там более открыта чему-то новому, да и ресурсов у них побольше. В Швеции, например, есть студия, полная оборудования для электронной музыки, к которой, в теории, доступ есть у каждого. В США у людей нет таких возможностей. Да и в других странах искусство пользуется большей поддержкой, чем у нас, и не обязательно это традиционное искусство вроде классической музыки. У людей более широкие взгляды, они более непредвзяты. Некоторые фестивали даже спонсируются местным правительством. Здесь, в США, все совсем не так. То, чем я занимаюсь, не особо хорошо принимают. В Европе я собрал бы полный театр слушателей, а в США получается давать только очень мелкие концерты. В Европе намного больше возможностей для артистов вроде меня.
Звуки: Есть ли разница между слушателями из США и слушателями из других стран?
Рафаэль Антон: Да, как я уже сказал, Европейцы намного менее предвзяты и готовы к новому опыту. Так же как и слушатели из Австралии или Японии. Японцы очень уважительны, всегда сидят очень тихо из уважения к артисту. В Америке... Тут бывает по-разному.
Звуки: Многие люди, приезжающие в Америку, гонятся за так называемой "Американской мечтой". Как истинный американец, не мог бы ли ты нам поведать, реальна ли эта мечта, или это просто иллюзия?
Рафаэль Антон: Мне кажется, когда-то она была, но больше ее уже нет. Она уже недостигаема. Количество твоих денег очень сильно влияет на твою судьбу в Америке, - равно как и цвет твоей кожи. Это очень диверсифицированная страна, до сих пор живущая в сегрегации. Мне кажется, Американская мечта - это приятная сказка, которую мы рассказываем сами себе, чтобы пережить еще один день.
Звуки: А какая у тебя мечта?
Рафаэль Антон: Мне кажется, что я уже занимаюсь именно тем, чем я и хочу заниматься, и мне это очень нравится. Творческие проблемы - это очень хорошо, я считаю, потому что конформизм ведет к посредственности. Творческая борьба мне очень нравится. Я не пытаюсь с ней сражаться, я теку вместе с течением. Если играть концерты по всему миру, и при этом ухитряться заработать на жизнь - это мечта, то я уже живу в этой мечте. Это очень круто.
Звуки: Когда мы снова тебя услышим в России?
Рафаэль Антон: В июле я буду играть на фестивале "Гамма" в Санкт-Петербурге. Никогда еще не был в этом городе. Пользуясь случаем, хочу всех пригласить!
Rafael Anton Irisarri
Фестиваль Гамма, Санкт-Петербург
11 – 14 июля
1948 – Родился Герман Раребелл, барабанщик группы Scorpions »»
1962 – Родился Кирк Хэммет - "молодой" гитарист Metallica. Кирк известен своими техничными соло, признанными во всем мире: "Master of Puppets", "One", "Fade To Black" и др. Также является автором многих узнаваемых риффов из творчества группы »»
1967 – Вышел первый номер журнала Rolling Stone. На момент выхода первого номера издание было 8-полосной газетой, издаваемой Янном Уэннером (в настоящее время - по-прежнему издатель журнала) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. Сейчас издается в 16 странах »»
2002 – Решением ученого совета Университета Хэртфордшира Брайану Мэю (Queen) присудили степень доктора астрономии »»
Sheila JORDAN (1928)
Melvin LASTIE (1930)
Don CHERRY (1936)
John MCFEE (1953)
Cindy BLACKMAN (1959)
Kim WILDE (1960)
Kirk HAMMETT (1962)
Antoine CLAMARAN (1964)
Paul BOWLES (1999)