В основателе The Orb Алексе Патерсоне всегда отлично уживались мировоззрение современного художника и замашки партизана-трикстера. Поэтому и сами The Orb в разных своих ипостасях (их родословную и историю мы уже восстанавливали) были то создателями концептуальных аудиоколлажей, то клубными электронщиками, то поп-культурными провокаторами, которые в эфире священной британской телепрограммы Top of the Pops вместо имитации живого выступления играют в психоделические шахматы (среди тех, чья жизнь перестала быть прежней после того эфира, оказался не кто иной как Робби Уильямс - и это тоже привело к интересным последствиям). Об этом мы поговорили с Патерсоном накануне выступлений The Orb в Москве и Петербурге.
Звуки: The Orb в разное время были как будто разными группами.
Алекс Патерсон: Так и было задумано: каждый новый альбом как новый проект, не похожий на предыдущие. Иначе было бы скучно этим заниматься. Есть что-то вроде ДНК The Orb, по которому нас можно распознать, но многое зависит от людей, которые участвуют в проекте. Это иногда даже на одном альбоме заметно: послушайте, скажем, “Close Encounters” [с альбома “U.F.Orb” 1992 года] - это техно-трек на эмбиент-альбоме. Мне бы хотелось, чтобы The Orb был чем-то таким, что я могу передать своим детям, когда сам стану старым. Если они поймут то, чем я занимаюсь.
В последние годы я всерьез увлекся живописью, и думаю, что визуальный опыт для The Orb так же важен, как и слуховой. Года два назад мы с Томасом Фельманном переосмыслили звук The Orb, и теперь оно ближе к первым двум альбомам. Но кто знает, что будет дальше? Сейчас я пишу новый материал для альбома, который собираюсь выпустить в следующем году, и он будет гораздо более прямолинейным - это уже даже не The Orb, а что-то вроде мини-Orb.
Звуки: Что интересно, The Orb же, в общем, не считались бунтарями, хотя вы сделали многое для того, чтобы изменить представление людей о том, как можно слушать музыку и как ее можно репрезентовать.
Алекс Патерсон: Да, в прессе об этом нечасто писали, но никаких обид, мы хорошо повеселились: выпускали записи, с которыми никто не понимал, что делать, играли в шахматы в эфире Top of the Pops - потом они взяли за правило подписывать с артистами контракты, чтобы такого больше не повторялось. Так что да, мы были бунтарями, хотя и нетипичными. Как и группа, с которой я работал до того - Killing Joke. Вот они-то были абсолютными бунтарями. И то же самое было с The KLF: есть возможность - бери, делай, пользуйся! Это касается и сэмплов (начинает смеяться)... вы, как человек из России, наверное, понимаете, о чем я говорю.
Звуки: Вам повезло застать тот действительно недлинный отрезок в истории музыки, когда сэмплировать можно было все и в любых количествах. А потом пришли правообладатели и поставили заглушку. Как много у вас осталось треков, которые вы не смогли выпустить из-за проблем с копирайтом?
Алекс Патерсон: Да уже нет такой проблемы, потому что мы не берем длинные сэмплы. Альбом “Chill Out, World” вообще весь построен на сэмплах. Суть в том, что мы не берем четыре, восемь или шестнадцать тактов - мы берем один такт или полтакта, и из этого начинаем разматывать трек.
Звуки: И Orb известны своими ремиксами, в которых обычно не остается ни намека на оригинал. Вы как будто распыляете чужую песню на атомы, а потом заново ее собираете.
Алекс Патерсон: Может, поэтому нам и перестали заказывать ремиксы! Года четыре назад мне кто-то говорил, что ремиксы на друг друга делать уже не принято, хотя втихаря люди все равно друг друга ремикшируют. Сложнее всего было с U2, потому что они возненавидели наш ремикс (ремикс The Orb на “Numb” так и не был выпущен официально, хотя вышел на бутлегерском виниле неустановленного происхождения - прим.): там было всего одно слово из песни и вокал был пропущен через вокодер (смеется). Для такого нужна смелость - и это мне по душе. Хотя были и те, кому наши ремиксы нравились. Мы сделали совершенно волшебный ремикс на “Ship of Fools” Erasure, и хотя группе он не понравился, рекорд-лейбл его принял на ура и все равно выпустил. По-моему, отлично.
За ремиксами к нам начали приходить, когда мы с Джимми [Коути] только-только придумали The Orb. Это было чуть ли не первое что мы сделали: нас попросили сделать ремикс на “Lily Was Here”, которую тогда еще никто толком не слышал. И после того, как он вышел, к нам потянулись самые разные люди. Это очень выручало, особенно, когда у меня начались разногласия с менеджментом (старая история - менеджер сбежал, прихватив с собой все деньги). Вот тогда ремиксы серьезно помогали оплачивать счета.
Звуки: Самая невероятная коллаборация, которую вам удалось провернуть?
Алекс Патерсон: Легко! Кавер на Bee Gees, записанный вместе с Робби Уильямсом (“I Started a Joke” вышла на трибьют-сборнике “Gotta Get a Message to You” в 1998 году; стоит упомянуть, что многие поклонники Bee Gees люто ненавидят этот кавер - прим. Звуков). Вот это чемпион с большим отрывом, вряд ли я смогу сделать что-то еще более странное (смеется). На самом деле, хорошо же получилось, такой крепкий даб вышел, и Робби в нем звучит как регги-певец. Робби вообще славный малый, он как комик-пародист, может изобразить кого угодно, хоть Джонни Роттена, хоть Боба Марли. Поэтому с ним было легко работать, ему просто нужно было дать регги, а все остальное уже сделал я (смеется). И это трек, который можно в регги-клубах играть: никто и не подумает, что это Робби Уильямс, перепевающий Bee Gees.
Звуки: А каково было работать с Ли “Скрэтчем” Перри? Он же, по-моему, не столько человек, сколько стихия.
Алекс Патерсон: Он пророк - самое подходящее определение для него. Он иногда приезжает в Лондон, а я время от времени играю регги в клубах - так мы с ним и познакомились, играли в один и тот же вечер в заведении. Ему, кстати, понравился трек с Робби Уильямсом (смеется). Это было году в 1999-м, потом мы еще не раз пересекались, но только через десять лет записались вместе. Ну и да, это было безумие, хотя как только мы все согласовали с менеджментом, дело пошло как по маслу. Мы работали с шести вечера до шести утра. И мы начали с четырех треков, которые изначально планировали записать за неделю - а он их все записал в первую же ночь. Вот вам и стихия. Он очень талантливый человек, и он один из моих кумиров. Не каждый день выпадает возможность поработать с кумиром - у меня получилось.
Звуки: Вы приезжали в Москву на фестиваль “Бритроника” в 1994 году, он со временем оброс легендами. Какие воспоминания у вас остались о нем?
Алекс Патерсон: Это был самый большой культурный шок в моей жизни. Я же в детстве был одержим космосом, внимательно следил за Космической гонкой [США и СССР], поэтому на Россию я смотрел через призму вот этого противостояния как на ракетную державу. И в Москве меня ждал огромный культурный шок.
Помню, что были проблемы с водой, несколько человек из-за нее слегло с почками. Поэтому мы пили водку - ничего другого не оставалось. Представьте себе несколько десятков британцев, которые не пьют ничего кроме водки. Разумеется, ни о каком порядке речи не шло, тем более, что организовано было действительно плохо. Я вегетарианец, но вегетарианскую еду для меня нашли только на третий день.
Это был очень странный вечер, а мы были очень пьяны. Помню, как какие-то красноармейцы силой оттащили со сцены Aphex Twin, а диджей поставил Led Zeppelin. Потом кто-то из нас добрался до рубильника и выключил свет - секунд на тридцать клуб погрузился во тьму. И вот такие шалости продолжались все время, хотя не все присутствовавшие это оценили.
Время было такое: коммунизм только что развалился, и в стране все было очень, очень, очень запущено. Хотя потом я не раз приезжал в Москву и отлично проводил время. Так что за тот первый визит мне вернулось в стократном размере. Где-то проигрываешь, где-то выигрываешь - swings and roundabout, как у нас говорят.
Звуки: Эмбиент менялся у вас на глазах, пройдя путь от эксцентричной идеи Брайана Ино до клубного жанра и музыки для лифтов. Где в этой линейке ваше место, как вам кажется? Алекс Патерсон: Я бы сказал, что даже большее влияние на меня оказали не сольные альбомы Ино, выходившие на Obscure, а “My Life in the Bush of Ghosts”, который он записал вместе с Дэвидом Бирном. Это был образец того, как простую музыку можно сделать сложной. Это я и пытаюсь делать, даже если это чиллаут. В конце восьмидесятых мы хотели сделать музыку, под которую мы сами могли бы расслабляться - мы сами, а не поколение наших родителей. И на какое-то время это сработало.
Звуки: What were the skies like when you were young?
Алекс Патерсон: Давайте посмотрим за окно: небо серое, очень пасмурное, дождя нет, но в воздухе чувствуется сырость, похоже на изморось, но это не изморось, а скорее туман. Приятная погода, в общем.
The Orb (live)
22 марта - Москва, Aglomerat
23 марта - Санкт-Петербург, клуб Зал
Дата образования:
1 января 1989
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)