На минувшей неделе Путин распорядился поддерживать “музыку, популярную у молодежи”. За редкими исключениями, самая популярная музыка сейчас - это, разумеется, хип-хоп. Тот самый, который, как при последнем доперестроечном вожде Константине Черненко, до недавнего времени запрещали и которому чинились всяческие препятствия. В буквальном смысле — по стране прокатилась отмена концертов Хаски, Face, Элджея и ряда других. После папиного окрика рэп, видимо, с тем же превозмогающим рассудок усердием будут поддерживать и развивать.
По сути, рэп сейчас стал как русский рок в 80-е - больше чем музыкой, голосом эпохи и главной трибуной социального высказывания в отечественной поп-культуре. Зародившийся в 80-е, когда первые брейк-дансеры стали танцевать на расстеленных картонках посреди улиц, он превратился из субкультуры с глубокой обочины в главное для русской музыки направление. В ту музыку, которую запоем слушают школьники вместе со своими родителями. Мы выделили на свой вкус 11 артистов и формаций, которые помогли русскому хип-хопу совершить этот прыжок, а заодно решили показать, как рэп продолжает и дополняет поэтическую традицию.
Участник группы Мальчишник, исполнявшей поп-рэп про секс, начинал с брейк-данса на Арбате в 80-х: едва сходил снег, уличные танцовщики расстилали картонку на брусчатке и танцевали полуакробатический танец, пришедший к нам напрямую из Бронкса. При этом, несмотря на то, что ходившие в широких штанах и необъятных балахонах так и считались, как минимум, чудиками, — отошедший от “Мальчишника” Андрей Лысиков aka Дельфин со временем (то есть примерно к началу 2000-х) фактически занял место погибшего Виктора Цоя на пьедестале голоса поколения. Секрет прост: при всем владении речитативом, интонацией, читкой и знаниями о истории русского хип-хопа, Дельфин никогда не относил себя к этой субкультуре. Субкультура, кстати, отвечала взаимностью: Дельфином интересовались все, кроме этих ребят, да и сам артист не искал стартовой популярности именно в хип-хоп коммьюнити. Сочетая периоды молчания и активности, Дельфин до сих пор остался артистом смежного с хип-хопом жанра, которому не придумано русского названия - spoken word. Если хип-хоп рассматривать как дерево, то Дельфин стоит аккуратно у его корней.
Как ни крути, важнейший артист русского хип-хопа. Причем, увы, объявленный таковым только после внезапной и совершенно непонятной смерти (урожденный Кирилл Толмацкий никогда не употреблял веществ сильнее марихуаны). На всякий случай, напоминаем, как было дело — в самом начале 2000-х кружок первопроходцев русского хип-хопа в один прекрасный момент написал песню для сына хозяина большой продюсерской конторы Mediastar, а он ее исполнил. Долго ли, коротко ли, парень с бейби-фейсом начал давать концерты в 14 лет и примерно за год добился успеха у самой перспективной аудитории — на его выступления в небольших городах приходили целыми школами, а тот самый Mediastar эту звездность активно эксплуатировал. Фраза "Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?", над которой посмеивались взрослые, стала руководством к действию для ровесников Децла. В какой-то момент парень поссорился с отцом, сменил имя на Le Truk, подружился с главным проповедником культа растафари в России Гербертом Моралесом и занялся той самой музыкой, из которой и рос мировой хип-хоп — ямайскими реггитоном и дэнсхоллом. И стал записывать не вписывающиеся ни в какой формат песни, в которых социальная озабоченность мешалась с густым личным лиризмом. И именно за эту трансформацию его стоило бы объявить посмертно главным героем русского хип-хопа. Увы, теперь он не автор, но персонаж истории жанра в России.
Всходившие одновременно с Децлом представители ростовской музыкальной сцены начинали с раскаленных гангста-историй о городе, в котором ни дня без драки и ни месяца без поножовщины. И за годы сумели пусть и превратиться респектабельных артистов, но при этом остаться живыми и настоящими. Еще один пример удивительной трансформации, только на этот раз с обочины в мейнстрим: реальные ростовские гопники, в строчках которых узнавали себя такие же бритые и лихие пацаны со всей России, стали примером истории успеха — одним трудом и талантом превратились в богатых, довольных жизнью, но не растерявших связей с реальностью людей, свое родство с песнями которых ощущают решительно все — родители и дети, учителя и старшеклассники могут запросто встретить друг друга на их концерте. Оказалось, что четверо условных ребят с улицы могут все: смешно паясничать в текстах и петь щемящие песни на злобу дня или, наоборот, о любви, озвучивать своими песнями фильмы — или, наоборот, подзвучивать саму жизнь, однажды оказавшись в наушниках.
Уникальный случай развития личного бренда. Точнее, трех личных брендов — ростовский (снова) музыкант Василий Вакуленко на протяжении своей творческой жизни существовал в трех ипостасях: Баста, Ноггано и Нинтендо. Выжил, кажется, только проект Баста — во всяком случае, именно его можно слышать, видеть и осязать буквально всюду; остальные две ипостаси, гангстерский Ноггано и “южный” по духу Нинтендо, как будто передрались между собой в голове одного человека. В основание успеха Басты легло совмещение хип-хопа с блатной интонацией, не удавшееся, кажется, больше никому (кроме, быть может, астраханской группы Каспийский груз). Последний, кому удавался подобный трюк, был Владимир Высоцкий, на своем творческом пути успевший побывать и любимцем урок, и тончайшим и изысканнейшим советским шансонье; его место и занял Вакуленко. Интересно наблюдать, как в течении карьеры Василия взросло его умение писать безошибочные, попадающие в каждого поп-песни. Его полнейшая всеядность позволяет Басте подключаться к любому контексту — хочешь русский рэп, хочешь авторская русская песня; примером этого может стать кавер-версия песни “Черт” Александра Галича в его исполнении. И еще один залог успеха — безостановочное реинвестирование репутационного капитала, превратившее Василия из ростовского пацана 2000-х в члена жюри шоу “Голос” через 20 лет после начала карьеры. Баста теперь воплощение респектабельности: его не только слышно, но и видно везде; он участвует в федеральных телешоу и ведет собственное, продюсирует других артистов, владеет продюсерской громадой “Gazgolder”, снимает фильмы и клипы. Если хотите спросить, что значит хайп — спросите об этом у Василия Вакуленко.
Пример абсолютного конструкта, симулякра, обретшего кровь, плоть, славу и хайп. Созданный интеллигентными художниками как арт-проект, тонко издевавшийся над гангста-рэпом “Кровосток” неожиданно стал популярен у обраставшей жирком буржуазной богемы середины 2000-х. И лишь потом спустился на этаж ниже, к школьникам из малых городов и с окраин мегаполисов. Его успех сродни успеху сериала “Бригада”, саундтреком к которому мог бы стать трек “Биография”. А пережитая трансформация сильно напоминает случившееся с группой Ленинград: никто и не помнит, что начинала группа Шнура с постмодернистских стилизаций под блатняк, и лишь потом стала писать “песни для народа”. “Кровосток” избежал столь драматических перемен — вместо самой группы поменялась страна и публика: песни о разборках, наркотиках и кровище, которые со смехом писали Антон Черняк и Дмитрий Файн, многими были восприняты абсолютно серьезно — от них и правда начало разить незапертым подъездом, а иногда и могилой.
Артист Иван Алексеев из Смоленска, закончивший в Москве факультет информатики РГГУ, взял свое простым и четким способом. Он совместил две поэтических среды - рэп и рок; удивительный пример честного, удобного и эффективного сидения на двух стульях. Причем, рок этакого совсем школьного, подростково-гнусавого разлива с читкой уровня “бог” — просто человек одарен от природы (его безо всяких шуток называли чемпионом России по фристайлу, в сети можно найти много записей его спонтанных текстовых импровизаций). Если прибавить к этому отличное чувство юмора (“Из окна”), совмещенное с острым, беззащитным чувством справедливости (“Мерседес S666”, “Кури бамбук”), то получается формула успеха одного из самых популярных и значимых артистов жанра. Та же история, что и с Кастой — дети слушают его вместе с родителями, школьники танцуют под его песни на своих дискотеках вместе с учителями.
Пример чистого и беспримесного воина жанра: никаких совмещений и стилистических гибридов. Бывший участник группы Centr еще в составе коллектива выделялся своими стихами, меланхолия которых порой сгущалась до депрессивных концентраций, а уж выйдя на сольный простор, дал волю своей печали. Человек сложной судьбы, проживший юные и молодые годы в Китае и вернувшийся в Россию окольными путями, взял свое предельной откровенностью и болезненной открытостью, удивительной, какой-то дневниковой оптикой взгляда на повседневную жизнь. Такая была разве что у другого рэпера, прыгнувшего далеко за пределы хип-хоп-загона — американца Eminem. Взаимоотношения с родителями, воспитывавшей его бабушкой, с женой и друзьями, проблемы с наркотиками, неудачные попытки сохранить в целости семью и собственную голову, глубочайшая растерянность взрослого человека перед современным миром. Если и подбирать ему предшественника, место которого он занял, то это будет не кто иной, как другой знаменитый, болезненно открытый миру меланхолик - Александр Вертинский. А если подбирать ему амплуа из театральной хрестоматии, то он, конечно, Пьеро.
Видимо, главный на сегодняшний день хип-хоп артист российской современности — по крайней мере, последние лет пять. Удивительный пример того, на что способен поэтический талант... плюс сильный, но продуктивный невроз вкупе с интересной биографией. Сын ученого-физика, эмигрировавшего сначала в Германию, а затем в Великобританию, Мирон Федоров начал делать хип-хоп в камерном сообществе — русской диаспоре в Лондоне. Прежде, чем начать читать на русском, он делал это на немецком и английском. Редкий для русского рэпера случай, когда артист такого жанра является настоящим русским интеллигентом — по крайней мере, в части дум о судьбах родины и ощущения ответственности за все и вся. Думается, именно она позволила обладателю забавного высокого голоса и автору ерзающих, неудобных песен в 2015 году записать “Горгород” - самый важный альбом десятилетия, сделанный в жанре актуальной антиутопии. Единым сюжетом о Писателе, живущем в Городе на Горе, управляемым Мэром, которому противостоит его бывший сподвижник, а ныне антагонист Гуру еще долго будет зеркалом русской жизни. И тот факт, что это полотно до сих пор не стало фильмом или мюзиклом, есть кровавая несправделивость. И уж если говорить о том, чье место сейчас занимает Оксимирон в умах, то это, конечно, БГ.
Раз в русском хип-хопе уже есть свои Высоцкий, Цой, БГ и даже Вертинский, то должен быть и свой Егор Летов — человек, который бы вносил в рэп элемент настоящего русского панка. Выпускник журфака и бывший журналист начал с чудесных наивных песен во славу суицида (“Космолет”) и социальным протестам (“Солдат”) на альбоме “Собачья жизнь”, зато продолжил настоящей, густой депрессивной поэзией на альбоме “Любимые песни воображаемых людей” (“Панелька”, “Пуля-дура”). Рост был какой-то взрывной, изменилось буквально все — вплоть до того, что слова, которые раньше пропевал, артист теперь стал как будто небрежно сплевывать через губу.
Поэзия, очевидно, была опасной — иначе бы в его биографии не было бы ареста на 12 суток после спонтанного концерта на крыше автомобиля в Краснодаре после полицейской операции по отмене концерта в одном из клубов города; это событие заставило всех ключевых деятелей современной хип-хоп сцены объединиться для акции солидарности. Это не единственный интересный факт биографии: в прошлом артиста были дружба с писателем, деятелем “русской весны” и полевым командиром Захаром Прилепиным и их совместные поездки с концертами на Донбасс - от которых он, впрочем, не отрекается. В настоящем у него есть спектакль “Маленькие трагедии” в “Гоголь-центре”, в котором режиссер Кирилл Серебренников уравнял его тексты в правах, на секундочку, с пушкинскими строками.
Сын крупного футбольного менеджера, сам в прошлом футболист-юниор, на первый взгляд форменный Сиддхартха наших дней — наследник богатых родителей, насмотревшийся жизни за пределами дворца. Обычно от такой жизни начинают писать гимны улицам с рассказами о трудных судьбах, больших пушках и мужских дружбах. Здесь все по другому: странная. отстраненная лирика, вкупе с не менее отстраненным поведением сформировали образ, который сделал молодого человека патриархом так называемой “новой школы”, то есть последнего поколения рэп-артистом (а его песню “Дико, например” — лучшим описанием российской действительности). Сам он никогда не смотрит в камеру на интервью, сторонится своей популярности и при этом дружит со взрослыми — например, с журналистом-позером Александром Невзоровым и лидером “Ленинграда” Сергеем Шнуровым. Так или иначе, наш следующий персонаж получил импульс к созданию собственного проекта именно на концерте Фараона.
Самый ярый и яркий герой “новой школы” — молодого и самого последнего на данный момент поколения в русском хип-хопе. Урожденный Иван Дремин соткан из противоположностей: хорошая музыкальная школа и детство на улицах Уфы, большие музыкальные способности — и амплуа глупенького анфан-террибля с песнями про упавший на пол Запад или про сходство бургерного мяса с сырьем для сосисок совсем другого рода. За его самыми дурацкими текстами критики слышали искорки таланта, о чем обязательно докладывали. Так он начинал — всего каких-то 3 года и 1 альбом назад. Разительная перемена случилась в 2018-м, когда вышел последний на данный момент полноформатный альбом Фейса “Путинеисповедимы”, на котором злой молодой повеса внезапно превратился в совершенно исповедальную фигуру. Критика назвала песни с этого альбома прямым политическим высказыванием. И это так — на фоне текстов треков “Салам” и “Наш менталитет” даже песни Хаски и Оксимирона кажутся отвлеченными витийствованиями и разговорами эзоповым языком. Небольшой альбом слушается как небольшой митинг у тебя в ушах, как глоток свежего воздуха, как выкрик, как диссидентский бюллетень “Экспресс-хроника”, рассказывающий о реальной жизни в России.
Перемена была столь разительной, что сразу хочется выяснить, нет ли тут какого-то внешнего, продюсерского влияния? Но никого, кроме старшего брата Богдана, мы не отыскали.
За альбомом-бомбой последовала череда странных событий — после сумасшедшего успеха Фейс вдруг отменил тур (якобы из-за низких продаж билетов, ага), а затем выпустил небольшой новый альбом-микстейп, который мог бы носить подзаголовок “Ничего не было, вам послышалось”. Мог бы, если бы не песня “Мой Калашников”, в котором прикинувшийся прежним Фейс как будто подмигивает: ждите, мол, я еще скажу. 2019 год артист встретил повзрослевшим: в костюме с галстуком, автором главной темы к фильму Михаила Идова “Юморист” и исполнителем главной роли в клипе на нее. Сюжет фильма, кстати, о трусливом артисте разговорного жанра времен Черненко, а песня о артисте современном — удивительно совпало, можно не менять ни строчки.
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)