Итоги музыкального года для нас подвел лично Владимир Путин. Подвел самим фактом обращения к теме русской музыки — сначала на Совете по культуре, затем через неделю на своей большой пресс-конференции. На Совете высокоточно заметил, что рэп стоит на трех китах — протест, кекс и компотики. То есть, простите, конечно же, секс и наркотики. С наркотиками, разумеется, призвал бороться. А затем заметил, что то, что не удается победить, надо бы возглавить. Именно так гарант отреагировал на обращение к нему продюсера Игоря Матвиенко, который впервые рассказал доброму царю о том, что по всей стране отменяют, сворачивают, отключают концерты и арестовывают музыкантов. В частности, рэперов Хаски и Элджея, а также участников групп IC3PEAK и Френдзона.
После этого началась свистопляска, обычная для любого вопроса, который Путин решает в ручном режиме. МВД в тот же день сделало заявление, что и в страшном сне не могло отдать приказ о преследовании музыкантов. Комитет Госдумы по культуре в лице Елены Ямпольской (которую ее противники не случайно называют сталинисткой) призвал быть внимательнее к музыкантам. Последнее слово президент оставил за собой: в ответе на очередной вопрос о рэперах вспомнил, что один из его доверенных лиц - как раз рэпер. И назвал Тимати замечательным расписным парнем.
В эту череду затесалось еще одно событие, которое не сильно выбилось из общего ряда: в Госдуме прошел круглый стол, на который, среди прочих, позвали рэперов — не широко известных Оксимирона, Басту или Скриптонита, а обладающих чуть более скромной аудиторией Жигана и Птаху. Депутаты были настроены либерально, а вот управление МВД по контролю за оборотом наркотиков выступило на этом мероприятии с консервативных позиций. Его представитель зачитал по бумажке написанное кирзово-суконным языком заявление ведомства, из которого следовало, что "определенные исполнители" (последовал список) позволяют себе на сцене лишнее. В частности — пропаганду психоактивных веществ. По итогам заседания издание "Медуза" остроумно смонтировало эти кадры с финальной сценой фильма "Асса", где советская тетка с халой на голове объясняет Виктору Цою правила работы музыкантов в домах культуры. В ответ на что Жиган повел себя ровно так, как и герой Цоя в кино — встал и вышел.
В общем, так или иначе, под конец года свершилось доселе невиданное. Впервые со времен Константина Черненко, который выпустил в 1984 году указ о запрете ВИА, верховная власть обратила свое внимание на музыкантов. Таким образом, разговоры о том, что музыка давно перестала быть мировоззренческим искусством, влияющим на общество и умы, и превратилась в сервисный цифровой аксессуар, шедшие последние лет пятнадцать, внезапно свернули на совершенно иную дорожку: а не спеши ты нас, российских музыкантов, хоронить.
Ну то есть как внезапно — последние года два только и разговоров было, что русский хип-хоп превратился в такой же голос поколения, каким был русский рок в середине 80-х. Тогда львиную долю популярности русскому року обеспечивал его статус запрещенной музыки; когда ленинградский КГБ в 1983 году тоже решил "возглавить" движение и создал подконтрольный рок-клуб, было уже поздно — всего через три-четыре года "возглавленные" вежливо послали нахрен кураторов в погонах, поблагодарив за организацию площадки. Так вот, за нынешними разговорами о роке как новом рэпе забывалась вторая часть уравнения: все это значит, что у нас на дворе излет нового застоя и скоро будут большие перемены. О которых первыми, как и прежде, трубят трубы музыкантов.
Музыкантов вообще, не только рэперов. 2017 год был годом невиданного, лихорадочного торжества рэпа, когда Оксимирон стал ("технически", как он сам выразился) самым просматриваемым хип-хоп артистом мира за счет российской многомиллионной зрительской базы, появилось с десяток новых звезд жанра, герои прежде закрытого и узкого баттл-сообщества стали национального масштаба звездами, а сам баттл стал одним из самых массовых направлений мейнстрима. Нынешний 2018-й начал выводить в первый ранг и новых звезд, связанных с хип-хопом косвенно или не связанных никак — как, например, мрачных даб-фолкеров IC3PEAK или "Френдзону", исполняющую забавный школота-поп. Они и их товарищи в уходящем году попали под раздачу по одной причине: опираясь на молодую аудиторию, они уловили внутри нее тренд на независимость, демонстративное противопоставление указующим перстам и критическое осмысление происходящего в обществе. Особенно заметно это было по творчеству Фейса, который от незатейливых песен в стилистике "Я роняю Запад" и "Бургер" на своей последнем альбоме "Пути неисповедимы" перешел к куда более мощным социальным боевикам вроде "Наш менталитет".
Фейс, кстати, отменил свой тур на 2018 год - якобы из-за низких предварительных продаж билетов; а затем исчез из информационного поля; в низкие продажи после взрывной популярности "Путей..." верится с трудом,- скорее, можно предположить, что это результат задушевного разговора с той неведомой силой, которая вечно хочет блага и вечно совершает зло. То есть той, которая считает, что если не она, то кто же еще запретит этим серебренниковым и хаски разных пород и стилей позорить страну и проповедовать среди молодежи жестокий кекс и тяжелые компотики. Но на то она и неведомая сила, что ее о ее делах люди так и остаются в неведении.
С IC3PEAK, Хаски, Gone.Fludd и Френдзоной, видимо, такого разговора не было, они поехали в туры — и, выражаясь прямо, огребли. Настолько серьезно, что ведущие рэп-артисты — не те, кого звали в Госдуму, другие - организовали концерт солидарности "Я буду петь свою музыку" в поддержку коллег.
2018-й заканчивается на торжественно-визжащей ноте: его символом может стать толпа у клуба "Фабрика" в Казани, где IC3PEAK выключили свет на 25-й минуте выступления, и зрители сначала а капелла скандировали вместе с музыкантами песню "Смерти больше нет" с рефреном "Пусть все горит", а после задержания артистов провожали машину полиции строчками:
Славься, Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Радоваться назревшей конфронтации рано: поднявшийся лихорадочно-веселый движ не принесет ни одной из сторон желаемых дивидендов. Плохие новости для Администрации Президента: пока подростков скручивали на площади, у их разочарования, гнева и отчаяния появилось сразу несколько голосов, которые прут из колонок и с экранов телефонов. Всего через несколько лет сегодняшние школьники придут во власть. Можно проводить с ними круглые столы с сапогами из наркополиции в качестве спикеров, можно отключать свет и травить их любимых артистов, как тараканов — это уже бесполезно. Кому это не очевидно, пусть обратится к истории рок-музыкального бума 30-летней давности.
Но есть плохая новость и для самих артистов — все героические приключения молодых отечественных музыкантов и их борьба за пределами России не интересуют ровным счетом никого, как в свое время не заинтересовал никого и русский рок. Борьба, по большому счету, вообще никого не интересует, музыка — не боевой листок, и она будет стремиться как можно скорее превратиться обратно в цифровой аксессуар и топливо для танцев. А та, что называет себя искусством, останется надолго лишь в том случае, если на следующий день после победы не выкинутые из песни слова будут хоть что-нибудь значить.
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)