Среди композиторов XX века так или иначе складывается своя иерархия. И, конечно, в этой иерархической структуре одно из самых почетных мест занимает Кшиштоф Пендерецкий (Krzysztof Penderecki), внесший огромный вклад в изменения, которые претерпела музыка этого непростого века.
Сегодня исполняется 85 лет одному из самых значительных польских композиторов и дирижеров. Кто-то называет его авангардистам, а кто-то считает, что Пендерецкий уже давно причислен к классикам. Как и многие композиторы, Пендерецкий проходил через разные этапы, через поиски стилей для реакции на противоречивую эпоху, в которой мы живем. Диапазон этих поисков огромен: от сонористики и алеаторики до неоромантизма. Музыка Пендерецкого совершенно непостижимым образом сочетает в себе огромную силу и внутреннее напряжение с лёгкостью восприятия.
Пендерецкий родился 23 ноября 1933 в польском городе Дембице. После окончания Государственной высшей музыкальной школы в Кракове он стал профессором полифонии и композиции, позже преподавал те же дисциплины в Германии и в США. Международная известность пришла к Пендерецкому в 1960, когда был исполнен "Плач по жертвам Хиросимы". В творчестве композитора представлен и симфонический жанр и современная опера. Особое место в нем занимает религиозная музыка Страсти по Луке, Stabat Mater, Утрене, в которой использованы православные тексты на церковнославянском языке.
Следуя идеям экуменизма, Пендерецкий нередко обращается к православной традиции, будучи католиком. Интересно, что многие произведения композитора написаны на заказ, что совершенно не ограничивает его творческой свободы.
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)