Главным событием музыкального ноября стал байопик Queen - "Bohemian Rhapsody": в СМИ, в соцсетях и на выходе из кинотеатров кипят споры об этом фильме, и споры весьма горячие.
У проекта был тяжелый старт: идею фильма вынашивали более 10 лет, официально о начале съемок сообщили в 2010; за это время фильм успел сменить исполнителя главной роли (изначально Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) должен был играть Саша Барон Коэн), причем не без скандала. А уже в конце съемок, которые все время то откладывались, то переносились, картина поменяла еще и режиссера. Большую часть фильма снял Брайан Сингер, но заканчивал его уже Декстер Флетчер. Кстати, именно этот режиссер сейчас снимает другой байопик – о жизни Элтона Джона (Elton John). О нём мы будем спорить в июне следующего года.
Все эти мучения были не зря: "Богемская рапсодия" уже стала самым кассовым музыкальным байопиком за всю историю кино. К 14 ноября по всему миру было собрано свыше 310 миллионов долларов,- при том, что бюджет фильма был в 6 раз меньше. Коммерческий успех налицо.
Факты и источники
Однако среди многих восторженных отзывов публики все чаще слышна острая критика фильма - за фривольную трактовку ключевых событий в истории группы "Queen" и биографии самого Фредди. И ладно бы речь шла о каких-то технических вещах: понятно, что при создании такого полотна без некоторых натяжек и белых ниток не обойтись; но проблема в том, что факты искажены таким образом, что создают абсолютно неверный образ как самой группы "Queen", так и особенно Фредди Меркьюри. Загадка, почему на это пошли Брайан Мэй (Brian May) и Роджер Тейлор (Roger Taylor), гитарист и ударник. Видимо, у них на то были свои причины, но мы как зрители обязаны знать правду.
В этой статье собраны все основные исторические искажения в ленте, какие зритель может увидеть при просмотре. Есть еще куча мелочей, не играющих важной роли. Все факты базируются на трех книгах, рассказывающих об истории группы и самого Фредди: Джим Хаттон (Jim Hutton) "Mercury and me" - написана партнером Фредди в последние 6 лет его жизни; Марк Ходкинсон (Mark Hodkinson) "Queen: The Early Years" - ну ооочень тщательное исследование о том, "как всё начиналось"; Питер Хайнс (Peter Hince) "Queen Unseen" - сочинение работника команды "Queen"; именно он был ассистентом Фредди на сцене почти все гастрольные годы и практически с самого начала; вы его можете видеть на некоторых концертных видео, подсовывающим Фредди микрофон из-под рояля.
Эти книги получают рекомендации фанатов на форуме "Queen" как самые информативные и вызывающие наибольшее доверие источники.
Предупреждение: спойлеры! Если вы еще не видели фильм – не читайте! Пожалуйста, сходите в кинотеатр, и только затем знакомьтесь с текстом ниже.
Историческая правда
Перечислим факты из фильма в порядке важности.
1. Фредди НЕ ЗНАЛ о своем диагнозе на концерте Live Aid и при подготовке к нему. Он был диагностирован в апреле 1987 года. (Jim Hutton, p. 82). Концерт на Уэмбли состоялся 13 июля 1985 года. Данная сюжетная линия в фильме интерпретирует многие действия Фредди по воссоединению с группой как следствие его болезни – это абсолютно не соответствует действительности.
2. О диагнозе Фредди группа НЕ ЗНАЛА о до 1989 года. Джим Хаттон приводит конкретную дату, когда Фредди рассказал им об этом – 20 мая 1989 года (Jim Hutton, p. 129-130). Подозрения в группе какие-то были, само собой, болезнь отражалась на внешнем облике, но откровенный разговор произошел именно в этот день. Это было в Швейцарии, за ужином в ресторане "Bavaria" в Монтрё. Это опять же категорически не соответствует сценам в фильме.
3. Знакомство с группой было АБСОЛЮТНО другим. То есть вообще. Фредди был однокурсником и другом музыканта Тима Стаффела (Tim Staffell), они вместе учились в Ealing Art College, аж с сентября 1966 года. Тим был вокалистом группы 1984, где за гитары отвечал другой музыкант по имени Брайан Мэй. А Брайан и Тим, в свою очередь, вместе ходили в одну и ту же школу – Hampton Grammar School. В 1968 году Тим и Брайан решили сделать новый, более тяжелый, проект в духе мегапопулярных тогда Cream. Подражая им, тоже в формате трио. Роджер Тейлор присоединился к ним по объявлению – так получилась группа Smile. То есть к тому моменту, когда появился Роджер, Брайан и Фредди уже знали друг друга какое-то время. Более того: по некоторым данным они даже снимали вместе квартиру! Фредди заделался фанатом "Smile", которые добились определенного успеха на лондонской сцене (например, они разогревали Джими Хендрикса и Pink Floyd»), он часто тусил с ними вместе, вообще, это всё была одна рок-тусовка, при этом Фредди УЖЕ был вокалистом в другой группе – Ibex, где пел с 1969 года. Когда в 1970 году Тим покинул состав "Smile", Фредди, Брайан и Роджер решили сделать что-то вместе. Так появились «Queen». (Early Years, pp. 66, 68, 76, 91). То есть сцена с грузовиком после концерта вымышлена от начала и до конца. Совсем.
4. Сольная карьера Фредди НЕ БЫЛА провалом. Диско-альбом "Mr. Bad Guy", который он выпустил в 1985 году, занял 6 место в чартах и продержался там 23 недели. Это абсолютно сопоставимо с успехами самой группы "Queen" в это время: альбом 1982 года "Hot Space" занял 4-е место, альбом "The Works" (1984) – второе место. Неудачей это назвать нельзя никак. Из фильма же создается явное ощущение, что Фредди попробовал что-то сделать сам, обломался и прибежал к остальным. В действительности всё было по-другому. Певец вполне мог продолжать свою сольную карьеру, если бы думал только о деньгах и успехе.
Насколько можно судить, ситуация была значительно сложнее и тоньше. Группа разделилась именно исходя из эстетических приоритетов. Брайан и Роджер тяготели к старому доброму рок-н-роллу, в то время как Джон и Фредди хотели экспериментировать с более модным звучанием, в духе диско. Недаром в этот период и позже так много песен именно у Дикона, стремящегося "зацепить" диско-волну. Разлад был и правда серьезный. Судя по всему, группа была на грани развала (Peter Hince, p. 312, 316).
Но распада группы так и не случилось. Никаких ссор с последующими переговорами, да еще через третьих лиц, не было. Объединение произошло не на почве болезни вокалиста, не на почве того, что у Фредди не завязалась сольная карьера, а потому что все сообразили, что надо не бодаться, ведь это приведет к смерти коллектива; а попытаться совместить две этих стилистики во что-то одно. Так родилась поздняя эстетика "Queen", которую многие считают самым важным, что сделала группа в истории рока – настолько удачным оказался синтез классического харда, диско, фанка и еще черт те знает чего, что группа окончательно получила легендарный статус. Фредди же выпустил позднее еще один сольный альбом – "Barcelona", сингл с которого поднялся в хит-парадах до 8-го места.
5. Джим Хаттон НЕ БЫЛ официантом на вечеринке у Фредди. Он вообще не был официантом. Он был парикмахером. И его профессия никак не связана со знакомством с Фредди.
Первый раз они познакомились в гей-клубе в самом конце 1983 года, когда Меркьюри подкатил к нему с предложением выпить. Тот отказался. Фредди "запал" на Джима, выяснил в каком гей-пабе тот регулярно бывает (это не очень сложно: тогда гей-культура была все же достаточно скрыта, хотя уже совершенно легальна; мест, где геи встречались в Лондоне, было не так, чтобы уж прямо очень много). По свидетельству водителя, он несколько раз приезжал туда, хотел познакомиться, однако почему-то не решался. В конце концов, в марте 1985 года Фредди снова встретился с Джимом, уже намеренно – так начались их отношения. История с телефонной книгой – вымысел. Но это, допустим, можно списать на художественные задачи и простить режиссеру. Но зачем было делать из него официанта на вечеринке? (Jim Hutton, pp. 1-4).
6. Концерт Live Aid не стал моментом реюниона группы, хотя он действительно стал одной из важных вех в биографии "Queen". В фильме он подан как чуть ли не единственное шоу группы после супердлинного перерыва. Это четко видно в сцене "объединения" группы. Однако это не так: за 5 месяцев до этого группа отыграла колоссальный концерт в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, с рекордным количеством посетителей – около 300 000 человек. В апреле и мае того же 1985 года у группы было два тура – в Австралии и Японии (13 апреля 1985 года – 15 мая 1985 года), 13 успешных концертов.
Live Aid стал важным событием во многом благодаря глобальности самого шоу, его "раскрутке" на ТВ; по оценкам экспертов, его смотрели около 1.9 млрд человек по всей планете, то есть "Queen" смогли в очередной раз заявить о себе как об одной из самых важных рок-групп на Земле. И заявили – концерт был успешным. Но в истории ОБЪЕДИНЕНИЯ группы он такой роли не играл. Более того, в Live Aid вообще-то участвовала масса других легендарных выступлений, начиная с Фила Коллинза, умудрившегося за время шоу выступить на обеих площадках этого марафона – и в Америке, и в Лондоне,- и заканчивая выступлением всех живых участников Led Zeppelin. Плюс Дэвид Боуи, плюс Элтон Джон... Так что "Queen", при всем уважении, не были единственными и неповторимыми звездами этого концерта.
Лакировка действительности
У рок-фанатов к фильму есть свои претензии. Как можно было снять фильм про "Queen", назвать его "Богемская рапсодия" и вообще никак не воткнуть никакого упоминания про знаменитое видео на эту песню? Многими критиками оно рассматривается как вообще ПЕРВЫЙ клип в подлинном смысле этого слова в истории рок-музыки. Имидж музыкантов (напомню: 4 фигуры в черных мантиях сняты камерой снизу) стал каноническим изображением группы на многие годы. Узнаваемость 146%. Но в фильме этот момент пропустили.
Взаимоотношения команды с лейблами перевраны целиком и полностью. Изестно, что у "Queen" были очень сложные отношения с Trident в начале их карьеры (кстати, про лейбл, открывший их, – никакого упоминания вообще!), но сцены с боссами выпускающей компании – это просто лубок такой, что ... слов нет. Не говоря уже о том, что с EMI никто контракта не разрывал и они благополучно были выпускающим лейблом команды до самого конца.
Сюжетная линия с Мэри Остин, гражданской женой Меркьюри, больше напоминает мексиканский мыльный сериал, и в очередной раз – вообще не про этих реальных людей. Вот несколько фактов: Фредди был крестным отцом старшего сына Мэри – Ричарда. Мэри была управляющим всеми делами Фредди (в том числе бухгалтерией и личными расходами) до самого конца. Именно ей он в завещании оставил дом и передал все авторские права. То есть вся сцена, когда Мэри говорит ему, что беременна, а Меркьюри этого не принимает, оскорблен и унижен – ну совсем не про них.
В истории "Queen" есть множество ярких моментов, очень киношных: как Фредди и Роджер держали магазинчик одежды на Ноттинг-Хилле, как Меркьюри заявился на свадьбу Джона, как он приезжал на репетиции своей первой группы, как они купили студию в Монтрё, на концертах был вообще целый карнавал каких-то суперярких происшествий – но фильм концентрируется на шаблонных историях, которые банальны настолько, что вообще непонятно, к какой именно группе они относятся.
Если говорить про байопик, так самое важное в понимании характера Фредди и вообще всей саги про "Queen" - это именно то, что случилось в последние пять лет, ПОСЛЕ Live Aid. События в фильме останавливаются на самом интересном месте. Почему так?
Cнять байопик большого артиста – задача вообще не из легких. Как всё это уложить в 2 или даже 2,5 часа экранного времени? - Суперсложно. Это понятно. Поэтому проекты подобного рода часто не удаются. Но есть же и удачные примеры. Великолепный "The Doors" Оливера Стоуна. Прекрасный фильм Клинта Иствуда о Чарли Паркере 1988 года – "Bird". Даже недавно вышедший фильм о Майлзе Дэвисе "Miles Ahead", 2015, при всех претензиях к нему, всё же весьма неплох.
Здесь, честно говоря, совсем мимо. История, характеры, сюжеты – не попадают никуда и ни во что. Потому и не цепляют. А цепляет только то, что в фильме и вправду хорошо – сама музыка "Queen". Только для этого не нужно снимать кино и затевать проект длиной почти в десять лет.
P.S. После того, как был снят "Сид и Нэнси" про последние годы жизни Сида Вишеса из Sex Pistols, Джонни Роттена, который раскритиковал его в пух и прах, спросили про фильм: "А там есть что-то, что соответствует действительности?", он ответил: "Да, имя главного героя".
Вот и с «Богемской рапсодией» получилось нечто в таком же духе.
Приятного просмотра!
Группа Queen - одни из основателей жанра симфо-рок.
Подробности из жизни:
Состав:
Джон Дикон (John Deacon) - бас-гитара, гитара
Брайан Мэй (Brian May) - гитара, клавишные, вокал
Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) - вокал, клавишные, гитара
Роджер Тейлор (Roger Taylor) - барабаны, вокал
В 1971 году гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, игравшие вместе в группе Smile, решили создать собственную группу. К ним немедленно присоединился их старинный приятель Фредди Меркьюри, прекрасно игравший на фортепиано и обладавший великолепным голосом, а затем отыскался и басист Джон Дикон. Именно этой четверке и было суждено перевернуть умы всего мира, смешав хард-рок, оперу и даже диско - ни одна группа в мире не оставила столь разнообразного, но при этом отличающегося безукорихненным вкусом наследия.
Начинали Queen как многие в 70-е - первые два альбома представляют собой концептуальные работы с единой структурой и даже сюжетом (особенно это касается пластинки Queen II, которая - практически мини-рок-опера о борьбе Черной и Белой Королев). Но при…
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)