MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Сонграйтеры победили исполнителей

Подведены итоги конкурса Montreux Jazz Talent Awards и названы его победители

Швейцарский Montreux Jazz Festival, проходивший на берегах Женевского озера на протяжении двух недель июля, официально объявил итоги своей работы лишь в сентябре. Подведены итоги конкурса Montreux Jazz Talent Awards и названы его победители. Трое молодых исполнителей из Франции, Турции и США получили не только почетные титулы, но и право сыграть сольный концерт на 53-м по счёту MJF в 2019, а также подготовку в Montreux Jazz Academy, которая предполагает полный курс занятий под руководством мэтров.

Француз Højde, турецкий гитарист Islandman и американский автор-исполнитель Джален Нгонда (Jalen N’Gonda) — жанровое разнообразие этих музыкантов чрезвычайно велико, и не всегда выбор жюри очевиден.

Ойде пишет довольно простую «атмосферную» музыку, которую роднит с джазом только её импровизационная основа; манеру игры он унаследовал от электронщиков Нильса Фрамма и Брайана Ино. Он комбинирует акустический рояль с синтезатором и кучей саунд-эффектов прямо в ходе концерта. Толга Боюк (Tolga Boyuk) создал персонажа Islandman для того, чтобы исполнять прихотливую версию world music — более роковую, нежели джазовую. Ближе всех к джазу оказался крунер Нгонда, «сам себе звезда» родом из Замбии: он активно метит в звёзды нео-соул. Его исполнение базируется на великолепном знании традиций госпел и виртузной мелизматике. В 60-х этого парня с его потрясающим тенором, переходящим в рыдающий фальцет, уж точно носили бы на руках.

Уже при оглашении новых условий конкурсов стало ясно, что победителей будут выбирать не из числа «классических» джазменов с их бесконечными версиями стандартов, а преимущественно из числа самостоятельных композиторов и «сонграйтеров» (авторов-исполнителей песен). Такую смену курса организаторы объяснили просто: они хотят больше поддерживать именно авторов, помогая им раскрывать свои таланты во всей полноте. Но не очень понятно, почему именно эти артисты привлекли внимание высокого жюри — аналогичных проектов довольно много, никто из тройки победителей ничего принципиально нового в Монтрё не продемонстрировал. А большинство участников, выступавших в ходе конкурса, показало, что уход от исполнения стандартов не защищает от вторичности творчества новой генерации авторов. Хотя сделать выбор между ними было ой как непросто: в Монтрё за эти две недели играли, что бог на душу положит — от дикого фанка с оглушительными духовыми до битбокса со скэтом и медитативного эмбиента.

Председателями трёх комиссий Montreux Jazz Competitions (вокал, гитара и фортепиано) в этом году были хип-хопер Алоэ Блэк (Aloe Blacc), франко-американский этно-фьюжн басист и вокалист родом из Африки Ришар Бона (Richard Bona), американский басист Деррик Ходж (Derrick Hodge) и норвежский клавишник-экспериментатор Бугге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft) — им предстоит заниматься с финалистами в "Академии Монтрё" будущей весной.

В то время, как конкурсные сцены начали впускать на свои сцены новые жанры, сам фестиваль решил наконец-то укрепить свои позиции в титульной стилистике. На протяжении долгих лет организаторы MJF вели переговоры с владельцами зала Petit Palais, и вот теперь сцена Jazz Club, до последнего времени ютившаяся в зале на 300 мест, обрела собственный — огромный и комфортный — дом: House of Jazz. Здесь проходят джем-сешны, а пространство постоянно трансформируется для импровизированных концертов, семинаров или фотовыставок. Здесь же прошли концерты серии Jazz Talent Awards. Зал роскошный, звук в нем выстроен идеально.

В следующем году команда MJF пообещала продолжить эксперименты с форматами, жанрами и площадками, а ещё здесь официально завершит свою карьеру сэр Элтон Джон. Ну и в когда-то джазовых конкурсах теперь может соревноваться кто угодно. До встречи в 2019-м!

09.04.2019, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: