Прошлогодний дебют еще одного (хотя, казалось бы, куда уж больше) монреальского фестиваля Mile Ex/End вышел запоминающимся, но не то чтобы триумфальным: отважившись составить конкуренцию проверенным сентябрьским саммитам вроде POP Montreal в том же Майл-Энде или FME на севере Квебека, организаторы потратились на мощный лайн-ап и понесли убытки. Как следствие, в 2018 году Mile Ex/End подвергся скоропалительной перезагрузке: фестивальная территория ужалась вдвое, а к уик-энду преимущественно канадской музыки добавился день комедии.
Идея, впрочем, осталась прежней: соседствующий с железнодорожными путями пустырь под автомобильной эстакадой - место для уютной block party на исходе лета, где рады взрослым и детям, не задирают цены (фестивальный браслет на все три дня стоил немногим больше, чем билет на более или менее востребованный клубный концерт) и делают ставку на comfort food, насущную и духовную. Один из прошлогодних хедлайнеров Патрик Уотсон (Patrick Watson) в этом году уехал на упомянутый выше FME, реанимировать коллаборацию с группой Karkwa, так что во главе лайн-апа неминуемо оказались The Barr Brothers.
Неминуемо - потому что Уотсон и братья Барр неразлучнее групп "Сплин" и "Би-2" времен шлягера "Феллини": начав примерно в одно и то же время, они делят лейбл и менеджмент (и даже районную школу, куда ходят их дети), играют на одних и тех же фестивалях и развиваются по довольно схожей траектории. Пиком востребованности обоих проектов стали в свое время бесплатные шоу в рамках местного джазового фестиваля, когда их аудитории резко прибавили в весе до ста с лишним тысяч, и где-то с тех самых пор любой монреальский концерт любой из двух групп - событие.
Справедливости ради, по части изобретательности The Barr Brothers Уотсону не ровня. Едва ли не самым неожиданным эпизодом их сета стало предварявшее его фри-джазовое интро, за которым последовал привычный репертуар: не духоподъемный арена-фолк, так убаюкивающий "папин рок" а-ля The War on Drugs (которых братья Барр, к слову, не так давно разогревали). Не помогли им в этот раз ни звук (неожиданно скверный), ни зрители (докучливо болтливые), поэтому исправлять положение пришлось самим Брэду и Эндрю, избавившимся от ансамбля и в две руки (гитара и контрабас) сыгравшим ни много ни мало "You Are My Sunshine".
Несколько лучше все получилось у когда-то жившей в Монреале, но родившейся и базирующейся в Торонто Шарлотт Дей Уилсон (Charlotte Day Wilson) - многообещающей соул-певицы, известной благодаря сотрудничеству с канадскими тяжеловесами вроде BadBadNotGood и Дэниела Сизара (Daniel Caesar), но внимания заслуживающей и собственной музыкой: в ее активе три EP, включая недавний "Stone Woman". Уилсон в целом верно нарекла Mile Ex/End "милым маленьким фестивалем", исполнила пару соло на саксофоне и песню Эрики Баду (Erykah Badu), а свою лучшую вещь - "Work" - припасла напоследок.
Вторая фестивальная сцена, где пела Уилсон, расслабленно-дружелюбные вибрации Mile Ex/End улавливала и ретранслировала гораздо лучше, чем главная, где играли The Barr Brothers. Вайб там был интимнее, звук - четче, публика казалась более воспитанной (даром что первый ряд целиком занимали дети), а в качестве атмосферного бонуса совсем рядом проезжали - и игриво гудели - грузовые составы. И хотя нависшая над главной сценой эстакада лучше защищала от капризов погоды, первый по-настоящему яркий сет фестиваля состоялся именно на второй сцене - и, разумеется, под проливным дождем.
Отыграла его очередная монреальская сверхновая Хелена Деланд (Helena Deland) - певица, скромно стоящая над душой этого года со спорадически выпускаемыми ею под вывеской "From the Series of Songs "Altogether Unaccompanied" синглами. На них уже обнаружились и превосходные песни (томная "Take It All"), и потенциальные хиты (синтипоповый "Claudion"), и, судя по концерту, этим Хелена не ограничится. Через пару месяцев у нее в Монреале сольник, и есть подозрение, что с финальными аккордами песни "Baby" (относительно старой, но тоже отличной) на него были куплены еще несколько билетов.
На главной сцене тем временем все было готово к кульминации уик-энда. Немногим ранее здесь выступили доросшие до статуса звезд Rhye - с сахарными струнными, неизбежным акцентом на новый альбом "Blood" и громче, чем ожидалось. Но, конечно, не так оглушительно и жизнеутверждающе, как хедлайнеры - выдающаяся канадская группа Broken Social Scene. Если вам кажется, что у нее великие пластинки, сделайте себе одолжение и сходите на их концерт - в каком бы составе они ни играли, живьем BSS уже довольно не уступают ни Arcade Fire, ни другим повсеместно признанным королям концертных катарсисов.
В Монреаль Broken Social Scene прилетели ночным рейсом из Ванкувера, где играли накануне, но на их патентованной бодрости это не сказалось вообще никак. Как обычно, под вывеской единственной в своем роде инди-роковой коммуны играла, пела и плясала целая толпа, охотно делившая и вокальные партии, и инструментальные соло, и место под софитами: "Hug of Thunder" в отсутствие Файст (Feist) исполнялась в два голоса, а между классической "Cause + Time" и эпической "It's All Gonna Break" бесстрашно встряла песня с вышедшего через пару дней альбома La Force - сольного дебюта одной из вокалисток группы.
Все без исключения участники Broken Social Scene активно работают на стороне, а их номинальный лидер Кевин Дрю (Kevin Drew) и вовсе дослужился до звания орденоносного продюсера и соавтора покойного фронтмена The Tragically Hip Горда Дауни (Gord Downie). Смерть Дауни, заставившая прослезиться миллионы во главе с канадским премьером Джастином Трюдо (Justin Trudeau), и слава The Hip - национального достояния калибра R.E.M. или "ДДТ" - напоминают о себе самым неожиданным образом: вскоре после окончания Mile Ex/End я отправился на кинофестиваль в Торонто, где в свободное от премьер время сходил на концерт Stereophonics - оказавшихся большими поклонниками The Hip и сыгравшими аж три кавер-версии их песен.
Но если англичане могут пылко исполнять "Locked in the Trunk of a Car" и рассказывать истории о своих встречах с Дауни, то Broken Social Scene имеют вполне реальные шансы занять место по соседству с The Hip в национальном сознании. Слишком замысловатые, чтобы выбиться в международные звезды подобно тем же Arcade Fire, но явно заслуживающие большего, чем у них есть, BSS - реальная квинтэссенция канадского инди-рока, да еще и с неизменным концертным трюком, круче которого нет ни у кого. "Let it all out", - в который уж раз предложил Дрю своей аудитории, и в раздавшемся в ответ коллективном вопле вновь не было ничего дежурного.
Но особенно запомнилась финальная "Anthems for a Seventeen Year-Old Girl" (она же - первая песня, когда-либо исполнявшаяся группой в Монреале). С ее первыми аккордами по соседству прогудел последний за этот уик-энд поезд. "А теперь еще раз", - сагитировал Дрю чуть позже, и опять не впустую. "Ааааааа!" - именно таким, громогласным и по делу, оказалось мое прощание со вторым (и вроде бы не последним) Mile Ex/End.
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)