В пантеоне джаза особое место занимает трубач Майлс Дэвис (Miles Davis). Этот музыкант уникален тем, что ухитрился стать инициатором или участником почти всех послевоенных джазовых стилей. Он идеально встраивался в би-боп, создавал кул, был ярчайшей фигурой хард-бопа, создателем ладового джаза, одним из первых закрепился в джаз-роке.
Его появление на свет состоялось более 90 лет назад 26 мая 1926 года в городе Алтон, штат Иллинойс, в семье зажиточного дантиста и заводчика породистых собак. В подарок на свой тринадцатый день рождения Майлс получил от отца трубу. Большинство трубачей 40-х годов подражало Луи Армстронгу (Louis Armstrong) и его последователям, стиль и звучание которых были весьма энергичными и агрессивными. Учителя Дэвиса поощряли его развиваться в направлении теплого, свободного от вибрато звучания, которое стало его саундом на всю жизнь.
В сентябре 1944 г., в возрасте 18-ти лет, Дэвис направился в Нью-Йорк, под предлогом того, что ему необходимо заниматься в Джульярдской школе, на самом же деле с тем, чтобы познакомиться с Чарли Паркером (Charlie Parker), известным тогда только среди знатоков, и вступить в его группу. Дэвис нашел Паркера в одном из клубов, и музыканты подружились; они даже поселились вместе на квартире у Дэвиса. А когда Паркер и Гиллеспи в очередной раз рассорились, юный Дэвис стал трубачом в коллективе Паркера, хотя и уступал Гиллеспи по исполнительской технике.
Для боперов виртуозность была пропуском в новый мир, и би-боп не стал для Дэвиса своей музыкой. Но в 1948 году он собирает нонет (ансамбль из 9 музыкантов) с тем, чтобы реализовать нестандартные музыкальные идеи, больше отвечающие качеству его звучания. Кроме Майлса в коллективе оказались баритон-саксофонист Джерри Маллигэн (Gerry Mulligan), альт-саксофонист Ли Кониц (Lee Konitz), а кроме того - Гил Эванс (Gil Evans),-пианист и аранжировщик, находившийся под сильным влиянием французских импрессионистов.
Дэвис и Эванс добиваются нового, приглушенного звучания и необычного сочетания инструментальных эффектов. Нонет Дэвиса стал пионером стиля, впоследствии получившего название “cool jazz”. Записи, сделанные этим составом для фирмы "Capitol", были собраны несколько позже и изданы под именем Дэвиса и названием "Birth Of the Cool".
Начиная с 1954 года Дэвис, получивший к тому времени национальное признание, снова становится в первые ряды создателей нового стиля, основанного на би-бопе, но взявшего на вооружение блюзовую основу, гармонические наработки кула и возросший профессиональный уровень нового поколения джазменов. Здесь проявляется еще один достоинство Майлса: он становится первооткрывателем множества молодых талантов. В это время к нему присоединяются пианист Хорас Сильвер (Horace Silver), барабанщик Арт Блейки (Art Blakey), саксофонист Сонни Роллинс (Sonny Rollins), а немного позже в квинтет Дэвиса включается талант, чье имя вскоре станет легендарным - Джон Колтрейн (John Coltrane). Именно с Колтрейном он берет следующий рубеж в записях 1958-59 годов (“Milestones” и “Kind Of Blue”).
Таким образом, родился модальный или ладовый джаз, в рамках которого музыкант импровизирует в ладу, не буду связанным с гармоническими изменениями.
Стремление Дэвиса быть первым в той области, где могут проявиться его индивидуальные возможности, подсказало ему правильный ход и верный выбор музыкантов. Бил Эванс был пианистом, на которого можно было опереться в теоретическом обосновании ладового метода. Джон Колтрейн - лучший музыкант, реализующий идею в самом ярком, эмоциональном, искреннем движении. В записях квинтета просматривалась музыкальная простота и утонченная манера, стремление избавиться от основной гармонической структуры. Параллельно Майлс Дэвис использует те же принципы во взаимодействии с оркестром Гила Эванса в записях альбомов “Miles Ahead”, “Porgy And Bess”, “Scetches Of Spain”. В последующее десятилетие ладовое мышление Дэвиса развивается очень плодотворно, да еще и в окружении невероятно талантливых молодых музыкантов - Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Рон Картер (Ron Carter), Тони Уильямс (Tony Williams), Уэйн Шортер (Wayne Shorter)...
Его музыка может быть энергичной или созерцательной, но она основана на характерном именно для Дэвиса саунде.
В ладовом джазе элементами музыкальной структуры являются лады, в том числе и вышедшие из употребления в европейской музыке. На этих структурах музыканты строят мелодические импровизации, которые не обыгрывают аккорды, а ведут мелодическую линию, используя ступени лада.
Майлс старался не пользоваться верхним регистром, не играл в высоких темпах. Все определялось исключительным вниманием к самому звукоизвлечению, тембру, выразительности. Своими лаконичными фразами он создавал великолепные музыкальные картины. Эти картины философичны как в ладовой концепции, так и в энергичных пьесах позднего Дэвиса, где та же труба обрамляется абсолютно противоположным фоном электроинструментов молодого поколения джазменов.Новый период в истории музыканта - джаз-рок, новатором которого он становится на рубеже 70-х. Невозможно перечислить всю ту блестящую молодежь, которую он вовлекал в свой эволюционный процесс. В этой компании- Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Чик Кориа (Chick Corea), Джо Завинул (Joe Zawinul), Кит Джарретт (Keith Jarrett), Маркус Миллер (Marcus Miller), Дэйв Холланд (Dave Holland), Джон МакЛафлин (John McLaughlin) и многие, многие другие.
Последние 20 лет своей жизни Майлс был самым знаменитым и самым дорогостоящим джазменом мира. Он много гастролировал, а его жесткий характер, казалось, немного смягчился: если раньше он просто не общался ни с кем, кроме коллег-музыкантов, то теперь он охотно давал интервью журналистам. На протяжении своей долгой карьеры Дэвис никогда не возвращался к своим прежним стилям, однако летом 1991 года, за два месяца до смерти, он шокировал мир джаза тем, что дал Куинси Джонсу (Quincy Johnes) уговорить себя сыграть свои старые вещи в аранжировках Гила Эванса на джазовом фестивале в Монтрё.
Дата рождения:
26 мая 1926
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)