Две цифры, поражающие воображение: в 2017 году музыкальная индустрия заработала 43 миллирада долларов; музыканты получили лишь 12% из этих доходов.
Несмотря на то, что музыканты - основа индустрии, оплата их работы составляет минимальную долю на рынке,- к такому выводу пришли эксперты Citigroup, выпустившие 88-страничный репорт, посвященный музыке и шоу-бизнесу. Исследование было заказано Citigroup с целью стратегического рыночного репозиционирования компании EMI: как мы помним, в 2010-м году крупнейшая звукозаписывающая компания в мире перешла под контроль американского банковского холдинга, который выступал основным кредитором компании. Доля в EMI Music Publishing в мае 2018 года перешла в собственность американской "дочки" Sony — Sony Corporation of America, однако Citi все еще располагает частью акций других подразделений холдинга.
Исследование пытается найти ответ на вопрос: каким образом увеличить доходы музыкантов с учетом сокращения видов продаж. Как и в кино, стриминг-платформы с их подписками на протяжении последних лет неуклонно вытесняли все остальные виды дистрибуции. В какой-то момент одна компания Spotify стоила больше, чем музыкальная индустрия в целом. В то время как онлайн-платформы предлагают клиентам удобство в сочетании с недорогим - и огромным - каталогом, это, несомненно, трансформирует структуру системы доходов отрасли и то, как изменились заработки артистов.
Большинство музыкантов больше не делают ставку на записи: они рассматривают гастроли в качестве основного источника доходов.
Кто же получает остальные деньги? - Согласно докладу, существенная часть дохода достается посредникам - тем, кто обеспечивает различные формы дистрибуции и промо: AM / FM радиостанции, онлайн-платформы и звукозаписывающие компании.
12% могут показаться скудными, но на самом деле эта доля значительно увеличилась с 2000 года, когда доход музыканта в общем "пироге" составлял всего 7%. Улучшение доходности исследователи связывают с тем, что музыканты стали больше фокусироваться на бизнесе живых выступлений. Хотя этот новый подход может помочь артистам оставаться на плаву, он, тем не менее, не может стать заменой роялти: ведь это означает, что музыкант обречен на пожизненные гастроли, в то время как артисты 60-х - 80-х сколотили себе состояния на авторских отчислениях. К тому же, такая интенсивная концертная деятельность ведет к быстрому выгоранию.
Так, в июле Джеймс Блейк (James Blake) открыто обсуждал свою историю с депрессией и суицидальными мыслями, причину которых он видит в бесконечных гастролях. Фронтмен Passion Pit Майкл Анджелакос также неоднократно выступал против музыкальной индустрии, которая не поддерживает артистов и, по сути, заставляет их гастролировать до смерти. "Риски, связанные с тем, что ты становишься коммерциализированным артистом, приводят к тому, что к типичному выпуску альбома прилагаются бесконечное промо и гастроли, которые чуть не убили меня", - говорит музыкант.
Остается неизвестным, будут ли эти стратегии консолидации положительно влиять на музыкальную индустрию и ее наиболее уязвимых участников - музыкантов.
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)