Когда тебе давно уже не двадцать, ты можешь с легкостью сказать: да, я фанат этой группы. Здравствуйте, меня зовут Ольга и я фанат Nick Cave And The Bad Seeds.
Этим летом у группы фестивальный чёс, и странно, что "дурные семена" не украсили line up какого-нибудь московского open air, а дали редкий для этого тура сольник в душном и потном Adrenaline Stadium. Впрочем, ради не укороченного сольного сет-листа можно было потерпеть часы подпирания стен площадки, вдыхая бензиновые пары Ленинградки. Тем более, что компанию мне составили совершенно прелестные девочки, два месяца назад сдавшие ЕГЭ. Я была исполнена надежды - у этой страны есть будущее, если эти дети читают Иена Бэнкса, знают, чем модерн отличается от готики и легко могут поддержать беседу на английском с приехавшими на концерт итальянскими тетушками. К слову о тетушках: по моему опыту, чем восточнее город, тем моложе публика в зале. Ника и компанию неистовее всех любят русские дети, нежели их родители. Симпатичная девочка, накануне вернувшаяся с концерта в Питере, делится своими переживаниями, протягивая мне ценный артефакт - автограф Ника на фотке с ним и Бликсой 80-х. Она караулила Кейва и у "Астории", и уже в Москве у "Four Seasons", а теперь боится, что Ник решит, что она сумасшедшая. Милая моя, он решит, что он еще хоть куда, если его ждут такие очаровательные создания, как ты. Эта девочка с девяти утра уже у клуба, в руках у нее лист А4 и черный несмываемый маркер - она на списках. Мой номер на руке 14.
Самое время задаться вопросом: граждане, а зачем вы приходите за восемь часов до концерта? Всё просто - мы хотим в первый ряд. Но не для того, чтобы "увидеть и умереть". В конце концов, после десятка концертов чего мы там не видели! Знаешь уже все рубашки в гардеробе дяди Коли. Дело в том, что мы хотим в очередной раз стать частью этого действа. Без нас оно невозможно, - без первых рядов, на которых Кейв выплескивает всю свою ярость, к которым обращает всю свою боль и страсть. Не было бы ничего, не будь наших протянутых рук, жаждущих прикосновения нашего проводника в его безумный мир. Это не лечится с годами, лишь прогрессирует, перед концертом в Москве я говорила с женщиной, которая подсела на всё это, живя в Австралии еще в эпоху "The Birthday Party". Прекрасная аддикция!
Москва стала финальной точкой в туре, в котором The Bad Seeds ездили с последним на сегодняшний день альбомом "Skeleton Tree", 5 песен из которого значились в сет-листе. Концерт начался открывающим альбом треком "Jesus Alone". Очень аккуратно, тихо, как затишье перед готовой обрушиться бурей. "In my voice i’m calling you…" — призывал нас Ник обратиться в слух. И следом же - "Magneto".
Ник Кейв всегда был для меня вдохновляющей фигурой, ролевой моделью по части отношения к самовыражению, а также искренности. "Skeleton Tree" - искренности предел. Какую силу духа надо иметь, чтобы выходить каждый вечер к публике, чтобы снова и снова переживать гибель сына, которая определила всю суть этой пластинки! Я помню лица людей в берлинском кинотеатре, выходящих с премьеры документалки "One More Time With Feeling", где на финальных титрах идут кадры скалы в Брайтоне и поет мальчик, голос которого уже никогда не сломается. Мне кажется, те эмоции, которые ты переживаешь в такой момент, изменяют тебя как личность. Структурируют ее заново. В этом суть искусства - та самая лира, которой чувства добрые…
Но жизнь должна продолжаться, как и шоу. И вот она буря - "Do you Love Me?" - бросается дядя Коля в толпу с расширенного специально для его перемещений ограждения между публикой и сценой, а потом несется к противоположному краю, чтобы так же неистово обрушиться на публику там с неменьшей страстью. "Like I love you!" - извергает публика из нижних чакр в ответ. Чего уж там, русские любят самозабвенно. По волнам человечных рук к сцене приплывает гигантский букет роз и милая кукла Кейва. Цветы в стиле «дорого и богато» трогают его не так, как его тряпочная копия."I wanna tell ya’bout a girl…" О, благословенный берлинский период The Seeds, запечатленный в эпизоде вендерсовских "Wings Of Desire" ("Небо над Берлином"). "From Her To Enternity", наверное, по части физических метаморфоз дяди Коли на сцене это точка невозврата, после которой он уже не 60-летний респектабельный джентльмен в костюме, а безумный Ink King, Король Чернило, его поэтическое альтер-эго из той эпохи. Что за неведомая сила, как ластиком, стирает все морщины? И следом "Loverman", теперь самое время! ХХ-хромосомный первый ряд в теме, что L is for LOVE, baby… А потом красная рука дьявола потянулась к нежным ручкам московских барышень. Особо продвинутые же фанаты тянули свои руки с обложками от винилов на подпись под "Red Right Hand". Загадочная русская душа!
Как раз в этот момент сет-лист потребовал душевности, и Ник уселся за рояль, а публика настроилась на хоровое пение, так как была сыграна редко исполняемая в этом туре «The Ship Song», а также почти всегда исполняемая "Into My Arms" и на десерт - "Shoot Me Down", настоящий раритет, который не играли уж в этом тысячелетии точно.
Задушевный настрой плавно перетек в душераздирающий: были сыграны еще две песни из "Skeleton Tree", одна из которых -"Girl In Amber". Ник просто вышел на авансцену и начал свою исповедь. Я люблю всю дискографию The Seeds, но этот альбом вызывает у меня приступ асфиксии, каждый раз когда я жму на «play». Ценность произведения искусства можно оценить только по силе ответной реакции. Какое клинически холодное слово «реабилитация». И эти несколько минут, пока длится песня, реабилитация — то, что происходит на сцене и в зале. Резонирующая на боль толпа, возможно, дает поддержку. Прорывающаяся сквозь эти мокрые зеленые глаза боль учит тому, что выделяет людей из этой толпы - состраданию. Это очень идеалистичная концепция, но она работает.
"Tupelo", наверное, самая древняя песня в сет-листе и самая часто исполняемая. На ней дядя Коля начал затаскивать народ на сцену. И тут я увидела нечто такое из ряда вон, что заставило меня отвлечься от Ужасного и Прекрасного. Среди вытащенных девиц, в большинстве своем милых стеснительных поначалу девочек, были те, кто проявил себя во всей красе. Интересно, это поколение такое бракованное или побочка научно-технического прогресса рушит им мозг? Как можно сидеть на сцене, не чувствовать всё торжество момента, когда позади тебя великий Уоррен Эллис и все эти прекрасные мужчины, а фигачить селфи на свой гребанный айфон?! Возможно, милая, ты ошиблась дверью, а еще по чистой случайности не надела белье под свое красное миниплатьице, о’кей, каждая девушка имеет полное право выглядит нелепо так, как ей нравится, но селфи! И она была не одна. Таких героинь Инстаграма было предостаточно. Ник, более, чем толерантно относящийся к людям со смартфонами на концернах, который как-то признался в интервью, что ему интересная публика, смотрящая на него и через экран айфона, даже он в какой-то момент, как бы это печатным словом выразить… был раздосадован и пару раз делал девицам замечания. Пустое! Они обречены. Однажды из-под их кроватей к ним потянется, нет, не red right hand, а смертельные культи их алчущего эго и задушат к чертовой матери.
После еще одного шедевра, "Jubilee Street", Ник отправился глубоко в народ с "The Weeping Song". Собственно говоря, концертный кадр, сделанный в момент исполнения этого трека, и украшает афишу летнего тура The Seeds. А затем, чтобы никто не расслаблялся, оформил вакханалию со "Stagger Lee". Подумалось: как хорошо, что наши дети за редким исключением (исключения все были под сценой) не знают английский, потому что это ж натурально parental advisory explicit content!
Закрывающая песня перед бисом - "Push The Sky Away". Народ на сцене, как и народ в зале отталкивал, отталкивал небеса, как неотвратимый конец этого действа. И оттолкнуть удалось на два анкора. Я старый фанат и не знаю слов любви, зато слова "City Of Refuge" родом из 80-х я знаю прекрасно. Это был финальный трэш, угар и рок-н-ролл на последний разрыв аорты, потому что финальная "The Rings Of Saturn" - как финальная отповедь на окончание концерта и окончание тура. Это не песня, это декламация человека, который за два часа прошел не однажды свой жизненный путь в разных направлениях, взяв нас с собой поглядеть на этот диковинный и сумасшедший мир Артиста.
Кто имел глаза, тот увидел, имел уши услышал, а кто имел сердце - простучал. Печальный момент, пора прощаться …this is the moment, this is exactly what she is born to be. Then this is what she does and this is what she is.
2012 – Музыканты из The Animals отказались выступать без предоплаты. По этому поводу 3000 разъярённых поклонников разнесли концертный зал в Оттаве »»
Jennifer WARNES (1947)
Jackie MITTOO (1948)
Robyn HITCHCOCK (1953)
Александр ИВАНОВ (1960)
Ronan KEATING (1977)
Максим ЛИДОВ (1986)
Johan "Jo" NUNEZ (1988)