6 июля. Ученики и менторы
Наконец-то в конкурсе юных талантов Мортре победил фри-джазовый ансамбль, при этом достаточно молодой и незашоренный! Руководит им восходящая звезда британской джазовой сцены, девушка-трубач Эмма-Джин Тэкрай (Emma-Jean Thackray), она и ее состав живут в Лондоне - "месте горячих вибраций и больших денег", как метко замечает солистка.
В составе квартета - туба, корг, труба и ударные; все вещи для ансамбля пишет Эмма-Джин, и надо признать, композицию она знает великолепно! В музыке исполнительница делает основной упор на замороченные "диалоги" солирующих инструментов, так что зачастую композиции носят характер остроумных фанковых пикировок. Эмма-Джин только что выпустила EP "Ley Lines", в котором сама разработала и записала партии 30 инструментов - с ней точно непросто, но интересно.
Вечер в Jazz Club открывает американский пианист Джейсон Моран (Jason Moran) - звезда первой величины и большой философ. Моран, в забавном расписном костюме, - лектор нескольких престижных музыкальных колледжей, и он полностью завладел вниманием зала: не только играл, но и рассказывал увлекательные истории рождения своих композиций, которые, кажется, уместили в себя всю историю джаза - от рэгтайма и би-бопа до авангарда. Довольно странно, что в Монтре музыкант не показал мультимедийное шоу, которое сопровождает его новый альбом "The Bandwagon" - на нем, кстати, есть энергичные, академически точные вещи; очень рекомендую "Winds" и "Big News More News".
Моран знает, как держать публику на крючке: его композиция может начаться в духе стандартного салонного джаза, в ней пестрят
цитаты из Телониуса Монка (Thelonious Monk) - и эта вещь действительно посвящена Монку; а вот нечто, больше всего напоминаюшее болгарское хоро на спидах, переходящее в величавый блюз, который Моран написал для high school в Чикаго.
- Блюз - это музыка, которая описывает только один цвет, - говорит Моран. - в блюзе нет красного, белого и черного - только оттенки синего (blue). Мой дедушка всегда говорил, что я не могу играть блюз - так что я всегда играю любой блюз как бы для него... и для других моих учителей. Например, я работал с великим артистом, трубачом Джона Джонсом (Jonah Jones), и он научил меня чувствовать и понимать блюз. И в честь него я сыграю новую композицию под названием "Magnet".
Основа "Magnet" - глухое ворчание в нижнем регистре, после чего в верхнем начинается "Summertime" - и ты понимаешь, что она все это время звучала и в "низах". Удивительная, притягательная вещь, стремительный экспрессивный сет.
Переходя ко второй, "классической" части концерта, Моран рассказывает:
- Я написал эту песню, когда имел счастье жить в Риме и работать в Американской академии. Я писал по одной песне в день. У меня их было 5 - пять дней, которые помогли мне многое прочувствовать и понять. Это сложно представить, живя в Америке: когда ты живешь в Риме, тебя окружает история - во всех аспектах: вокруг тебя в историческом антураже живут, едят, спят и воруют. Это место, в котором многие поколения назад люди решили сохранить для себя историю. И даже не всегда люди, - например, замок Нерона был сожжен, но его сохранила для нас земля.
А что происходит с музыкальным наследием? Как мы продолжаем сохранять для себя музыку, при всей ее эфемрерности? Мы можем полагаться только на собственную память и на то, что продолжим ее исполнять. Я хочу познакомить вас со своим учителем - это Джеймс Рис Юроп (James Reese Europe), бэнд-лидер и композитор, работа с которым сформировала мое мировоззрение как музыканта.
Исполнять его песни - способ вынести его музыку вновь на свет. Я хочу, чтобы его музыка получила вторую жизнь и продолжала звучать.
Как и академическая музыка, джаз часто рассматривается в историческом контексте, - это сохранившийся артефакт прошлых эпох, жанр, чей золотой век пришелся на начало прошлого века. Джейсон Моран взял на себя благородную роль сохранения этого наследия, но сохранения не законсервированном, а живом виде, - непрерывно рефлексирующем и развивающемся. Спасибо ему за это.
А Фарадж Сулейман (Faraj Suleiman), который выступал в Jazz Club до Морана, подходит к созданию композиций совершенно иначе. Его музыка - сплав богатого этно-наследия, бурлеска и авангарда, это нечто вроде вывернутого наизнанку "Танца с саблями" Хачатуряна, помноженного на кабаре. Молодой музыкант удивительно здорово схватывает самую суть конструкции и помогает ей обрастать невероятными, зачастую парадорксальными элементами. А еще он мастер по созданию песен-медитаций, бесконечных и красивых, как пустыня на закате.
Израильский контрабасист и сонграйтер Авишаи Коэн (Avishai Cohen) совершенно неожиданно запел спустя 20 лет весьма успешной инструментальной карьеры. Его знаменитые импровизации на басу и фортепиано нам уже хорошо известны, и сейчас настала пора узнать его как певца. И не только его! В составе квинтета поют все - от бэк-вокалиста Карена Малки (Karen Malka) до клавишника Шай Бачара (Shai Bachar).
Как ни странно, с программой альбома "1970", которую он показал в Монтре, Коэн смог достичь куда большего успеха у широкого слушателя, чем с предшествующим "From Darkness". В принципе, это объяснимо: его трек-лист базируется на сефардских мелодиях и английской лирике, да и вообще "музыка со словами" всегда заведомо более популярна.
Одна из композиций, представленных Коэном в программе, написана на стихи израильского поэта, к которому он питает огромный пиетет. Его зовут Натан Альтерман (Nathan Alterman). Это обманчиво простая песня в духе ВИА "Лейся, песня", которая удивительно скрывает естественные, "природные" звуки ветра, воды и далеких птиц.
Поющий контрабасист - сам по себе довольно редкое явление, а Коэн еще и умудряется петь поверх довольно сложных аранжировок. Сефардская музыка в его исполнении - это мелодическая основа, а виолончель и клавиши - словно два полярных мира, отвечающих за хаос и порядок. Общее ощущение - Коэн ударился в поп-музыку.
7 июля. С днем Рождения, Куинси Джонс!
Куинси. Легендарный Куинси. Quincy Delight Jones. Он был со-директором фестиваля в Монтре с 90-х годов, он стал постоянным продюсером программы молодых талантов, и остается почетным членом жюри всех конкурсов и Montreux Jazz Academy. Десятки артистов благодарны ему за первое появление на сцене этого фестиваля - равно как и многих других мировых площадок. И в ночь с воскресенья на понедельник многие артисты решили устроить для Куинси Джонса концерт-сюрприз в честь его 85-летия (сам юбилей состоялся в марте, однако трибьютов много не бывает).
Почтить мэтра пришли топовые артисты, выступающие в Монтре: Ибрагим Маалуф (Ibrahim Maalouf) с прелюдией Баха и Mos Def с электроникой; Роберт Гласпер (Robert Glasper) и Монти Александер (Monty Alexander) и многие другие. А еще молодой супермэн Ришар Бона (Richard Bona), знаменитый барабанщик Ману Каче (Manu Katché) и юная певица Джория Смит (Jorja Smith) - все они спели "Happy Birthday!" и устроили овации своему другу и учителю в новом зале House of Jazz.
Открыли концерт барабанщик Нэйт Смит (Nate Smith) и Kinfolk. "У нас не было саундчека, это все полная импровизация, - сообщил Нэйт. - Я страшно счастлив быть здесь и иметь возможность сказать: спасибо, Куинси!"
"Спасибо" в этот день повторяли все: Феми Колеосо (Femi Koleoso) из Ezra Collective поблагодарил Джонса за то, что он "заставлял танцевать несколько поколений", а еще один британский артист, протеже великого продюсера Джейкоб Кольер (Jacob Collier), исполнил хит Майкла Джексона "Human Nature" - сингл с альбома "Thriller", который Джонс продюсировал в 1982 году.
Концерт продолжался 3 часа, и когда на сцену вышел, встав со своей инвалидной коляски, сам именинник, 27-кратный обладатель Grammy, зал буквально с ума сошел. У Куинси есть и почет, и памятная доска на здании Конгресса, и даже статуя напротив Fairmont le Montreux Palace - но таких аплодисментов не удостаивается в Монтре ни одна суперзвезда.
Мое пребывание в Монтре заканчивается, однако репортажи с фестиваля продолжатся - я передаю эстафету Светлане Примаковой. Продолжение следует!
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)