Настала пора познакомить вас с самым существенным изменением в размеренном распорядке жизни Montreux Jazz Festival. Дело в том, что в 2018 году джаз наконец-то начал обратно отвоевывать свои позиции у поп-сцен. На протяжении долгих лет шла торговля организаторов и владельцев зала Petit Palais, и вот теперь сцена Jazz Club обрела собственный - огромный и комфортный - дом: House of Jazz. Здесь проходят джем-сейшны, а пространство постоянно трансформируется для импровизированных концертов, семинаров илие фотовыставок. Здесь же проходят концерты серии Jazz Talent Awards: победители всех номинаций профессиональных конкурсов выступают в Монтре с получасовой сольной программой, и доступ на их концерты - бесплатный. Зал действительно роскошный, и звук в нем выстроен просто идеально.
В ночь открытия фестиваля произошло еще одно знаковое событие: концертный зал, в котором проходит большинство концертов фестиваля, получил имя Куинси Джонса (Quincy Jones) - бессменного ко-продюсера фестиваля, начиная с 90-х годов. 85-летний Джонс получил медаль и серебряную мемориальную доску из рук мэра Монтри и главы фестиваля Мотье Жатона. В ответной речи легендарный продюсер назвал Монтре "роллс-ройсом среди фестивалей" и даже привстал со своей инвалидной коляски, сказав: "Моя душа улыбается и хочет танцевать!"
30 июня:от малого к великому
Ночные сеты принесли новое имя в копилку любителей умной женской поп-музыки: Pomme. Красивая, изящная вокалистка исполняет нежные баллады на французском, аккомпанируя себе на гитаре и электрогуслях.
В Auditorium Stravinsky развернул огромный оркестр с духовыми знаменитый итальянский крунер Adelmo Fornaciari aka Zucchero. Старикан в смешном плюшевом жилете и котелке зарядил двухчасовой сет, стартовав с "La solitudine" и "Partigiano reggiano" и пройдясь по всем хитам, от кавера на "Freedom Jazz Dance" до - внезапно - "Wake Me Up", трибьюта DJ Avicii. Как и все пожилые вокалисты, Zucchero больше полагается на бэк-вокал, поэтому весь бэнд, включая рокошную барабанщицу Квин (Queen Cora Dunham), у него поет. Ну, что скажешь, - спасибо, что живой.
А вот и первый сет-легенда: Мэттью Херберт посвятил целый оркестр политическому явлению. Его Matthew Herbert Brexit Big Band - попытка противостоять разъединению Британии и Европы силами музыки. "Я не думаю, что вы найдете хоть одного человека, который утверждал бы, что Брекзит проходит успешно, - говорит Херберт. - уже сейчас инвесторам рекомендуют выводить активы из Великобритании, а Найджел Фарадж выступает за повторный референдум. Кампания Parts of the Leave явно нарушает закон. Прошло два года с момента референдума, но у нас все еще нет видения, нет плана, и мы находимся в неловком и нелепом положении. Это не та Британия, которую мы хотели бы видеть - и тут вступает Brexit Big Band".
Выступление оркестра в сопровождении хора и солистов - прекрасный бурлеск, в котором смешались традиционный биг-бэнд, скэт и откровенно панковские элементы (например, пародии и цитаты из поп-хитов). Если Херберт продолжит в том же духе - похоже, Брекзиту несдобровать!
1 июля: с днем Рождения, Луис Армстронг
И снова House Of Jazz - площадка, которую решительно не хочется покидать. Сегодня первое отделение здесь исполняет американец Рузвельт Кольер (Roosevelt Collier) - совершенно роковый чувак, который способен украсить собой любую хеви-металлическую группу. Он играет на pedal steel guitar, из которой извлекает весьма убедительные запилы в духе Ингви Мальмстина - столь же головокружительно сложные, сколь драйвовые.
Если вы не в курсе, что это за педальный конь такой - представьте, что это сплав гитарного грифа и синтезатора, на нем играют, положив его горизонтально, чаще всего - слайдом; так что картинных поз и развевающегося хайра вы от музыканта не дождетесь, а вот энергии у него - с избытком.
Кольер выступает в Монтре впервые, и это - один из лучших дебютов года. Музыка у него инструментальная, но фразировки настолько точные и убедительные, что за ними невольно слышится текст. Аккомпанируют ему Джейсон Мэттьюс (Jason Matthews) на клавишных, который иногда берет на себя основную партию, барабанщик Армандо Лопес (Armando Lopez) и гитарист Родриго Замбрано (Rodrigo Zambrano) - быстрый, злой, безупречный бэнд. Группа демонстрирует весь спектр своего творчества - от старого фанка до довольно тяжелого материала с нового альбома 2018 года, и завершает мощным блюзом, под который пляшет весь партер. Но потом Кольер внезапно говорит: "О! Мне дали еще 5 минут! Давайте оттянемся!" - и врубает фанк, под который рубится уже весь зал.
Тем временем хедлайнер главной сцены Rag'n'Bone отменил концерт по состоянию здоровья прямо перед выходом на сцену, так что его заменяет дуэт Angus & Julia Stone, которому полагалось петь только первое отделение. Ребята стараются, как могут: в ход идет и новая программа, и фолк-баллады, Джулия здорово играет на трубе... но все же три часа такого счастья - это уж слишком.
Stanley Clarke Band привносит совершенно иное настроение. Состав знаменитого контрабасиста, обладателя 4 Grammy, играет на полутонах, здесь все - очень деликатно и даже интимно. Даже когда Кларк сменяет акустически контрабас-бекар на электрический инструмент, звучание продолжает оставаться чуть приглушенным, плывущим, обволакивающим. Но вдруг настроение разительно меняется! Стэнли выдает пару композиций со своего нового альбома "The Message", вышедшего 29 июня, затем переключается на Goodbye Pork Pie Hat и "Folk Song" Мингуса - и, сияя, объявляет имена членов команды - Бека Гочиашвили на фортепиано, Камерон Грейвс (Cameron Graves) на клавишных, Шакир Такер (Shariq Tucker) на барабанах и Салах Надех (Salah Nadeh) на табла, - давая каждому музыканту сольную партию. Завершает он это представление словами: "И, наконец, мое имя - Луис Армстронг... И сегодня у меня день Рождения!"
Вы просто не можете себе представить, какое веселье начинается после этих слов. Зал исполняет Happy Birthday, перкуссионист Салах Надех делает невероятно клевый номер со скэтом, а под конец лидер объявляет:
- Мы сейчас находимся в мемориальном турне, которое мы посвятили Джону Колтрейну. И сейчас в зале находятся мои товарищи, с которыми мы много исполняли его композиций, - Чик Кориа и Джон Маклафлин. Я хочу исполнить для вас одну вещь - мы когда-то играли ее вместе.
И сегодня я посвящу ее Джону... и Джону.
Кларк заканчивает так же, как и начал - деликатным соло. Однако зал не отпускает музыканта, и на бис еще раз исполняет ему "Happy Birthday". Сегодня в зале House Of Jazz начинается ночной джем - составы двух бэндов до 5 утра импровизируют вместе.
Продолжение следует.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)