Звукорежиссер и продюсер - профессии, которые строятся на коллаборациях: их основная творческая задача - организация сотрудничества музыкантов друг с другом и со всеми участниками творческого процесса. За последние годы формы этих коллабораций радикально изменились, - в первую очередь, благодаря Интернету и профессиональному музыкальному софту. О том, как это происходило и как сейчас выглядит его работа, Звукам рассказывает Dj Ram - российский продюсер, ремикшер и звукорежиссер, творчество которого хорошо знакомо всем любителям танцевальной поп-музыки.
В послужном списке Романа Иванова - работы с Мумий Троллем, Сплином, Тату и даже внезапно с Ольгой Бузовой. Кроме российской попсы, Ram занимался ремикшированием и продюсированием западных электронных команд - Delerium, Clan of Xymox, Beborn Beton и многих других. Известность на мировом рынке ему принесли работы с гуру электронной музыки, - такими как главный электронщик культовой группы Depeche Mode Алан Вайлдер (Alan Wilder) и вокалист легендарного дуэта Erasure Энди Белл (Andy Bell). О своей работе Роман рассказывает нам, сидя в своей мобильной студии - на балконе в Майами.
Звуки: Роман, я предположу, что первое, что изменило жизнь профессионального музыканта за 20 лет, - это сама возможность находить новых партнеров и соавторов посредством сети?
Dj Ram: Это верно! Технологии создания совместных музыкальных проектов невероятно изменились за этот долгий период. Стало общим местом, что все участники проекта находятся не только в разных студиях, но и в разных городах, странах и даже на разных континентах. Когда-то нам приходилось назначать время и строить расписание для того, чтобы собираться для совместных сессий в определенной студии – это зачастую было очень дорого и не всегда представлялась возможным, особенно в России, когда артист просто не мог получить визу или не мог собрать денег на билет.
Первое, чем нам помог Интернет, - это возможность контактировать с артистами, студиями, лейблами и студиями напрямую.
Так мне удалось выпустить свой первый ремиксовый альбом в США - "Russian Strike", вышедший в 2000-м году. Благодаря ему я получил множество хороших рекомендаций и новых друзей, с которыми позже мы встречались очно. Со многими мы сотрудничаем в музыкальном плане до сих пор.
Свобода собраний
Звуки: Мы все более-менее представляем, какими были технологии производства музыки в доцифровую эпоху: студия, запись, монтаж, мастер-диск. А как они выглядели на рубеже веков?
Dj Ram: Несмотря на интернет, он не был таким уж быстрым и безлимитным, поэтому все ограничивалась обменом e-mail, сообщениями и демо-версиями в МР3. Сами же аудиотреки отправлялись в формате CD-R по почте, поэтому даже с использованием курьерской доставки все это занимало несколько дней. А в этой технологии не исключен и человеческий фактор: помню, например, как курьер Real Records проспал и не встретил поезд с мастер-диском, так что ремикс на песню группы Total попал на мой ремиксовый альбом "Рэмесло", будучи отремастированным Михаилом Кувшиновым на студии "Кристальная музыка" из 192kb мр3-шки.
Уже в начале 2000-х интернет стал быстрым и безлимитным. Работая над вторым альбомом своего международного проекта Virtual Server, я уже не беспокоился о траффике: мы легко могли обмениваться идеями и файлами проекта, не ограничивая себя в размере. Музыканты не были связаны скоростными ограничениями. Файлы заливались в файлообменники типа Sendspace или Depositefiles.
Звуки: То есть ты уже 10-15 лет назад мог воплотить мечту творца - условный компьютер на пляже?
Dj Ram: Не совсем. До компьютера на пляже оставалось несколько лет. Но я уже мог не ограничивать себя гео-локацией, что существенно упрощало мне задачу и привносило в мою жизнь толику экстрима.
В 2008 году я работал в роли ко-продюсера альбома группы Мумий Тролль, альбом назывался 8 ("Восьмерка"). Это была двойная пластинка и восьмой номерной альбом группы, к которому группа накопила огромное количество песен. Я взялся за работу над теми песнями, в которые подразумевалось добавить больше электроники, чем обычно использовал Мумий Тролль. Это были "Музыкант", "Лазурно-бирюзовые", "Акваланги", "Круг Замкнулся". Работа над этими вещами велась одновременно из 4 локаций: Москва, подвал в Ватутинках; Paularis в городе Евпатория, Гитис - Vintage в Москве, Village Recording в Лос-Анджелесе.
Микшировали альбом люди из 4 разных городов: Павло Шевчук, Саймон Гоэрли (Simon Gogerly), Дэн Леффлер (Dan Leffler,) и Крис Бэнди (Chris Bandy). Все - очень талантливые звукорежиссеры с огромным опытом и мировым признанием. Мы, как я уже сказал, не были ограничены в траффике, обменивались опытом и идеями онлайн. Помню, как Илья Лагутенко просил всех отключить свои гаджеты в лос-анджелесской студии: когда все работники "сели" на студийный Wi-Fi, мы имели очень плохую картинку по скайпу. Тогда мы использовали Skype для студийных сессий через океан, а качественный аудиоматериал заливали на сервер в Лос-Анжелес. Именно тогда мы через Skype познакомились с Саймоном Гоэрли, На тот момент он получил свою первую Грэмми за альбом U2 “How To Dismantle An Atomic Bomb”. И мы с гордостью слушали его дифирамбы по поводу песни "Лазурно-Бирюзовые": это было чертовски приятно - слышать от человека, который был на "ты" с Bono, на счету которых 22 Грэмми, а тут мы вещаем из московского подвала... Мысленно мы были в Калифорнии. Однажды Илья взял ноут в руки и спросил: "Ну что, устроить вам экскурсию по студии?", - и начал ходить по коридорам, заглядывая в разные комнаты, знакомя с персоналом и комментируя: "Этот парень нарулил барабаны в песне Coldplay, этот - записал сольник в таком-то хите…" Таким образом мы ощущали свое присутствие на студии, находясь за тысячи миль от нее.
Звуки: Тогда, в 2008 году, казалось, что технологии дошли до своего предела...
Dj Ram: ...А сейчас, в 2018-м, я понимаю, что нет предела совершенству. Серваки давно ушли в прошлое: мы пользуемся облаками, подключая их как виртуальный hard drive, теперь вся информация становится общей мгновенно. Skype тоже ушел в прошлое: я использую Cubase pro 8.5. Вышла уже 9.5 версия, но я пока не обновляюсь - мне очень дороги мои 32-битные плагины от карточки TC Native Powercore, в этом плане я ретроград. Ну, даже в версии 8.5 Кубейза есть возможность VST Transit. Это позволяет дистанционно записывать партии, находясь в другой студии.
Служба одного окна
Звуки: Как сейчас строится твоя работа, и на каком софте?
Dj Ram: В данный момент я работаю над альбомом со Стефаном Нетчио (Stefan Netschio) из немецкой группы Beborn Beton. Он находится в Гамбурге, я нахожусь в Майами, а наш клавишник Матвей Юдов, участник группы Технология,- в Москве. Мы подключаем в настройках звуковые карты, настраиваем talk-back микрофоны и камеры. Пользуясь одной программой, мы создаем виртуальную студию. Мы одновременно можем подключаться к сессии и записывать отдельные партии: мне, например, не обязательно даже иметь студию - достаточно ноутбука с видеокамерой, звуковой карты с микрофоном и наушников, поскольку запись самих инструментов и голоса осуществляется в Гамбурге на студии. При этом мы работаем вместе, будто я нахожусь в аппаратной, а Стефан - в комнате для записи: я его вижу и слышу, камера отображается в специальном окне Кубейза, к нам подключается со своими идеями Матвей, добавляя партии клавиш, мы шутим, смеемся и можем себе позволить все то же, что мы когда-то позволяли на студии, используя мощности одной программы. Больше не нужен скайп, FTP-сервера и часы загрузки.
Звуки: Такая работа требует от всех участников профессиональной подготовки. А что происходит, когда кто-то из музыкантов запутался и ему нужна помощь?
Dj Ram: Я пользуюсь программой Teamviewer, с помощью которой могу заходить на компьютер, настраивать, копировать, распечатывать – делать все, как будто я сижу за этим компьютером. Cтоит заметить, что программа - кросc-платформенная, так что мне не важно, пользуется ли оппонент макбуком или PC с Windows 10,- я могу управлять его компьютером даже со своего телефона. Это очень удобно, больше не надо тратить нервы и кричать: "Как ты не видишь? В папке "final" был финальный плэйбэк без гитары, скопируй его мне на сервак!" Теперь все гораздо проще, легче сконцентрироваться на творчестве.
Софт как менеджер
Звуки: Расскажи, пожалуйста, подробнее о софте и о принципах его работы.
Dj Ram: Я использую VST Connect Pro дополнение к ПО Cubase 8.5. Эта программа обеспечивает возможность совместной работы музыкантов и продюсеров по сети. VST Connect Pro поддерживает шифрованную передачу в режиме реального времени записи через интернет и локальные сети. В то время, как для стерео обеспечивается немедленная запись, до 16 аудиотреков могут быть записаны в фоновом режиме в несжатом формате и высоком разрешении, - приложение VST Connect Pro устанавливает соединение "точка-точка" (P2P) с бесплатным клиентским приложением VST Connect Performer. Во время сессий дистанционной записи пользователи обоих приложений могут настраивать уровни cue-микс и talkback, а также общаться по видеосвязи.
Одновременно с выпуском VST Connect Pro компания Steinberg представила Studio Pass - бесплатное iOS-приложение для VST Connect , которое позволяет пользователям подключаться к сессии записи при помощи iPhone или iPad. Очень удобно использовать его на выездах с ноутбуком, - можно сказать, развязываются руки.
Если вам жалко тратить 199$ на версию PRO, можно ограничиться бесплатной Connect VST SE, позволяющую записывать инструмент или вокал: это 1 стерео либо 2 моно-дорожки. Версия PRO позволяет записывать до 16 треков (обычно это необходимо для записи живых барабанов). Что касается midi-записи, то можно ограничиться и бесплатной версией. Этого будет вполне достаточно.
А еще в Cubase есть функция VST transit - Облачный сервис совместной работы VST Transit объединяет музыкантов со всего мира. Создаете аккаунт и можете расшаривать свой проект. Профиль в VST Cloud может быть публичным или приватным, плюс содержать информацию о ваших навыках, предпочитаемых жанрах музыки, инструментах. Туда же любой пользователь может выложить несколько 30-секундных демок своих работ. После этого музыканту необходимо создать новый проект через функцию VST Transit, который будет синхронизироваться с облачным хранилищем Steinberg. Если профиль музыканта является публичным, то у других пользователей VST Cloud появляется возможность открывать его проект и предлагать свои идеи. Это копилка идей со всего мира!
Звуки: То есть можно сказать, что это - не только рабочая мастерская, но и в каком-то смысле ярмарка вакансий? Типа Behance для дизайнеров?
Dj Ram: Да, этот функционал в проекте очень востребован. Ты можешь указать в запросе, какие инструменты нужны в этом проекте, или же найти желающих поработать через поиск. Например, набрать в окне поиска "bass", или город. или стиль. Можешь послушать работы участников и предложить посотрудничать. Нужен гитарист – он открывает твой проект, записывает гитару. А еще ты можешь аналогичным образом предложить свои услуги. Кто-то зарабатывает на такой студийной работе деньги, записывая для разных проектов партии гитар, баса, барабанов. Нужны только возможности качественно это сделать на своей студии или просто поделиться множеством нереализованых музыкальных идей и наработок.
Звуки: Из твоего рассказа как-то выпали форумы и паблики по поиску музыкантов. Они уже не так популярны?
Dj Ram: Я не рассказываю о форумах и интернет-сообществах, поскольку считаю, что будущее за тем, чтобы все было предельно удобно, и думаю, что VST transit-технологии перейдут в другие DAW, так что количество пользователей там вырастет. VST Transit - довольно интересная идея, но она требует наличия идентичной версии DAW и плагинов на компьютерах всех музыкантов, которые участвуют в работе. Совместное написание музыки и работа над проектом требуют технической подготовки, не все музыканты в этом сильны. Чтобы проект состоялся, им часто нужно помочь: например, подсказать, какие выбрать синтезаторы, какие плагины трубуется доустановить... Для этого, опять же, можно успользовать teamviewver.
Звуки: Над чем ты работаешь в эту минуту, пока сидишь на своем балконе?
Dj Ram: В данный момент я занимаюсь проектом Virtual Server. Проект международный, в нем участвуют музыканты со всего мира. Хочу выпустить третий номерной альбом этого интернационального мега-альбома. Пока что у нас готовы записи 5 песен, но я планирую немного переделать аранжировки, отказаться от погони за модой, а сделать вневременную электронику, вопреки мейнстриму. Мы уже решили, что альбом выйдет не только на iTunes, но и на виниле. К нам уже проявил интерес серьезный американский лейбл, но пока рано об этом говорить. Я продолжаю сотрудничество и с российскими коммерческими музыкантами, но все же больше хочется работать над своими проектами.
Я по-прежнему открыт новым людям и технологиям. Всем успехов и до встречи на студии!
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)