Когда к нам впервые приезжает группа такого калибра и такой степени культовости, как The Jesus And Mary Chain, первым делом смотришь на публику. Аншлага шотландцы не собрали, но две трети зала в "Главклубе" уже смотрятся внушительно. Примерно пятую часть из них составляют бывалые "ветераны альтер-рока" (часто – плотные татуированные мужчины), которые ждали приезда JAMC еще с девяностых. Альтернативные концерты тогда проходили в "Горбушке", а устраивали их примерно те же, кто стоит за сегодняшним мероприятием. По большей части, в зале интеллигентная молодёжь – не то слегка повзрослевшие хипстеры конца нулевых, которые узнали JAMC по фильму Софии Копполы, не то просто молодые меломаны, для которых Jesus And Mary Chain – часть впитанного постфактум инди-канона.
Братьям Рейдам уже под 60, но сохранились они весьма неплохо – суровые и боевитые поджарые дядьки. Кажется, относительно фестиваля Primavera Sound пятилетней давности (где я единственный раз видел группу до этого) они даже поднабрали форму. И хотя остальные трое музыкантов присоединились к группе уже в этом веке, юнцами они совсем не выглядят, сединой ярче всех сверкает басист Марк Кроцер (Mark Crozer).
Шоу начинается традиционным дуплетом "новая песня – старый хит" ("Amputation", "April Skies"), но просыпается публика только на "Head On", где шотландцы разгоняются почти в рок-н-ролл. JAMC совсем не склонны к спецэффектам – из оформления только баннер над сценой (на которой минимум света и максимум дыма), да и разговаривает с публикой Джим Рейд по минимуму, ограничиваясь ироничным смол-током "Спасибо, рады быть здесь. Кстати, кто-нибудь меня вообще понимает?". Зато играет группа быстро, плотно и боевито – песня за песней летят в зал как противотанковые гранаты.
JAMC считаются патриархами шугейза, но живьем звучат совсем иначе – никаких следов медлительности и мечтательности "Psychocandy", и даже песен с этого альбома в сегодняшнем сетлисте почти нет. Живой звук группы держится на двух столбах. Первый – рок-н-рольная традиция, уходящая куда-то к Rolling Stones, второй – чрезвычайно мощный, ревущий и скрежещущий звук гитар. Тот самый "альтернативный" саунд девяностых, тяжесть в котором даже не металлическая, а какая-то индустриальная. При этом почти все песни за редкими исключениями вроде "Mood Rider" – быстрые и мажорные. В результате, к "Far Gone And Out" интеллигентная хипстота потихоньку начинает слэмить, а к "Teenage Lust" плотность гитар становится такой, что Джима уже не слышно. Вспоминаются My Bloody Valentine и то, что в юности группа промышляла откровенным звуковым терроризмом.
И тут на "All Things Must Pass" откуда-то прорезается электроника. В записи у JAMC довольно много студийных изысков, но живьем все они до поры до времени совсем не просматриваются за плотной пеленой гитарного шума. Но краут-рока мы всё же дождались, и звучат эти моторик-ритмы просто отлично. Танцы!
Перед "Darklands" Джим вспоминает, что давно не говорил с публикой: "Я тут кажется должен какие-то шутки говорить… Ну в общем вот…". Краткость – сестра таланта. "Darklands" – не самая бодрая вещь, но народ уже разошелся и заслышав хит снова устраивает слэм у сцены. Атака продолжается почти мэдчестерскими ритмами, и гипнотическому "I Wanna Die" в "Reverence" уже подпевает нестройный хор фанатов со стажем. "Это наша последняя песня, но если вы попросите, мы еще споём".
На бис Jesus And Mary Chain играют аж 6 песен, начав со своего главного хита. И "Just Like Honey" – пожалуй единственное разочарование этого концерта. Если эту вещь ускорить и убрать реверберацию, куда-то пропадает вся магия. Женский бэк-вокал (роль, которую иногда исполняет Скарлетт Йохансон) поёт некая Наталья, кажется кто-то из организаторов концерта. Неудовлетворенность по части альбома "Psychocandy" частично компенсирует "In A Hole" – тут уже всё как нужно. Мощно, сыро, экспериментально, какой-то шумовой краут-рок. Им же после долгого и медленного вступления оборачивается "War On Peace". Дело идёт к концу, и шумно-раздолбайская "Sidewalking" (снова мажорные аккорды во всей красе) идеально подходит для финальной пляски. Так и ждёшь мэшапа с кем-нибудь вроде Public Enemy или RATM, но Jesus And Mary Chain ребята консервативные.
Завершается действо, конечно же, песней "I Hate Rock'n'Roll". Кажется, то что сегодня выдают эти немолодые шотландские дяди, и есть самое удачное и самое адекватное современному музконтексту прочтение рок-н-ролла. И еще одно важное наблюдение: сольники у JAMC и вправду в разы лучше фестивальных концертов. Больше всего сейчас почему-то хочется вдогонку посмотреть на Primal Scream. Когда там у них ближайший тур?..
Году в 1985-ом "Аргументы и факты" рассказали советскому читателю, как проклятые магнаты взяли рабочих пареньков, прокрутили их через мясорубку шоу-бизнеса и получили ансамбль "Джизус энд Мэри Чейн", чтобы с его помощью дурить головы другим рабочим паренькам. На тот момент записи Jesus & Mary Chain во всем СССР слышали человек 50 от силы. Но поскольку аргументы и факты были приведены железные, то теперь всем здравомыслящим людям стало понятно: надо срочно слушать этот самый "Джизус" с какой-то там Мэри...
Подробности из жизни:
В старые добрые времена советская пресса любила пугать доверчивого читателя кошмарными историями про западных рок-звезд. Дэвид Боуи - фашист, Принс - поджигатель ядерной войны, Элвис Пресли - агент ФБР. С упомянутыми субъектами все понятно. Действительно, с
чего советской пропаганде любить миллионеров? Но иногда, каленым железом
прижигая западную заразу, наши акулы социалистического пера печатали совсем уж
странные вещи. Году в 1985-ом "Аргументы и факты" написали нечто вроде:
грязная волна пост-панка захлестнула Англию. Далее советскому читателю
предлагалась леденящая душу история о том, как проклятые магнаты шоу-бизнеса
взяли нескольких рабочих пареньков, прокрутили их через мясорубку опять-таки
шоу-бизнеса и получили ансамбль "Джизус энд Мэри Чейн", чтобы с его помощью
дурить головы другим рабочим паренькам и отвлекать их от борьбы пролетариата за
свои права. Сильная была статья. Самое интересное, что на тот момент записи
группы Jesus & Mary Chain во всем CCCH слышали…
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)