Sziget. Дни пятый и шестой (4 - 6 августа).
Воскресенье - день тяжелый. Начав его со сбора личного состава и обнаружив в
наличии груду полумертвых тел с добрыми алкогольными улыбками, мы посвящаем всю
первую половину дня бесцельному шатанию по центру города и шоппингу. В итоге
куплена куча сувениров для родных и друзей, запасы спиртного значительно
пополнились, а запасы форинтов значительно уменьшились. Однако мы опаздываем на
первое... нет, даже на второе выступление хедлайнеров. На поле также обнаруживаем
груду мертвых тел - с не менее добрыми улыбками. Вообще говоря, добродушие и
неконфликтность островитян приятно поражают.
В 18.00 на Главной сцене выступают Trans-Global Underground. Культовый
британский состав, прославивший транс как явление и использовавший некогда в
своих работах мотивы Goa, как и многие другие, оказался подвержен моде на рэп.
Красивые, слегка 'плывущие' традиционные вещи TGU составляют вторую часть шоу,
в то время как в первой звучат гитарная музыка с духовыми и рэп.
В качестве основы для экспериментов группа использует ска, даб и их более
жесткие производные.
Колоритнейшие негры в расписных жилетах и очках в пол-лица словно только что
десантированы с одного из островов Карибского бассейна с саксофонами и бонгами
наперевес. Интересно обнаружить всю эту расслабленную толпу играющей довольно
жесткую и энергичную музыку.
Вообще говоря, сегодня 'потяжелели' все знакомые нам
сцены: даже в павильоне
кришнаитов, где целыми днями на все лады звучит исключительно 'Харе Кришна,
харе Рама', монахи в пурпурных одеждах рубят жесткий рэп-кор. Это - группа
Dananga. Вообразите себе фантастическое зрелище: басист, напоминающий по
комплекции борца сумо, со зверским лицом орет: 'Харе Кришна, харе Кришна,
Кришна, Кришна, харе харе!', гитарист, которому для вящего сходства с Ингви
Мальмстином не хватает только волос, налегает на фузз, а перед сценой зажигает
огромная толпа характерного вида. Похоже, Майк Науменко предвосхитил в своей
песне именно это шоу.
К сожалению, вечерняя программа в этот день построена довольно неудачно.
Предстоит выбирать между Doro на металлической сцене и Die Toten
Hosen на основной; к тому же, венгры уже не в первый раз принимают у себя
Наташу Атлас (Natasha Atlas), а в России ее еще не слышали, и вряд ли в
ближайшее время услышат - поэтому требуется не опоздать и на World Stage.
Часть нашей компании отправляется на сцену Metal
Hammer и наслаждается
пением светловолосой валькирии, которая по драйву не уступает Игги Попу, а по
технике задвигает многих классиков жанра. Во время своего сета Doro исполняет
несколько номеров с нового альбома: ее выступление на Сигете - часть
европейского тура в поддержку диска, который выходит на днях. Однако не забыты
и старые песни: как поведали наши корреспонденты, несколько песен, исполненных
в этот день, датируются аж 80-ми годами.
Die Toten Hosen - ветераны, заслуженные артисты тяжелого рока, чья леденящая
душу история насчитывает без малого 20 лет и 18 дисков. В этом году они обещают
засесть в студии и записать 19-й по счету альбом, чтобы отметить юбилей.
Однако ходить в 'классиках' музыканты, похоже, так и не научились: они держатся
с естественным дружелюбием, охотно дают интервью, вкусно и с удовольствием
шутят. На мой вопрос 'Что вы предпочитаете - играть в составе фестивалей, или
давать отдельные концерты?' - звучит: 'Конечно, играть на фестивале!
Во-первых, всегда можно свалить все недочеты на организаторов, во-вторых, не
надо таскать с собой огромный штат прихлебателей и заморачиваться на каких-то
вопросах, в-третьих, никакого риска. В нашем почтенном возрасте фестивали -
вообще единственная альтернатива сидению у телевизора с пивом!'. К слову
сказать, Die Toten Hosen действительно часто выступают на фестивалях в
поддержку голодающим, притесняемым или находящимся в заключении, так что здесь
группа не особо кривит душой.
Выступление команды ложится в один ряд с шоу HIM и 69 Eyes,
несмотря на их несколько разную 'музыкальную ориентацию'. Творчество DTH, уходя
корнями в мутный панк, привлекательно своей ироничностью и какой-то, если это
выражение здесь применимо, свежестью. В основе своей это - мощный гитарный рок,
однако приемы из антуража death-metal и придают ему дополнительный 'вес'. Во
время своего сета музыканты извращаются, как могут: в припев 'Die Ganzen
Yahren' запихивают проигрыш из народной венгерской мелодии, во время
исполнения своего заслуженного хита 'Hier Kommt Alex' выстраиваются,
словно на плацу, в качестве 'гвоздя программы' исполняют 'Гуантанамеру', а под
конец заявляют: 'We are going to attempt a Crash-Landing!' - и поют
заглавный хит со своего последнего англоязычного альбома. Всех фанатов DTH
приглашают посетить их концерты, проходящие по всей Европе: 'Приезжайте, к
примеру, в Ливерпуль: если денег хватит!'. Уж лучше вы к нам.
Наташа Атлас - настоящая гурия, сладкая, манящая, словно сошедшая со
страниц 'Тысячи и одной ночи'. Как и положено гурии, она не только поет, но и
замечательно пластично танцует, соблазнительно двигая своим пышным телом. Ее
голос с характерными восточными переливами нежен и красив, а переборы
экзотических инструментов действуют завораживающе. Пожалуй, единственный
недостаток выступления восточной красавицы - что традиционную и уместную зурну
музыканты сопровождающего состава заменили на синтезатор. Это сразу
'удешевляет' шоу, низводя его до традиционной арабо-египетской поп-продукции.
Ночью на Wan 2 нас ждут апологеты tex-mex - Tito & Tarantula. Известные широкому слушателю по саунтрекам к фильмам Тарантино, они, по сути, работают в русле жанра и ныне. Верность традициям, или отсутствие идей? Как бы то ни было, когда звучит 'Don't blow back', публика встает на уши. Между прочим, эксперты крайне рекомендуют послушать 4-й по счету альбом группы Andalusia, на котором, помимо прочих участников, отметился поп-мальчик Энрике Иглесиас. Несколько композиций с этого диска идут одним блоком - после чего вновь звучат вещи из Desperado. Народ все прибывает: видимо, публика идет на звук. Дышать нечем. Знойный фронтмен Тито Ларрива (Tito Larriva) умудряется при этом не только прыгать и скакать по сцене, словно взбесившийся мустанг, но и петь, несмотря на клубы пыли, поднятые тысячью ног. Напоследок команда развлекает присутствующих кавером хита группы The Clash - Should I stay, or should I go'. Самокритично и весомо.
5 августа - день красивых женщин и красивых женских голосов. Для нас он начинается со сцены с загадочным названием Zanzibar Intim Zona. Целую неделю эта сцена вызвает недоумение всей редакции: под такой грохот заниматься чем-либо интимным не представляется возможным. Разве что интимно орать друг другу в ухо. Днем на этой сцене обычно работают ди-джеи, а вечером проходит что-нибудь интересное. Сегодня это - трио под названием Spoo-Dee-O-Dee под предводительством милой темнокожей барыщни. Очень симпатичный лаунж-кор с индийскими мотивами, перемежаемый редкими всплесками даба - ритмичный и довольно быстрый.
На основной сцене тем временем появляются датчане The Gathering. Интереснейшая группа: представьте себе, что в тусовку приличных во всех отношениях исполнителей death-metal затесались клубный ди-джей и очаровательная певица, имиджем смахивающая на Pink, а голосом - на Enya. И вся эта пестрая толпа начала исполнять трип-хоп на не предназначенных для этого инструментах. Аннеке Ван Гирсберген (Anneke van Giersbergen) действительно поет волшебно. Медитативные мелодии в лирической части оттеняют ее нежный голос, а драйвовые вещи в "активной" - подчеркивают его силу и энергию. Всем, кто хочет познакомиться с этой группой поближе, следует помнить, что творчество The Gathering весьма разнопланово: от готики и doom-metal в Mandylion до совершенно психоделического How To Measure A Planet?. Наиболее характерным альбомом группы является Nighttime Birds (1997). Однако сейчас команда как раз работает над новым диском, и скоро порадует нас очередным коренным поворотом в своем сознании.
The Gathering сменяют Nightwish. Те, кто никогда
не видел эту группу на
сцене и не знает, насколько красиво звучит хард и прогрессив-метал в
сопровождении женского оперного сопрано, много пропустили. Стоит как-нибудь
посетить шоу этой группы в Москве, - тем более, что выступают они у нас
довольно часто. Мощный профессионвльный голос Тарьи - тот стержень, на
котором, фактически, держится эта непохожая ни на кого группа. Как только слово
берет гитарист, все очарование разом теряется, и перед зрителем оказывается
довольно заурядная команда с посредственными игроками. То ли дело дива с
ведьминской улыбкой и черными как смоль волосами:
Во время исполнения "Wishmaster" количество бесчувственных молодых людей
в толпе приближается к критическому. Кого-то выносят: человек не выдержал пытку наслаждением.
Последняя дива этого дня - норвежская фолк-певица Mari Boine. К сожалению, творчество этой исполнительницы я знаю довольно плохо; однако даже эти скудные знания дают мне обильную пищу для размышления. Некогда, ища "свой" стиль и звук, в традиционный фолковый состав Мари добавила электронику. Сейчас масса инструментов, которые раньше звучали у нее "вживую", заменяют сэмплы. Интересно, как давно произошли в группе эти изменения. Звучание в результате приобрело черты клубного эмбиента, и все происходящее сразу стало восприниматься уже не как древнее шаманство, а как вечер на Ибице. Мари энергично притоптывает в такт песням, взмахивает руками с разноцветной шалью, и выглядит очень эффектно. Предваряя очередную песню, она обращается к залу: "Мы с вами принадлежим к финно-угорской группе языков. Видимо, некогда, в глубокой древности, мы принадлежали к одному племени. Эту песню я пою для вас - своих дальних родственников" - и затягивает мелодию, в которой венгерская аудитория, видимо, слышит нечто знакомое, награждая Мари аплодисментами.
Окончательно заинтригованная, я отправляюсь отсыпаться перед ударным, последним днем фестиваля.
Продолжение следует...
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)