В выходные в Москве прошел осередной Московский культурный форум. С 2014 года форум проходит уже четвертый раз. С тех пор он не только утратил приставку "международный", но и полностью изменил политику: сейчас это, скорее, выставка достижений столичного Департамента культуры, она же - годовой отчет перед мэром о проделанной работе.
Четвертый (по версии Департамента - третий: первый, капковский, руководство предпочитает не вспоминать) форум окончательно утвердил: о временах Сергея Капкова пора забыть навсегда. Культура больше не среди нас, хипстеры выросли и разошлись по домам. Теперь это - "всё лучшее сразу", расставленное строго по учрежденческому принципу, отделенное от городской среды перегородкой выставочного стенда. Сомнения нет, культура Москвы богата и разнообразна,- принципиальный вопрос состоит в том, что, собственно, такое культура: музейный экспонат, женщина в кокошнике или тот образ жизни, который выбирают горожане? В случае с форумом ответ очевиден: на выставке достижений экспонаты руками трогать не принято.
Посетителя форума с порога ошеломляет обилие статистики. Цифры и на стендах и на экранах большого зала: за отчетный год проведены тысячи мероприятий, в Москве работают сотни учреждений, которые посещают миллионы горожан. Что может понять из этих цифр обычный человек? Да ничего, кроме того, что где-то есть чего-то очень много.
Каждое ведомство в стране отчитывается подобным образом: проложено 1000 километров дорог, вылечено 5000 больных, выучено 100 000 детей.
Чуть более внимательный посетитель заметит, что в рамках акции "Списанные книги" в 2017 году москвичам раздали целую районную библиотеку (80 тысяч книг), а ничего нового в городе давно не происходит.
Качественного результата и реальных изменений в городе эти цифры не отражают. Новые городские проекты не появляются, а старые - Ночь в музее, Библионочь, Ночь кино и прочие "ночи" повторяются из года в год, формализуются и угасают. Как, впрочем, и сам форум, отстранившийся от международных и даже федеральных культурных процессов.
Организация пространств форума полностью отражает современный государственный подход к культуре: музеи слева, театры справа, дома культуры и библиотеки в подвале, по центру – большая сцена, где выступления мэтров сменяются торжественными награждениями. Учреждения отделены друг от друга перегородками и выстроены строго по округам. На первом этаже прогуливается не по сезону одетый Дед Мороз со Снегурочкой, в подвале расположился цыганский табор с медведем, по залу бродили мимы, воины с мечами и персонажи кэрроловского безумного чаепития. На мастер-классах делают броши, лепят, рисуют и танцуют в народных костюмах.
Столичный культурный форум, по логике, – это площадка для артикулирования культурной политики, что и было сделано вполне отчетливо. Во-первых, объявлена новая повестка для молодежи: больше медийных лиц!
Медийные лица, по мнению участников самой резонансной дискуссии "Культурные центры – будущее?" - это представители шоу-бизнеса. Именно они способны поднять дома культуры на конкурентный уровень, утверждали продюсер Иосиф Пригожин, лидер группы Кватро и по совместительству художественный руководитель Культурного центра "Зеленоград" Леонид Овруцкий, художественный руководитель ДК им.Астахова, актер и участник телевизионных шоу Дмитрий Бикбаев, продюсер шоу "Фабрика звезд" и "СТС зажигает суперзвезду" Лина Арифулина, музыкальный продюсер Антон Беляев. На один из вопросов дискуссии – "Зачем нужны преобразования и на что их ориентировать?" дан вполне конкретный ответ: чтобы было не хуже, чем в телевизоре. Именно это сейчас – мерило качества и конкурентоспособности государственных учреждений культуры. Вы все еще не смотрите телек? - тогда мы идем к вам!
Тема привлекательности культуры для молодежи была продолжена и серией встреч все того же Дмитрия Бикбаева с певцом Дмитрием Колдуном, блогером Катей Клэпп, музыкантами Петром Дранга и Марком Тишманом, а также "импровизированными театральными баттлами" к ночи театров. С лета 2017 года и эпического батла Окси с Гнойным разнообразных батлов в учреждениях культуры стало так много (хайп!), что трудно не согласиться с Оксимироном, что он "батлов наплодил, сколько бед наворотил". Мало кто не вспомнил за это время о том, что Маяковский-то баттлил Есенина в Политехническом, а значит, жанр ушел в культурный народ как потенциально привлекательный для молодежи и не опасный с точки зрения ее воспитания.
Культурная повестка для горожан постарше состоит из юбилейных торжеств, выставки картин, переданных в дар городу, вручения наград и званий деятелям культуры и творческим коллективам и чествованием мэтров. С аншлагом прошел концерт к 80-летию Высоцкого, состоялась встреча с ведущим мастером сцены "Москонцерта" Ириной Васильевной Костровой, отмечающей 95-летний юбилей и программа романсов. В перерыве было подписано соглашение о сотрудничестве с "Литературной газетой" которая уже не один год ни жива, ни мертва и едва ли имеет отношение хоть к какому-то культурному будущему. Роман Карцев снова пошутил про раков по пять, Михаил Жванецкий провел творческую встречу. Прошла концертная программа, посвященная Эльдару Рязанову.
В пространстве культурного форума был реконструирован милый, уютный мир эпохи застоя с его узнаваемыми, а потому очень близкими и понятными обывателю телевизионными героями. Настолько милый, что как будто и не заметно, что сидит под домашним арестом художественный руководитель московского Гоголь-центра Кирилл Серебренников, а в СИЗО – Алексей Малобродский. Как будто и нет в городе другой культуры, кроме той, что в пыльном телевизоре. Такой же своевременной и актуальной, как дед Мороз в марте.
Московский культурный форум дал довольно подробный ответ на вопрос "Что сделано Департаментом культуры за отчетный период?": от капковской культурной повестки остались рожки да ножки. Прямого ответа на вопрос "Что будет дальше?" пока нет.
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)