Прогнозы - не самое приятное занятие в ситуации нестабильного музыкального рынка. Однако 2017-й год выдался очень богатым на новые имена и события, оставив серьезный задел на 2018-й. Отметим тенденции, за развитием которых нам будет интересно следить в новом сезоне.
Голос нового поколения
Самый главный итог минувшего года заключается в том, что в музыку вернулся конфликт поколений. И это действительно важно. Если обратиться к истории, практически все самые мощные прорывы, изменившие культуру, были связаны именно с этим конфликтом: это и хиппи 60-х, и панки 70-х, и русский рок 80-х - настало время для нового баттла.
Ещё совсем недавно амбициозные молодые группы заваливали арт-директоров клубов и лейблов качественно записанными, но скучными и вторичными записями: гараж, постпанк, шугейзинг, "мэдчестер" - удивительно, но совсем юные музыканты стремились играть музыку своих отцов, а то и вовсе дедов. Сейчас музыкальный мир снова разделился на "мы" и "они". Забавно видеть возмущенные посты в Фейсбуке от людей в возрасте чуть за 30, узнавших, что их чадо фанатеет от рэпера Фэйса, Фараона или ЛСП: в относительно недалеком прошлом их собственные родители запрещали им слушать Nirvana и Гражданскую Оборону.
Cтарая как мир дискуссия о новых именах, лежащая в плоскости "музыка или не музыка" и "искусство или не искусство", снова актуальна как никогда, и будет только нарастать. В этом, пожалуй, заключается и главная интрига 2018-го: во что конфликт поколений в итоге выльется.
Реакция уже пошла: в декабре в Белгороде администрация города отменила концерт Фейса, отправив организаторам "рекомендательное" письмо о недопустимости "ненормативной лексики и пропаганды употребления наркотических средств", чуть ранее по запросу прокуратуры и ФСБ были отменены выступления панк-группы Порнофильмы в Муроме и Выксе. Здесь уже причины были политическими - якобы "Порнофильмы" - экстремисты и инициируют протестные выступления среди молодежи. Пока это единичные случаи, но реакция будет нарастать.
Люди из федеральных медиа вновь с удивлением открывают для зрителя дивный новый мир культуры тинейджеров, и далеко не все могут понять и принять его. Молодые люди, в свою очередь, смотрят на YouTube влоги и рэп-баттлы, где нет цензуры, и слушают таких же молодых людей, которые говорят с ними на одном языке. Это теперь действительно массовое явление и та самая песня, которую “не задушишь, не убьешь”. Но пытаться, скорее всего, будут. Так что следующий ход - за возмущенной общественностью, и остается только гадать, к каким последствиям он может привести. Разгоревшийся в январе скандал с тверком курсантов Ульяновского лётного училища и последовавший за ним флэшмоб студентов со всей страны c видео в их поддержку, хоть и не относится к музыке, но отлично иллюстрирует, что отвечать морализаторам будут, и что любая попытка давления будет порождать “эффект Стрейзанд”.
Люди хотят поэзии
Музыканты-западники “нулевых” и начала “десятых” считали пение на русском языке атавизмом и питали иллюзии, что будут востребованы в мировом масштабе. Теперь родной язык снова в моде. Рэп-баттлы набирают миллионы просмотров и обсуждаются на центральных каналах, треки молодых хип-хоп-артистов разлетаются на цитаты, да и сам язык тоже меняется: в обиход стремительно входят новые слова. "Эщкере", "рил ток, синк эбаут ит", "хайп" - впору составлять новый словарь сленга. “Выстрелившего” в 2017 году рэпера Хаски сравнивают с Егором Летовым, а вышедший в 2015-м году альбом Оксимирона “Горогород”, наконец, расслушали именитые философы и выдвинули Мирона на литературную премию имени Александра Пятигорского. Здесь тоже идут бурные дискуссии на тему “поэзия или не поэзия” - они касаются и сложносочиненных текстов Оксимирона, и примитивно-подростковых рэпера Фэйса, и рэп-баттлов. Очевидно, что и в 2018-м году в центре внимания и дискуссий будет русскоязычная музыка. Это не означает, что русская музыка идет своим особенным путем, - все свежие тренды от клауд-рэпа до саундклауд-рэпа находят свое отражение и у нас, но только в области звука и общей подачи.
Ходить на концерты снова модно
Еще один важная перемена заключается в том, что заработала абсолютно новая музыкальная инфраструктура. Традиционные СМИ начали терять влияние не сегодня и даже не вчера, но именно теперь инфраструктура окончательно выстроилась вокруг новых медиа. Крупный хип-хоп-паблик во Вконтакте “Рифмы и панчи” может выступать в качестве успешного букинг-агентства, интервью популярному видеоблогеру эффективнее пиар-кампании в СМИ, фидбэк стал моментальным: если артист "выстрелил" в социальных сетях, через несколько месяцев он, скорее всего, сможет поехать в большой тур по стране.
Недавние футуристические прогнозы о том, что удельный вес музыки в цифровую эпоху будет падать,а интерес к ней вытеснят другие развлечения, не сбылись. Ходить на концерты сейчас модно, аудитория фестиваля "новой русской волны" под названием "Боль" или любого баттла - школьники и студенты.
Вообще, за последнее как минимум десятилетие не появлялось такого количества новых имен, способных собрать солд-ауты на больших площадках типа Red или "Главклуба". И это - очень хорошая новость, за которой может последовать серьезный рост и развитие концертной индустрии: если еще пару лет назад региональные промоутеры жаловались на кризис, отсутствие новых лиц и нерентабельность привозов западных артистов из-за роста курса валют, то теперь ситуация изменилась - в сетке их концертов уверенную нишу заняли молодые "собирающие" музыканты, и новых имен действительно много. Это значит, что спрос должен породить и предложение - в городах появится больше клубов, а музыкантам станет проще выстраивать туры.
Новая гитарная сцена
В прошлом году хип-хоп окончательно стал новым рок-н-роллом. Он вышел на стадионы, стал самым обсуждаемым культурным явлением и породил десятки новых героев. Но говорить о том, что рэп убил другие жанры, нельзя — на самом деле цветут все цветы.
Прорыв группы The Hatters, играющей разухабистую балканщину, вполне сравним с героями хип-хопа - тот же самый солд-аут в "Главклубе", успешный тур из нескольких десятков городов и юная восторженная аудитория.
Питерский коллектив “Биртман” с постэстрадной музыкой и провокационными клипами собирает миллионы просмотров на YouTube и забивает до отказа крупные клубы. Или взять околофолковую группу Аффинаж, которая прошла вообще под радарами музыкальной прессы - в их активе переаншлаг в клубе Red и тоже вполне успешные гастроли по стране. Хэдлайнеры новой гитарной сцены, будь то Пасош, Буерак или Пошлая Молли, пользуются огромной популярностью.
Упомянутые выше "Порнофильмы", играющие политизированный поп-панк, по востребованности вполне могут соперничать с хэдлайнерами жанра вроде Тараканов!.
Показателен и недавний дебют семнадцатилетней Гречки. Вышедший в начале года дебютный альбом певицы вызвал бурю обсуждений - её либо сравнивают с молодой Земфирой, а то и вовсе с Чен Маршалл из Cat Power, либо характеризуют как “безнадежный говнорок”. Как бы там ни было, количество подписчиков в паблике девушки стремительно растет, и вполне возможно, что уже через несколько месяцев песни Гречки будут слушать школьники по всей стране.
Всё это вселяет уверенность в том, что будут продолжать появляться новые имена. В музыку вернулось ощущение zeitgeist, она снова про "здесь и сейчас", и пусть она далеко не всегда оправдывает ожидания, за ней снова невероятно интересно наблюдать.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)