Свен Хельбиг (Sven Helbig) - немецкий композитор, музыкант и мультиинструменталист - впервые прилетел в Санкт-Петербург, чтобы 3 ноября выступить на фестивале "Электро-Механика". На фестивале представил электронный проект "I Eat the Sun and Drink the Rain". Свен известен по работе с Rammstein, Pet Shop Boys, Snoop Dogg; он - основатель Дрезденского симфонического оркестра современной музыки, гастролирует с собственной электронной программой, продюсирует грандиозные шоу: то рассадит играющих музыкантов оркестра на балконы старого дома на главной площади Дрездена, то на Трафальгарской площади в Лондоне перед 25 000 зрителей презентует саундтрек (комбинацию электронной и оркестровой музыки) к "Броненосцу Потемкину" Эйзенштейна. По просьбе Звуков Свен размышляет о роли музыки в современном мире - несмотря на то, что считает: музыка должна говорить сама за себя.
Звуки: Ваш сольный проект - электронный. Является ли электронная музыка для вас идеологической противоположностью живой оркестровой музыке? Зачем в наше время собирать оркестр из живых музыкантов, если современные технические средства позволяют создать сэмплы всех возможных звуков?
Свен Хельбиг: Электронная музыка никогда и ничего не заменит и не вытеснит. Если применять ее правильно, это просто еще один великолепный инструмент. Это как пианино никогда не заменит гитару, понимаете? Электронная музыка - просто другой, новый, прекрасный оттенок в богатой музыкальной палитре.
Звуки: 20 лет назад вы и Маркус Риндт основали Дрезденский симфонический оркестр Dresdner Sinfoniker, который специализируется на новой симфонической музыке в необычных постановках и который стал первым европейским симфоническим оркестром, в репертуаре которого — исключительно современная музыка. Как можно помочь слушателям, особенно любителям классики, понять и принять современную музыку?
Свен: Я не могу никому помочь, потому что лично я просто пишу то, что пришло ко мне в голову. Кто действительно мог бы эффективно работать по продвижению современной музыки - это администрации различных оркестров. Они должны ставить в репертуар больше неоклассической музыки, - например, таких композиторов как Йохан Йоханнсон (Johann Johannsson), Олафур Арнольдс (Olafur Arnalds), Макс Рихтер (Max Richter), Tabakova и других. Такая музыка не академическая, но ее легко слушать, она привлекает людей.
Звуки: Какие зрители приходят на ваши концерты? Какие самые необычные реакции вы видели: позитивные и негативные?
Свен: Моя аудитория довольно разнообразна, на концерты приходят люди совершенно разных возрастов. Самая необычная реакция была, наверное, у одного парня из Австрии. Он изготавливает шоколад. Однажды по радио играла моя музыка и он случайно ее услышал. Эта музыка вдохновила его создать особый сорт шоколада, который он назвал “Pocket Symphonies”, - такое же название было у моего первого альбома. Другая трогательная реакция на мое творчество пришла из Сирии. Семья слушала мою музыку, сидя на упакованных чемоданах, боясь, что бомбы уничтожат их дом. Когда они все-таки выжили и все их страхи остались позади, они прислали мне очень трогательное письмо.
Звуки: Расскажите о своем альбоме "I Eat the Sun and Drink the Rain", программу с которого вы играли. Чем он был вдохновлен? Какую идею транслирует миру?
Свен: Я обычно сочиняю музыку без инструментов - просто пишу наброски на бумаге. Потом я очень долго жду, пока не услышу, как эти фрагменты начинают звучать в моей голове. На этом альбоме я решил, что хор будет моим главным инструментом, потому что весь релиз "I Eat the Sun and Drink the Rain" как раз посвящен человечеству. Хор, живые голоса - нет инструмента, который бы более сочетался с человеческим телом. И еще мне вдруг захотелось, чтобы на этом альбоме появилась лирика, тексты. Хотелось избежать этих надоедливых разговоров о музыке, чтобы тексты песен говорили сами за себя. На моем предыдущем альбоме для лейбла Deutsche Grammophon я был вынужден постоянно что-то рассказывать о композиционной технике, о мажорных и минорных аккордах. Я очень доволен тем, как всё сложилось на этом альбоме с хором: мои слушатели реагируют на тексты, думают о смыслах, делятся со мной своим пониманием музыки.
Основной посыл моего альбома - человечество находится в поиске спасения. Люди изобретают огромное количество способов, чтобы достигнуть его. Кто-то находит путь в любви, кто-то - в одиночестве, в религии, в природе. Люди всегда пытаются преодолеть ограничения нашего тела и разума, стать частью чего-то большего. Это делает нас людьми.
Когда учишься, находишься на пути самопознания, всегда вдруг узнаешь что-то неожиданное для себя. В моих альбомах ничего не происходит случайно. Если вы начнете изучать зеленого льва, который ест солнце, то найдете книгу. Эта книга состоит из 10 глав. Речь идет о пути к мудрости. Но перед слушателем стоит сложная задача, и чтобы дойти до сути, нужно расшифровать каждый слой.
А если не углубляться во все это, то на поверхности вы найдете, надеюсь, просто приятную музыку.
В прошлом веке мы должны были изучать произведения искусства в поисках затаенных на глубине смыслов. Сегодня это не обязательно. Это связано с немыслимой скоростью обмена информацией. Больше нет времени для таинств, созерцаний, изучений. Гораздо проще скачать всю информацию с помощью наших мобильных телефонов.
Звуки: Если пофантазировать, какой вы видите мейнстримовую музыку через 20-30 лет? Уйдут ли в прошлое живые исполнители? Какой станет электроника? Что будет цениться в музыке прежде всего?
Свен: Я ничего не могу сказать о звуке, потому что музыка - это проявление живого, рефлексирующего сознания. Это не очень хорошая идея - пытаться думать о будущем музыки. Мы должны думать о будущем всех людей и пытаться принести что-то к столу человечества, что пробудит наш ум.
Во времена последних войн люди всегда сочиняли музыку, ходили на концерты и говорили о самой музыке. Даже лицом к лицу с самыми кровавыми обстоятельствами люди были уверены, что это пройдет, настанут лучшие времена.
Я думаю, теперь все изменилось. Теперь не найти много умных, мыслящих людей, которые были бы уверены, что застанут эти времена, через 30 лет. Мы столкнулись с проблемами, которые намного более опасны для человечества, чем все войны вместе взятые. У нас иссякает вода, воздух, гибнут животные, мы отравляем все необходимое для жизни.
Как художник, я должен реагировать на эту ситуацию. Говорить о музыке - это как прогуливаться по тонущему "Титанику". В настоящий момент нам нужны все силы, чтобы остановить жестокое уничтожение нашего мира.
1965 – В Рейкьявике родилась Бьорк Гудмундсдоттир (Björk) -певица, актриса, исполнитель, композитор и автор песен. Музыкант мирового уровня, благодаря которой Исландия стала заметной величиной на музыкальной карте мира; лауреат Nordic Music Prize и множества мировых музыкальных наград »»
1983 – Состоялась премьера знаменитого клипа на песню Майкла Джексона "Thriller". Создание этого видео было навеяно фильмом Джона Лэндиса «Американский оборотень в Лондоне». В память о Майкле его поклонники частенько устраивают танцы в образе зловещих зомби. Клип входит во множество мировых… »»
Dr. JOHN (1940)
Gordon JONES (1947)
Lonnie JORDAN (1948)
Alphonse MOUZON (1948)
Brian RITCHIE (1960)
BJORK (1965)