Сони - это такие зверьки. По всей видимости, они много спят. Именно из-за этого зверя Соня в мультике про "Алису в стране чудес" так похожа на мышь. "Только я не мышевидная, а садовая", - уточнила Соня Соколова. Кучу ссылок на фотографии различных сонь Соня Соколова скинула мне через некоторое время после нашей беседы. Про сонь она мне рассказала много интересного. Например, что они - "замечательные, всеядные и склонные к полноте, как и я". А еще про то, что они каннибалы. "Зимой сони дрыхнут в дупле, они осенью в него запасы складывают. Зимой они по очереди просыпаются и подъедают запасы, а если запасы кончились, то одна соня может совершено спокойно съесть другую".
- У меня есть один давно мучающий меня вопрос - где-то прочитал, что ты была признана самой wwwредной дамой Рунета. Что это за история?
- Никто меня не "признавал", кроме меня самой. В 1999 году я опубликовала в старой "Газете.ру" так называемые "wwwредные Советы" - нахальный закос под Остера. 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии к этим советам я честно рассказала, что характер у меня не сахар. Ну и пошла писать губерния.
- А ссылочка жива на эти "закосы под Остера"?
- Конечно - www.gazeta.msk.ru/nl/, третья ссылка сверху. Их так часто цитируют, что я стала воспринимать их как народное творчество. Еще какие-то пародии в библиотеке Мошкова валяются.
- А как ты, Соня, вознамерилась делать сайт о музыке, откуда взялась эта идея?
- А это не я его вознамерилась делать. Автор, идеолог и полноправный владелец "Звуков" - Пашка Ходаков, мой муж. Он у нас толпу не любит и на тусовках не бывает. Поэтому его мало кто знает в лицо. На "Звуках" четкое разделение ролей: я - public figure, Пашка - гений и серый кардинал.
- Твой "серый кардинал" в таком случае с чего решил делать сайт о музыке?
- А это ты у него спроси. Любит он ее, наверно.
- Но у него нет какой-то изначальной связи с музыкой - образования специального, опыта работы музыкантом?
- Нет, он ее любит совершенно бескорыстно. Когда все это начиналось, у Пашки
был, во-первых, энтузиазм и
партнер в лице провайдера "Ринет", а во-вторых, старый друг - Олег Коврига,
директор и единоличный владелец компании "Отделение Выход". Первые диски в
каталог были получены от него и от компании SNC. Репертуар тогда был наиболее
близок отечественному интернетчику: сплошные Башлачев да Янка
Дягилева.
Потом на сервере появилась я, и всерьез взялась за превращение сайта в
альтернативное СМИ. Такой у меня тогда был бзик: я пришла в Сеть из
радиобизнеса и была совершенно поражена возможностям, которые открывались перед
создателями сайтов. Мне думалось: вот она, долгожданная свобода, сейчас я
оттянусь, не кивая на дядю!
Сервер рос. Количество партнеров увеличивалось в геометрической прогрессии. Мы
пошли в офлайн.
- Это куда и зачем?
- Это затем, что скоро сервера стало не хватать. И мы начали делать фестивали, передачи, обзоры в прессе. В конце концов нас стало так много, что стало не хватать на все направления. Хорошо еще, что у нас команда отличная, мобильная и обучаемая. А "Ринет" предоставлял хостинг и погашал часть наших расходов. Правда, мы люди нетребовательные, мобильников и шоферов у нас не было, да и собственный офис тоже был непозволительной роскошью. Но для маленького провайдера эти траты - почти героизм.
- А где вы сидели, если у вас офиса не было?
- У нас был один стол в "Ринете". Это был "приемный" стол. И за ним сидела я. А
Пашка работал дома. В принципе, это было даже неплохо - несколько маститых
продюсеров думало, что это у нас такой штат большой.
Вообще говоря, если бы не то обстоятельство, что я была бесстрашной, а точнее,
непуганой ослицей, и открывала ногами те двери, в которые бы сейчас даже не
постучалась лишний раз, многое тогда просто не получилось бы. Народ мне потом
рассказывал, как все обалдевали, когда в офис вваливалась девушка из ниоткуда и
говорила: "Все уже давно ломанулись в Интернет, а вы до сих пор не знаете, что
это такое. Не стыдно вам, такому большому лейблу, пользоваться устаревшими
формами промоушена?"
- И как реагировали "большие лейблы" на твою наглость?
- Они удивлялись, но недолго. В конце концов мы с ними подружились. Со многими дружим до сих пор, остальные либо перестали быть большими, либо по-прежнему уповают на то, что им все сделают из головных офисов, и работают с нами только по отдельным проектам.
- Откуда взялось это название - "Звуки"?
- Нам казалось, что мы его придумали. Потом выяснилось, что в Сети раньше уже были "Звуки" - у Ицковича был такой раздел в "Журнале.ру". Музыкальный. И в нем работал Лешка Крижевский, который позже стал одним из самых тонких и наблюдательных обозревателей на "Звуках".
- Так вы это название просто стырили?!
- Нет, конечно. Я просто не знала об их существовании. Крижевский говорит, что он не в обиде. Говорит, это преемственость такая.
- А с чего начинали?
- Первые 2 года мы всерьез делали русский аналог All Music Guide. Но сейчас мы уже отошли от этой концепции - на All Music нет звука и новостей, и народ там не общается. Так что года два уже как можно сказать, что "Звуки" - это некая оригинальная такая вещь.
- Чем, по-твоему, отличаются наши сайты о музыке от западных?
- Я, к сожалению, не могу говорить обо всех музыкальных сайтах. В сравнении с западными порталами наши - более пристрастны и более безответственно относятся к своему контенту. Это касается всего - и прав, и текстов.
- И именно поэтому на "Звуках" есть звук, а на All Music Guide - нет?
- Мы - другая история. Мы с самого начала решили, что будем делать только легальный сервер. Еще в 97-м году были разработаны договоры и схемы работы с музыкантами и лейблами.
- А кого ты сейчас видишь в качестве конкурента в Рунете?
- Нет у нас конкурентов в Рунете. С пиратами мы сами конкурировать не будем, а
других легальных сайтов такого масштаба и качества просто нет. Это нахально
звучит, но это правда.
Периодически приходят отдельные граждане, гордо кричат что-то в духе "а мы вас
сделаем!" - и через полгода-год закрываются. Да и свое существование в Cети они
обычно начинают с того, что запускают на наш сайт робота с целью прокопировать
базу. Потом даже жаль с ними расставаться: они все-таки стимулируют прогресс,
создают ощущение, что жизнь кипит...
Однако есть в Cети и сервера, которые мы любим и поддерживаем во всех их
начинаниях: guitar.ru, pesni.ru, mmv.ru.
Это - замечательные ребята.
- Сейчас в Сети все просто носятся с идеей сотрудничества с офлайном - это как бы новая такая идея, которая должна спасти Интернет от вымирания. Получается, что вы сотрудничать с офлайном начали не просто давно, а чуть ли не раньше всех, так?
- Именно. На первую годовщину сервера мы сделали музыкальный фестиваль, к этому моменту уже регулярно шли "Новости Music.ru" на радио "Ракурс". Короче, жизнь била ключом, и продолжает бить по-прежнему. Традиция офлайновых тусовок оказалась живучей - в этом году была уже четвертая, и планируется еще несколько. Правда, мы пока не решили, какое помещение нам больше подходит для этих целей.
- Вы, кстати, кажется, первыми начали рекламироваться на ТВ - помню, Music.ru упоминался еще в "Программе А", которой ныне и не существует даже.
- Тоже верно. Даже забавно - кругом мы, оказывается, получились такие Папанины-Сусанины. Ну а сейчас офлайн - это естественная форма развития для интернет-проектов. Ведь интернет-рынок весьма компактен и растет медленнее, чем амбиции интернетчиков. Вся аудитория, которая нам интересна, осталась по ту сторону экрана, и в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится крайне незначительно.
- Ты вот так просто говоришь: сделали фестиваль, передачу на радио, как будто это просто так - пошел и сделал. На основании чего все это делалось, чем вы заинтересовывали людей? Сейчас-то все ищут способа заработать, а вы тогда тоже так зарабатывали?
- Мы тогда, да и сейчас, на этом не зарабатывали. Если случался заработок - радовались. Но делали, опять же, для души. К примеру, на первый фестиваль вывезли Вопли Вiдоплясова, которые тогда пребывали на твердом клубном уровне, на втором Оберманекен и Квартал засветиись. С музыкантами мы находимся, чаще всего, не в деловых отношениях, а в дружеских. Поэтому нам всегда было важно, чтобы интересно было не только нам слушать, но и им - играть.
- А на что тогда жили-то, вот что интересно?
- А я же говорю, "Звуки" - это не предмет заработка. У Павла - студия, у меня - "Лента"-"Вести"-"Поле"-"Рамблер", остановки по требованию. Мы, конечно же, что-то зарабатываем. На рекламе, на изготовлении промо-сайтов, на разработках промо-кампаний для музыкальных лейблов и музыкантов. Но сайты, понятное дело, не "Звуки", а студия делает.
- По таким людям, как вы с Пашей, можно отслеживать историю. Насколько я знаю, в разные периоды ты работала с совершенно разными людьми и в разных проектах. Сколько их было-то хоть, помнишь?
- Проекты и начальство - помню. А вот сотрудников... Хотя у меня примета - если с человеком уже работала, то рано или поздно буду работать еще. Понимаешь, я же только на "Звуках" делаю всю контентную часть - работаю с авторами, музыкантами, статьи пишу. А обычно мое поле деятельности - маркетинг, медиапланирование, имидж проекта, ну, креатив еще. Поэтому эти проекты нельзя в полном смысле слова назвать "моими".
- А чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы уже в отдельных "Звуках"?
- О, это просто. Это - сладкое слово "свобода". А ее никогда не бывает много.
Ведь, если оценивать субъективно, на "Поле" и "Музыке" я была просто наемным
менеджером, а "Звуки" - это все-таки полностью свой, родной и любимый проект.
На "Поле" и "Музыке" мне всегда кто-то диктовал, какой должна быть политика
моего издания и с кем по каким правилам работать. А сейчас мы с Пашкой чудесно
разделили полномочия - я не лезу в его программирование, а он в мой контент.
По-моему, отлично получается!
- То есть сказать, что работа в "Поле" - это удачное время, когда за то, что тебе нравилось делать и так, еще и деньги платили, нельзя?
- Нет. Там была прекрасная команда, часть этих людей - наши с Пашкой старые друзья. Но там было еще, к сожалению, руководство, и сильно угнетало отсутствие смысла в происходящем. Это ведь, скажем, для тебя руководство находится в зоне "невидимого фронта". А на самом деле оно - реальность, данная в ощущению топ-менеджменту.
- Соня, вот у тебя много мест работы, то есть на жизнь ты зарабатываешь не "Звуками". А какова тогда все-таки цель твоей работы в "Звуках"?
- Корыстная цель, или Main Aim?
- А они не совпадают?
- Нет. Корыстная цель - слушать хорошую музыку и знакомиться с новыми интересными людьми и явлениями. На концерты ходить опять-таки. Main Aim - делать лучший на свете портал. Без дураков.
- Сколько времени в сутки ты проводишь за монитором?
- Когда я не сплю, не сижу на концерте, не занимаюсь любовью или домашними делами, а также не еду в метро, он обычно у меня перед глазами.
- То есть Соня Соколова вне Интернета - это сны, концерты ну и всякие женские заботы, да?
- Соня вне Интернета - это Соня в умственно-мозговой спячке.
- А случалось ли, Соня, такое, что ты испытывала полную к Интернету и компьютерам ненависть?
- Это не я к ним, это они ко мне, наверно, испытывают ненависть за все, что я с ними делаю. Сначала, когда я не знала, что они полезные и живые, я их просто пугалась. Потом, когда завела свой, постоянно ссорилась с ним. Втыкала в него разные штуки вверх ногами и удивлялась, почему это они у меня не работают. Представляешь, однажды клавиатуру в разъем от мышки подключила. А еще раз CD засунула в дисковод от пятидюймовки. Думаю, это рекорд, достойный фигурировать в книге рекордов Гиннеса.
- Но ты быстро с компьютером освоилась все же?
- Не-а. До сих пор иногда что-то глючит и не работает. Пашку жалко - это же он меня обучал, на его глазах все происходило.
- То есть ты оказалась не очень талантливой ученицей?
- Я редкая бездарь, если честно. Правильно говорят отдельные граждане, что меня к Сети на пушечный выстрел подпускать нельзя. Компьютеры это знают, и заранее начинают виснуть, чтобы я их не трогала. Представляешь, недавно прихожу в чужой офис на переговоры - так там комп едва меня увидел, тут же свернул все окна и закуклился. На всякий случай, наверно. Хотя я его и пальцем не тронула, честное слово.
- Вернемся к музыке. Какую ты слушаешь музыку вне "Звуков"?
- Всяческую, под настроение. Сейчас, к примеру, слушаю Muse. Под них идеально работается. Есть любимые музыканты - Лори Андерсон, Питер Гэбриел...
- А наших кого слушаешь?
- Никого не люблю. От всех устала в равной степени. Хотя нет - Машнина люблю.
- А какие ты, Соня, читаешь книги и каких авторов любишь?
- Не знаю, читаю какие-то. У меня на столе книжный компот - фантастика и спецпресса вперемежку с Гюнтером Грассом. А вот авторов любимых нет, конечно. Я же филолог-литературовед по профессии. Наверное, была бы я настоящим музыкальным критиком, я бы тебе и музыкантов любимых назвать затруднилась.
- А посещаешь ли ты, Соня, музыкальные сайты?
- Один - посещаю. Угадай, какой?
- Я угадал, думаю. Но пусть это будет нашим маленьким секретом. Но за это скажи мне про свой любимый цвет.
- А на "Звуки" посмотри. Мой любимый цвет, мой любимый размер.
- Вот если бы ты ответила иначе, я бы спросил - почему не зеленый. Но спрошу теперь так - а почему зеленый?
- Потому что он оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы тебе психолог Владимир Харченко. Только он не зеленый - он такой хитрый, небо пополам с травой.
Соня Соколова (sonya@zvuki.ru) - главный редактор и сооснователь портала Звуки.Ru. Интернет-продюсер, музыкальный журналист, участник ряда крупных проектов в Рунете. В первую очередь известна как сооснователь первого российского музыкального сайта Zvuki.ru, который начал работу 19 декабря 1996 года
Подробности из жизни:
Соня Соколова (sonya@zvuki.ru) - издатель и сооснователь портала Звуки.Ru. Интернет-продюсер, музыкальный журналист, участник ряда крупных проектов в Рунете. В первую очередь известна как сооснователь первого российского музыкального сайта Zvuki.ru, который начал работу 19 декабря 1996 года (изначально носил название Music.ru).
Родилась 29 января 1972 г. До прихода в сеть (в 1996) защитила диплом по фантастике на филфаке МГУ им. М.В. Ломоносова.
Предыдущие места работы: Российская библиотека им. Ленина, радио VOX, радио РаКурс и другие профильные организации.
Помимо работы на Звуках, Соня работала рекламным директором сайтов Music.Ru (позже он стал Звуками), Lenta.Ru, Vesti.Ru, Pole.Ru, агентстве AD Watch, а также в Рамблере, где руководила многочисленными проектами - Люди года, Рамблер Фото, Рамблер-Путешествия и т.п.
Известна как ведущая рубрики "Сеть" в журнале FUZZ, cоведущая программы "Музыкальный ч@т"
канала "Рамблер Телесеть", преподаватель Международного Института…
1949 – Родились близнецы Гибб. Под руководством старшего брата Барри они основали легендарную поп-группу Bee Gees »»
2002 – Скончался Джо Страммер, лидер-вокалист британской панк-формации The Clash »»
Alvin ROBINSON (1937)
Robin GIBB (1949)
Maurice GIBB (1949)
Frank GAMBALE (1958)
John PATITUCCI (1959)
Marcel "Schmier" SCHIRMER (1966)
Andy WALLACE (1970)