Рекорд-лейблы: "Инди" против "монстров"
Если вы серьезно занимаетесь музыкой, то неизбежно настанет момент, когда вы захотите заключить контракт с рекорд-лейблом для издания своих работ. В наши дни это реально, однако прежде, чем искать контракт, полезно разобраться с положением дел в музыкальной индустрии.
Принято считать, что существуют 4-5 ведущих
рекорд-компаний - так называемые
"мейджоры", на долю которых приходится 70-80 процентов рынка. Остальные фирмы -
так называемые "инди", от слова independent (независимый).
Инди-фирма-это вовсе
не обязательно что-то совсем маленькое со смехотворным бюджетом. Встречаются
очень солидные независимые фирмы (Mute Records, недавно вошедший в состав
концерна EMI,
например).
Неверно было бы думать, что отношения инди и мейджоров -
обязательно конфронтация. Их взаимоотношения - очень сложный и запутанный
вопрос. Кроме жестокой конкуренции, они могут уживаться между собой вполне
мирно, даже сотрудничая на взаимовыгодных условиях. Например, вот несколько
типов сотрудничества мейджора и независимого лейбла:
Это все нужно представлять себе-хотя бы в общих чертах-чтобы знать, что вас ожидает, если вы получите заветный контракт.
Особенности контрактов с инди-лейблами.
В первую очередь нужно прояснить для себя следующие пункты:
- Распространение вашей музыки. Убедитесь, что у
фирмы есть сеть дистрибьюции, хотя бы в вашей стране.
- Сопутствующие промо-товары (постеры, плакаты и тд). Кто займется их
изготовлением и распространением? Если не сам лейбл, будет ли он требовать
часть прибыли от их реализации?
- Ваши права и свободы. Насколько вы будете ограничены и в чем? На какой
срок? Опасайтесь слишком большого и длительного ограничения своих прав.
- Работает ли фирма с другими распространителями аудиопродукции?
- Рекламирование ваших альбомов. Кто и как этим займется? Какие средства
на это выделяются?
- Поддержка во время гастролей. Их организация и реклама.
- Кто и как будет платить налоги от продажи ваших записей?
Особенности контрактов c крупными компаниями.
На первый взгляд может показаться, что в больших
компаниях, где технология
работы с артистом отлажена до мелочей, проблем просто не должно возникнуть.
Однако это не так - ведь мейжоры мыслят другими масштабами, а мелкие проблемы
(из которых зачастую складываются отношения с артистом) могут упустить как
несущественные. При составлении контракта с мейджором стоит обращать внимание
на следующие моменты:
- Сроки контракта. Обычно контракт заключается на 6-8 альбомов (не лет!)
- Отдел подбора артистов и репертуара (A&R department). Узнайте побольше
об этих
людях. С кем, кроме вас они еще работают?
- Сколько альбомов издает фирма за год? Если слишком много, смогут ли
они уделять вам достаточное внимание?
- Личные знакомства. Постарайтесь встретиться с возможно большим числом
сотрудников. Какая общая атмосфера в компании?
- Эксклюзивность контракта. Это значит, что во время этого контракта вы не
сможете работать ни с одной другой фирмой.
- Творческий процесс. Кто и как его будет контролировать? Вы должны
отстоять себе
свободу, чем больше - тем лучше.
- Стоимость записи, смета расходов.
- Раскрутка альбома и гастроли. Их продолжительность и интенсивность.
- Авторские вознаграждения.
- Видеозаписи. Кто их делает, как распределяются затраты на них и
будущие прибыли?
- Сопутствующие товары. Производство и распространение.
- Возможность проверки вами финансовых документов в любое время. Этот пункт
обязательно должен быть в контракте!
- Отчетность фирмы перед вами. Обычно фирма отчитывается раз в 6 месяцев
с момента заключения контракта.
- Передача прав. Рекорд-лейбл может (или не может) перепродать контракт
с вами
другой фирме.
- Выплата налогов.
Один из пунктов контракта, на который следует обратить внимание особо: работа "на стороне". Имеется в виду работа участников группы в качестве студийных музыкантов в других проектах на этой или на другой фирме. Эту возможность нужно оговорить подробно. Обычно рекорд-лейблы неохотно соглашаются с этим пунктом, и то на особых условиях: если музыканты работают только в аккомпанементе, не исполняя сольные партии, дуэты и т.д. Допускается такая работа в перерывах между основными записями или гастролями согласно контракту. В других проектах может участвовать одновременно не более одного музыканта из группы: фирма боится, что на других записях будет присутствовать характерное звучание вашей группы.
Заключение контракта - очень сложный процесс. Иногда случаются курьезы. Джимми Хендрикс во время заключения контракта ткнул пальцем в один пункт и сказал, что он с эти не согласен. Пункт гласил, что Хендрикс будет жить в 5-звездочном отеле. Парень просто не умел читать!
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)