Конец весны ознаменовался удивительной активизацией пресс-служб Российского авторского общества (РАО) и Всероссийского общества интеллектуальной собственности (ВОИС). Пресс-релизы рассылались ворохом,- например 28 апреля журналисты получили как минимум 5 рассылок. 28 апреля в Москве проходила внеочередная конференция РАО, принесшая авторам немало новостей. Официальные новости: объявлены итоги проведённого аудита, расширен авторский совет и проанонсирована реформа региональных представительств. Неофициальные новости - предмет очередного расследования правоохранительных органов. Звуки постарались сложить для вас картину с поля боя.
Постойте, опять внеочередная? Ведь совсем недавно...
Действительно. Прошлая конференция состоялась 31 августа. Она тоже называлась внеочередной, хотя впору было называть её "чрезвычайной" или "революционной": на этом мероприятии в РАО сменилась власть. Процесс прошёл небезболезненно, небесскандально и не обошёлся без вмешательства судебных органов. В итоге контроль над РАО перешёл к Максиму Дмитриеву, совладельцу и руководителю "Первого музыкального издательства" (ПМИ), - он стал новым генеральным директором организации.
Прежний руководитель РАО, Сергей Федотов, все еще находится в СИЗО, ожидая суда по обвинению в крупномасштабном мошенничестве.
К концу декабря в РАО сменился и Авторский Совет. Подробности о том, кто в него вошёл, и какие события предшествовали этому, можно прочитать в материале Звуков. Соратники прежнего руководителя совета – Игоря Матвиенко – оказались отстранены, несмотря на все заявления о том, что они не признают конференцию от 31 августа, суд задним числом признал её законным. Победа "партии Дмитриева" стала полной и окончательной.
...Или не совсем?
Конференция 28 апреля оставила заметный след в социальных сетях [1, 2] - её участники публиковали фотографии и отзывы с мероприятия, как это обычно бывает с любыми более-менее крупными собраниями.
Конференция 31 августа такого следа странным образом не оставила. Тогда были только публикации в СМИ, резкие заявления противников проведения конференции – и решение суда, отказавшегося признавать её нелегитимной.
Стоит отметить одну важную деталь. Иск о признании конференции незаконной, а её итоги - не имеющими юридической силы подавал композитор Леонид Величковский. В комментариях Звукам теперь уже бывшие члены Авторского совета РАО, пожелавшие сохранить анонимность, высказывали предположение, что Величковский, также будучи членом действовавшего тогда Авторского Совета, в реальности действовал в интересах Дмитриева и Андрея Кричевского. И что именно полученный вердикт Басманного суда от 21 декабря и был истинной целью всего предприятия: он легитимизировал их нынешнее положение.
Таким образом, юридическую "соломку" новые руководители себе подстелили. Но, как показывают факты, новому руководству РАО понадобилось дополнительно укрепить своё положение. Этой цели и была подчинена новая конференция.
Больше сторонников, хороших и разных
Главный руководящий орган РАО был доукомплектован семью новыми членами. Ими стали:
Александр Блинов, генеральный директор ЗАО “С.Б.А. Мьюзик Паблишинг”; композиторы Олег Воляндо, Виктор Екимовский, Евгений Крылатов, Виктор Плешак, Владимир Матецкий, а также театровед Борис Любимов. Таким образом, Авторский Cовет РАО теперь насчитывает 30 человек. Шестеро из них представляют различные коммерческие компании - лейблы, студии, продюсерские центры. Хотя по действующему уставу Авторский Совет должен представлять "правообладателей различных категорий (композиторов, поэтов, драматургов, хореографов, сценографов и других)" - про представителей продюсерских центров, музыкальных издательств и других юридических лиц там не говорится.
В Совет также вошли недовольные прежним руководством Илья Резник, вышедший из "прежнего" РАО с громким скандалом по поводу недостаточных выплат; а также Евгений Матета и Александр Вулых, которые входили в "инициативную группу", формально организовавшую августовскую "революционную" конференцию.
"Расширение Авторского Совета призвано укрепить его нынешний состав новыми деятельными членами и максимально сбалансировать представленность интересов всех категорий авторов и правообладателей – членов РАО", - отрапортовала пресс-служба организации.
Отчасти расширением Авторского Совета решалась и задача по укреплению позиции новой "правящей верхушки": в совет входят весьма уважаемые люди (например, Стас Намин и Алексей Рыбников) с огромными заслугами перед отечественной культурой и авторитетом, который сейчас весьма и весьма полезен новому руководству РАО. Вопрос в том, долго ли продлится этот "брак на небесах".
Сколько украдено
Итоги долгожданного аудита РАО и её дочернего предприятия – Сервисно-эксплуатационной компании (СЭК) за 2014-2016 гг., которая проводилась крупнейшей российской аудиторской компанией ФБК Grant Thornton, вам уже частично известны - и поражают воображение.
Из официального отчета РАО: "В ходе проверки финансовых операций Российского Авторского Общества, связанных с перечислением денежных средств в 2014-2016 годах, были выявлены факты совершения финансовых операций по основаниям, имеющим признаки фиктивности, а также факты неэффективного использования денежных средств РАО, которые привели к существенным имущественным потерям, - говорится в пресс-релизе. - Так, например, из всего объема проверенных консультантами платежей контрагентам с 2014 по 2015 годы на общую сумму в размере 336 млн. рублей, по платежам на сумму 211 млн. рублей, а это 63% от всей суммы, имеются существенные замечания. В 2015 году наблюдалось снижение выплат авторам на 6% (по сравнению с 2014 годом) с одновременным увеличением платежей по собственным расходам на 11%."
Максим Дмитриев заявил, что "около 4 млрд рублей собранного авторского вознаграждения в 2016 году ушло на неподтвержденные расходы", причём значительная часть вывода денег производилась во второй половине прошлого года, "когда компетентные органы и общественность серьезно взялись за РАО".
Компетентные органы действительно к тому моменту взялись за РАО, но Федотов был арестован уже в конце июня, а 31 августа в РАО "зашли" Дмитриев и сторонники Дмитриева и Андрея Кричевского, так что заявление нового главы организации насчёт "второй половины" 2016 года вызывает серьезные вопросы.
В итоговом пресс-релизе конференции указывается, что приведённые на ней данные являются "лишь некоторыми" примерами выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений. Хочется увидеть все примеры, чтобы понять весь объем наворованного у авторов. Например, несмотря на наличие тесных связей между РСП, ВОИС и РАО, а также их руководителями, аудит заказывался только для Российского Авторского Общества, остальные за подобной услугой не обращались. Между тем, мы возьмемся утверждать, что обороты и доходы двух других обществ ничуть не меньше доходов РАО.
"На основе полученного отчета о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности РАО и его дочерней организации – ЗАО "Сервисно-эксплуатационная компания" (СЭК) за 2014-2016 гг., будет продолжено уже начатое системное реформирование детальности Российского Авторского Общества.", - сообщили в РАО. Рефомировать планируется не только деятельность, но и всю структуру.
Закрыть и открыть заново
Руководство РАО приняло решение закрыть 13 филиалов и 35 представительств РАО в регионах страны. Вместо них будут созданы региональные отделения. "Создание новой, эффективной с экономической точки зрения, структуры позволит сократить расходы РАО на содержание регионального управленческого аппарата и снять с собственного баланса нагрузку в виде движимого и недвижимого имущества", - говорится в пресс-релизе.
В ходе самого мероприятия Дмитриев заметил, что в Москве РАО содержало два офиса, - на Бронной и на Шелепихинской набережной. Офис на Шелепихе будет закрыт, здание - продано, деньги планируется направить на нужды организации - "на выплату вознаграждений, оплату долгов перед авторами, выдачу зарплаты и т.п.". То есть не истребовать с предыдущего менеджмента по суду, а продать актив.
Дмитриев также заявил, что ставит целью сделать региональные представительства - "эффективными офисами с современным менеджментом". Цель похвальная, однако нас интересует, будет ли новая структура эффективнее прежней и не случится ли её превращения в очередную квазифеодальную вотчину, в которой интересы авторов будут замыкать список приоритетов?
Тревожный сигнал
За 2 дня до проведения новой конференции – 26 апреля – произошли сразу 2 важных события.
Во-первых, ВОИС объявил о создании "зонтичной" системы коллективного управления правами. В небольшом пояснении говорится, что при такой системе "каждая из аккредитованных организаций специализируется на выполнении определенных функций для всей системы коллективного управления правами".
Понять, что это значит на практике и кто инициатор этой новеллы, можно из предыдущих новостей: создание "зонтичной системы" глава ВОИС Андрей Кричевский лоббировал ещё в прошлом году. Он анонсировал ее "Известиям", отметив, что какая-то одна организация будет собирать деньги для всех прочих, а те - заниматься распределением вознаграждений. Похоже, именно этот план и начал претворяться в жизнь.
Во-вторых, в "Новой газете" вышла статья-расследование, статья-таран, под названием "Сам себе гонорар", в которой детально излагалась история взаимоотношений между теперь уже бывшим генеральным директором РАО Сергеем Федотовым, Никитой Михалковым, считающимся "крёстным отцом" системы авторских сборов в стране, и руководителем генеральным директором Всероссийской организации интеллектуальной собственности Андреем Кричевским, давно знакомой читателям "Звуков" многогранной и гиперактивной личностью. В материале "Новой" утверждается, что именно Кричевский был автором знаменитой идеи о "глобальной лицензии" и он же задумал объединить РСП Никиты Михалкова, РАО и ВОИС в единую структуру, чему резко воспротивился Федотов. С известными последствиями и для него, и для остальной верхушки РАО.
Помимо этого, показано, что Кричевский имел самое непосредственное отношение к схемам и махинациям, за которые в СИЗО оказался Сергей Федотов, и на осуждении которых теперь теперь строится риторика нового руководства РАО.
Федотов дал ряд показаний, определённая часть которых, как выразились авторы расследования "Новой", "меньше всего устраивала людей, организовавших его уголовное преследование". Речь идёт о кредитно-депозитной схеме, инициатором которой, как утверждается, стал опять-таки Кричевский: РАО, ВОИС и РСП размещали свободные денежные средства, на счетах Мострансбанка, банка "Транспортный" и Регионального банка развития, - организаций, подконтрольных Кричевскому (по его собственным словам, если верить показаниям Федотова). Данные средства затем выдавались в виде беспроцентных кредитов юридическим лицам, - которые также были подконтрольны Кричевскому.
Схема работала два года, но затем начались "кассовые разрывы", для погашения которых и была создана Сервисно-эксплуатационная компания (СЭК), через которую планировалось реализовать объекты недвижимости и автомобили, принадлежавшие РАО.
Именно эта схема и легла в основу обвинений против Федотова.
Как и через какие структуры выводились средства? - Ответ на этот вопрос стал широко известен в связи с еще одним уголовным делом.
23 декабря 2016 года Агентство страхования вкладов обратилось в Министерство внутренних дел РФ с заявлением о проведении проверки руководства Российского союза правообладателей (РСП), Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В АСВ утверждают, что руководители крупнейших российских ОКУПов причастны к выводу 1,84 млрд. рублей из Мострансбанка. Во время аудита учреждения выяснилось, что счета этих трёх организаций могли использоваться для фальсификации ежемесячной отчетности банка перед ЦБ.
В марте 2017 года СУ УВД по ЮВАО возбудило дело по обращению Агентства по страхованию вкладов. К тому времени все эти банки лишились лицензий, а председатель правления Мострансбанка попал за решётку.
Новая прачечная
В материале "Новой" упоминается и другая схема обогащения руководящих лиц РАО, РСП и ВОИС, о которой "Звуки" писали ещё в 2015 году: ВОИС выплачивал огромные суммы очень странным организациям, зарегистрированным на имена никому не известных на музыкальном рынке лиц. Регистратором значительной их части выступало одно и то же ЗАО "Паритет", которое, как рассказал на допросе Федотов, подконтрольно Кричевскому. ООО "Музыкальная лаборатория", ЗАО "Аэроклуб", "Теле 2 Продакшн", ЗАО "Три Дэ" и другие получали огромные суммы неизвестно за что, являясь, скорее всего, фиктивными лицензиатами, также подконтрольными, как полагают игроки рынка, Андрею Кричевскому.
Недавно выяснилось, что как минимум две из этих компаний теперь является соучредителями банка "Новый век". Полный список соучредителей данной конторы выглядит так:
Фирма "Эльви" учреждена ООО "Иралекс", а учредителем "Иралекса" является Виктор Дробыш, с августа прошлого года - член Авторского Совета РАО. Другим владельцем "Эльви" оказывается президент Национального фонда культурных инноваций "Пётр Великий" Валерий Осипов. На главной странице сайта фонда говорится, что организация была создана ВОИС.
НАО "Аэроклуб", ООО "Музыкальная Индустрия" и НАО "Скрин Арт Медиа" также наскребли по сусекам от 10 до 24 млн. руб, чтобы внести их в уставный капитал "Нового века", хотя совершенно непонятно, что это за сусеки и за какие заслуги перед отечественной и мировой культурой и музыкальной отраслью ВОИС отписывает этим структурам крупные выплаты.
Отдельный интерес вызывают директора банка. Например, председателем правления оказывается Николай Артёмов, профессор кафедры финансового права МГЮА. Его подпись стоит под экспертизой о якобы имеющейся правопреемственности ФГУП "Фирма Мелодия" (директор Андрей Кричевский) от советской "Мелодии". Кстати, как раз в январе этого года "Мелодия" чудотворным образом превратилась из государственного предприятия в акционерное общество.
Банкиром, заместителем Артёмова, также оказался Александр Сладковский, дирижер Госоркестра Республики Татарстан. Его супруга ныне числится в совете директоров РАО.
Наконец, Вадим Ходукин, ещё один член правления банка, является также заместителем финансового директора НП "Общество по коллективному управлению авторскими правами "Русское Фонографическое Общество", крупный контрагент РСП и уполномоченный представитель ВОИС по сбору вознаграждения на территории субъектов РФ, входящих в состав Северо-Западного федерального округа РФ.
Один из учредителей РФО – шурин Кричевского К.М. Голенков.
Таким образом, мы видим, что банк "Новый век" учреждён и управляется людьми из окружения Андрея Кричевского, правой руки Никиты Михалкова, члена правления трёх крупнейших ОКУПов страны, руководителя АО "Фирма "Мелодия" и ведущего специалиста по конвертации прав на интеллектуальную собственность в универсальный эквивалент.
Мы ждём перемен! - Ну, ждите
Бывший глава РАО Сергей Федотов на допросах показывает, что именно Кричевский был соавтором схем, которые теперь правоохранительные органы рассматривают как преступные. Дело расследует и полиция, и ФСБ, однако следствие в отношении самого Федотова, как пишет "Новая", встало намертво. Как будто слишком влиятельными оказались лица, которым откровения Федотова в суде ни к чему. Или слишком полезными тем, кто может оказывать воздействие на ход следствия.
В аннотации статьи в "Новой" утверждается, что система управления авторскими правами, сформированная "при протекции" Никиты Михалкова, сегодня превратилась "в общак топ-менеджеров", который теперь "делят под контролем полиции и спецслужб".
Эти факты свидетельствуют о том, что ситуация вокруг деятельности главных российских ОКУПов изменилась не существенно: стало меньше число бенефициаров и сменился банк. Потому что пока никаких фундаментальных изменений в системе не произошло. А принесение в жертву зарвавшегося гендиректора Федотова и замена Авторского Совета в РАО выглядит скорее как "косметика" вместо капитального ремонта.
Реформа Российского Авторского Общества давно назрела, но прежний вопрос - где выплаты авторам? - следует задать и ВОИС, и РСП, особенно в виду того, что всеми тремя организациями много лет руководили одни и те же люди. В том числе, Андрей Кричевский, снова ставший членом Совета директоров РАО.
Но пока мы слышим только про РАО, расширение его Авторского Совета (проще говоря - покупку лояльности авторитетных артистов) и про то, как важно, что вместо региональных филиалов теперь будут региональные представительства.
P.s. Через месяц после Конференции РАО, 25 мая, в Минске была учреждена Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), объединившая национальные ОКУПы России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Азербайджана.
Инициаторами создания Евразийской конфедерации выступили Российский Союз Правообладателей (РСП), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) и Российское Авторское Общество (РАО), при поддержке Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций Кыргызстана (Кыргызпатент).
Российская система управления правами на интеллектуальную собственность не меняется, зато ширится.
И крепнет. За счет авторов.
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)