Вы никогда не задавались вопросом, почему вам так нравится слушать музыку в машине, которая быстро мчится по автобану? Почему именно в машине вам хочется подпевать?
Автор книги "Дурацкий мозг: на что на самом деле способна ваша голова" (Idiot Brain: What Your Head Is Really Up To), нейробиолог Дин Бёрнетт выяснил истинную причину того, что чем быстрее движется машина, тем больше нам нравится музыка - и заодно открыл, почему в мире так распространено явление Carpool Karaoke.
В ходе исследования ученый не сравнивал эффект от прослушивания музыки в машине и домашней hi end системе: как выясняется, дело не в качестве звука. Он также считает, что громкость звука не имеет определяющего значения: "иначе самым классным слушательским экспириенсом стало бы прослушивание музыки в аппарате МРТ".
Во-первых, полезно знать, что мозг вообще любит музыку, которая стимулирует наши слуховые центры, активизирует память и эмоции. Кроме того, исследования показали, что он любит новизну, но также и предсказуемость.
- Нечто должно быть новым, но не пугающе новым, - утверждает Бёрнетт.
В качестве примера исследователь приводит синкопу: с одной стороны, мозг не очень отзывчив к постоянному и логичному ритму, как в колыбельной "Twinkle, Twinkle Little Star"; с другой, он тяжело воспринимает любую "бессистемную" музыку, - как, например, в альбоме Джона Колтрейна (John Coltrane) "Interstellar Space" (1974). Однако в промежутке между этими крайностями мозг положительно отзывается на "звуковые раздражители", заставляя человека испытывать положительные эмоции и иногда даже желание танцевать. Исследватель приводит в качесте примера такой "идеально раздражительной музыки альбом Джеймса Брауна (James Brown) “Funky Drummer”. Во время быстрой езды в машине мозг получает достаточное количество предсказуемого фонового шума, исходящего от двигателя, что слегка смещает его ориентиры, давая возможность воспринимать новизну музыки. Это можно выяснить в ходе сравнения с музыкой, которая не сопровождается ездой: все слушатели были более восприимчивы к ней именно в машине, - говорит Бернетт.
Другой возможной причиной стал эффект, известный как "перемещение возбуждения" ("excitation displacement" - англ.), что случается, когда мы смотрим фильмы ужасов или катаемся на американских горках. Ваш мозг думает, что вы умрете, и вы испытываете головокружительный прилив адреналина как раакцию на угрозу. В животном мире ответом на угрозу становится бой или бегство. "Когда вы находитесь в таком состоянии, ваш мозг действительно сенсибилизирован, - замечает Бернетт. "Это его способ отзываться на стимулы". Поэтому все, что может питаться опасностью, как громкая музыка, будет казаться сравнительно более захватывающим: ведь мозг уже находится в возбужденном состоянии. "Вы не просто сидите дома, в удобном кресле, - добавляет он. - "Вы путешествуете со скоростью 80 миль в час и мозг думает: "Я действительно взволнован, это все невероятно круто - включая музыку!". Быстрое вождение приводит к тому, что наши мозги "перегреваются, а музыка практически гарантированно становится дополнительным фактором ущерба.
Помимо прочего, когда вы слушаете музыку в автомобиле, мозг пытается усвоить одновременно множество сенсорной информации, включая вибрацию более низкого уровня, а также знаки и огни, которые требуют реакции. Так что попытка собрать все это вместе в один аудиовизуальный поток может быть поводом для того, чтобы слишком петь слишком громко,- при этом вы согласны даже на хоровое исполнение песен Джастина Бибера.
Наконец, важна эмоциональная составляющая. На дороге у вас есть чувство свободы и одноврменно - полного контроля над ситуацией. Это позитивные эмоции, и мозг будет ассоциировать это чувство власти с музыкой. "В результате, если вы встречаетесь с друзьями, это звучит так: "Круто, это наша музыка", - говорит Бернетт. - Конечно, если вы в бегах от полиции, ваши ассоциации будут негативными."
Итак, слушать музыку в машине может быть одновременно захватывающе и опасно. Постарайтесь не ездить слишком быстро, чтобы сохранить кайф подольше.
Rick HALL (1932)
Philip GLASS (1937)
Frank RICOTTI (1949)
Harry Wayne "K.C." CASEY (1951)
Phil COLLINS (1951)
Phil MANZANERA (1951)
John LYDON (1956)