Народ на рубеже 2017-го года массово озадачился вылезающим из коробки "Не кантовать" поющим ушастым персонажем оранжевого цвета и другим, уже привычным, чудо-миллионером в очередных перьях. Это похвально,- несмотря на ненорматив и прочий неадекват в качестве реакции на этот и остальной TV-контент из музла эпохи отечественного развитого гос-моно-капитализма в канун 100-летия Октябрьской Революции.
Но что-то внятное супротив этого явления сказать большему числу пользователей социальных сетей нечего. Поэтому –
Вы хотели, но боялись об этом спросить все эти последние 180 лет…
Краткий экскурс в историю русской музыки
от и до (доходчиво)
Русская Музыка есть слоеный пирог с разными ингредиентами – запомните! От Рихтера-Мацуева-Ростроповича-Шнитке до тюремного прото-блатняка с условно-временным диапазоном от эпохи раскола Алёксея Тишайшего до ежедневных теперешних филармонических афиш на Маяковке.
Времена Гипербореи и Эпохи Переселения из высокогорных индо-европейских "садов Эдема" в отечественные болота мы рассматривать не будем. Скажем только, что великий и могучий русский язык на треть состоит из слов с санскритскими корнями. Против этого не попрешь. А ежели услышишь фрактальный ориентальный лад из Нижегородской губернии на саундтреке к "Курочке Рябе" А. Кончаловского – тем более.
Поэтому – сразу к делу.
Ко временам поздней античности праславяне обитают в области Эльбы, Одера, притоков Днепра и низовий Причерноморья, это факт. Они пишут "чертами и резами" на западно-словенских, восточных и полянских рунических диалектах – это тоже факт. После падения северного анклава (Аркона на Руяне и окрестности) словене перекочёвывают (по раскопкам академика Седова) в область Ильменя и Волхова, поляне же бодаются с кашкаями и хазарами, как это уже и было по издревле заведенному обычаю.
Музыкальный стиль той эпохи – сохранившиеся до наших дней песни Полесья – пограничья плёмен дреговичей, полян, кривичей и других. Сиречь пограничья России, Беларуси и Украины.
Это - самая древняя сохранившаяся музыка восточно-славянской общности. (например, послушайте "На улице девки гуляли").
А также – Бояне гам – гипотетический гимнический эпический текст 4-9 вв. в списке Ягайло Гана, в новом переводе Асова и распеве Вашего покорного слуги - на правах самопромоушена и за неимением других гипотез.
Таким образом, мы имеем сразу два музыкальных комплекса – эпическую Боянову традицию (см. также "Слово о полку Игореве") дружинного княжеского "истеблишмента" и календарные обрядовые крестьянские песнопения сакрального и бытового характера.
Всё вроде гармонично.
Музыкальный раскол
Но позже обнаруживается изначальный эстетический музыкальный классовый конфликт! Ибо военизированные верхи уже соблазнены величием построек тогдашнего BigBiz, озадачены религиозно-архитектурным импортом с соответствующей реверберационной озвучкой новых духовных текстов, а простолюдинам вполне достаточно дерева и акустики открытого пространства с задержкой и эхом порядка 1-ой - 5-ти секунд, на берегу реки, вкупе со старым образным рядом и архаичными автохтонными ладами.
В последующие века верхи борются с данными "погаными и бесовскими" звуками всеми доступными методами (см. "Андрей Рублев" А.Тарковского, новеллу "Скоморох") и пишут первые партитуры знаменного путевого одноголосного роспева. Попутно льют колокола. И вот тут засада: эпос возвращается в народный андерграунд. В княжеских палатах гусли замолкают. Надолго.
Обертональное богатство колокольных ладов, однако, эволюционно рождает трёхголосие роспева демественного. Который был весьма близок по звуку не только к бронзовому звону, но и современному кластерному вокально-хоровому авангарду!)) За что и поплатился. Говорят (согласно исследованию Успенского, Бражникова), что самыми крутыми авторами-исполнителями демества были бывшие казаки-ушкуйники с Дона, привносившие своё свободолюбие и импровизацию в церковный обиход. Как бы то ни было, в 17-м веке "вольница" кончилась и все стали петь обиход аккордовыми партесными столбами по наущению поляка Николы Дилецкаго и Алексея Михалыча, учинившего церковный раскол и Указом от 1648 г. запретившего народный музыкальный инструментарий к употреблению.
В то же время, в апартаментах вышеназванного монарха вовсю уже звучали портативные органы из Европ, скрипели скрипицы оттуда же, и о славных местных скоморошьих славянских сатурналиях времен Иоанна Зе Террибл не было уже и упоминания.
Пришла эпоха музыки светской - с ее польками, мазурками Петровской эпохи, первыми крепостными операми а ля пастораль Людовика 14-го с итальянским саундом. Во времена дальнейшего онемечивания царского двора ситуация усугубилась. Крепостническое рабство окончательно поделило музыку надвое, не оставив национальным формам возможности развиваться в аристократической среде.
Аутентичный фольклор жил своей отдельной жизнью.
Казаки со своей вокальной полифонией всё это время двигались в сторону Америки. Старообрядцы оседали на дальних таёжных хуторах и за Байкалом, строили Засечную полосу на юге, а наиболее неугомонные штурмовали Аляску и ставили форпосты в Калифорнии. Мы их здесь еще вспомним.
Многообразие видов
К середине 19-го века Россия имеет светскую музыку в городах, русскую оперно-симфоническую школу, музыку кабака с кичевым люмпен-фолком и бытовой романс в среде разночинной и интеллигентской.
Передовая ее часть в лице Стасова, Гедеоновых, Могучих Кучкистов частично возвратила народные деревенские мелодии в концертную практику и этим вписала свои имена золотыми буквами в историю. Хоры рожечников Кондратьева и братьев Пахаревых сыграли-таки на Всемирной выставке в Париже и русскому Императорскому двору очно – в крымской Ливадии. Но было поздно. Грянули революции, последняя была Октябрьская Социалистическая.
Митрофан Пятницкий показал Ленину свой крестьянский ансамбль, но последуюшая практика обнаружила замену подлинного фолка на подделки авторского творчества в стиле "музыку сочиняет народ, а мы – композиторы!" Колхозный саунд и теперь слышно за версту, к корневой аутентике это не имеет отношения, хотя попытки выдать это за оригинал остались.
Справедливости ради стоит сказать, что красивые советские песни под баян и балалайки помогли выстоять в ВОВ и свою историческую функцию эта музыкальная революция выполнила.
Но на порог пришла революция глобальная – джаз и рок вышагивали по планете и забирали сердца и уши советских людей. Почему? Реализованная личная свобода в импровизации была уже забыта и поэтому по-англицки сладко напоминала о себе и о временах изначальных в архетипическом подсознании. Как бы вспоминая предков - казаков с их импровизацией, ничем не уступающей американским, значительно более поздним аналогам!
Функцию же городского фольклора взяли на себя ВИА и рок-группы, смешав в одной кастрюле блюз, отечественный кабак и подъезд, люмпен-фолк, блатняк и авторскую песню под гитару, назвав это русским роком.
Неудивителен незамысловатый по составу стилевой винегрет, учитывая полный отрыв подлинной аутентичной национальной музыки от сценической практики...<
…Который и попытались закрыть фолк-моделеры нового времени Кабанов, Савельева, Щуров, Покровский, Зосимова. Нескромно ставлю и своё имя в этот ряд. Здесь же - Котов и Старостин.
Открылась дверь в историческую средневековую реконструкцию. Но многочисленные фестивали норманнского толка упираются до сих пор проникновению подлинных форм на свои ристалища, где преобладают псевдокельтские фонограммы и ватаги волынщиков, копирующих аналогичный саунд на аналогичных сборищах в Европах. Фэнтези агрессивно довершают очередной процесс подмены аутентики на фейки, как это было и при большевиках, и ныне процветает в Голливуде.
Но процесс конвергенции пошёл! Мы будем еще свидетелями общественной музыкальной моды на Подлинное!
А при чём же здесь не к Рождеству упомянутый цитрусовый Чебурашка с Первого, спросите Вы?
Да, мы забыли сказать, что современная эстрада, э… Это тот же кабак, но с более продвинутыми технологиями.
Хочется ответить спорщикам новогодней цитатой: "Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…"
С Новым Годом!
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)