Немецкий саксофонист Петер Брётцман (Peter Brotzmann) добился в джазе, кажется, вообще всего, что может пожелать музыкант. Можно долго перечислять, с кем он играл и записывался (кажется, хватило бы одного Дона Черри), а можно ограничиться тем простым фактом, что по его творчеству задаются вопросы в игре "Что? Где? Когда?" – для современного джазмена, да еще и из Германии, вещь вовсе немыслимая.
Брётцман не просто джазовая легенда, он – еще и связующее звено между сразу несколькими поколениями. С одной стороны, Брётцман – одна из центральных фигур новоджазовой сцены, где тон зачастую задают музыканты, которым нет еще и сорока (не будем забывать, что джаз – не рок, здесь старт в тридцать вполне считается ранним). С другой, Петер решил взяться за инструмент, побывав на концерте Сиднея Беше (Sidney Bechet), едва ли не первой большой звезды джаза. Беше родился еще в позапрошлом веке и был старше и Армстронга, и Эллингтона. Так что сегодня Брётцман невольно связывает передний край джазовой науки с его истоками. В марте этого года Петер отметил 75-летний юбилей и пребывает не только в добром здравии, но и, можно сказать, на пике творческой активности. Он много гастролирует, постоянно расширяя географию турне, регулярно записывается и курирует целые фестивали.
Московский концерт Брётцмана будет необычным по формату: в традиционных для "Дома" двух отделениях Петер сыграет с совершенно разными проектами. Сначала он выступит дуэтом с американкой Хизер Ли (Heather Leigh), играющей на педальной стил-гитаре. И если дуэтами джазменов с рок-гитаристами уже никого не удивишь, то pedal steel – для джазовой палитры инструмент новый и необычный. Впервые Петер и Хизер выступили вместе в Глазго чуть более года назад, а большой европейской премьерой дуэта стал концерт на фестивале "Джазовая осень" в Кракове, где Брётцману была посвящена целая неделя. Родным для Хизер всегда был мир авангардного рока. Она записывалась вместе с Тёрстоном Муром (Thurston Moore), Wolf Eyes и техасским экспериментатором Jandek и выпустила множество сольников, среди которых – пластинка "Devil If You Can Hear Me", изданная на моднейшем лейбле Not Not Fun, где ценят лоуфай и экспериментальную электронику.
Во втором отделении Брётцман выйдет на сцену с трио. К нему присоединится традиционная для джаза ритм-секция в составе контрабасиста Джона Эдвардса (John Edwards) и ударника Стива Ноубла (Steve Noble). Формация, получившая название Peter Brotzmann UK trio, стала для Петера одним из основных проектов в последнее время. Эдвардс и Ноубл – люди в джазовом мире хорошо и давно известные. Первый играл в многочисленных составах у Джона Бутчера (John Butcher), Эвана Паркера (Evan Parker) и Стива Рейда (Steve Reid). Второй сотрудничал с Алексом Уордом (Alex Ward), Дереком Бейли (Derek Bailey), и даже выступал вместе с трио ADA с тем же Брётцманом и любимцем московской публики Полом Нильсен-Лавом (Paal Nilssen-Love).
25 ноября 2016, пятница, КЦ "ДОМ"
Peter Brötzmann – 75!
Фестиваль Гёте-Института "Джаз осенью – Impro", концерт третий
1 отделение
Peter Brötzmann / Heather Leigh Duo
Петер Брёцманн (Peter Brötzmann) – саксофон, тарогато, кларнет
Хизер Ли (Heather Leigh) – педальная стил-гитара
2 отделение
Peter Brötzmann UK Trio
Петер Брёцманн (Peter Brötzmann) – саксофон, тарогато, кларнет
Джон Эдвардс (John Edwards) - контрабас
Стив Ноубл (Steve Noble) – ударные
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)