Мир композиторов, пишущих музыку для компьютерных игр, по-прежнему остается гетто - большим, но замкнутым. Участие известных музыкантов в саундтреках больших хитов PC и консолей давно стало нормой (только за последнее время - Карен О из Yeah Yeah Yeahs, Florence and the Machine, Chvrches, Run the Jewels, а если нырнуть в историю, можно дойти и до доисторического "Квейка" с темами от Трента Резнора и "Омикрона" с камео Дэвида Боуи). Некоторые даже обрели второе дыхание благодаря сотрудничеству с игростроем: экс-участник Massive Attack Нил Дэвидж сорвал банк, озвучив шутер "Halo 4" - саундтрек пробился в топ-50 чарта Биллборда. Обратные переходы - из игростроя в поп, клубный мейнстрим, академическую музыку, телевидение или кино - пока редки. Томас Дворжак добавил себе вистов, написав превосходный саундтрек к игре "Machinarium", но кто-то может поспорить, что он и без того был известен в кругах мультмедийных художников - под именем Floex. Покопавшись в истории, можно узнать, что задолго до того, как стать композитором "Игры престолов" и автором темы, прожужжавшей изо всех утюгов, Рамин Джавади был одним из композиторов культовой игры "System Shock 2". Все это единичные случаи, не делающие погоду.
Такое невнимания к орде игровых композиторов, в общем, объяснимо: написание музыки для игр требует принципиально иного, очень специфического подхода. Дирижер оркестра, вероятно, немало удивится, обнаружив в партитуре указание: "Если зритель в четвертом ряду поднимется со своего места, вступают духовые". Так же трудно представить себе, чтобы радио-диджей поменял короткую версию песни на длинную только потому, что в эфир дозвонился слушатель, номер которого начинается с семерки. Для игровых саундтреков такие внезапные перестроения в порядке вещей, они обязаны меняться in situ, в зависимости от поведения слушателя (т.е. игрока), и изначально пишутся с расчетом на то, что одна музыкальная тема может перетекать в другую в произвольный момент.
Акира Ямаока вполне может пробить эту виртуальную стену - причем с неожиданной стороны. Однажды ему уже довелось совершить маленькую революцию в своем цеху: его саундтрек к "Silent Hill 2", ныне безусловной классике жанра "survival horror", выстрелил одновременно с самой игрой по целому ряду причин. Главная из них состоит в том, что японец стал не просто автором десятка пьес, но получил полный контроль над аудиодизайном и акустикой ожившего кошмара - монотонный зловещий дроун и лязгающий индастриал, которым Ямаока озвучил игру, органично вписался в эту больную атмосферу. Для начала 00-ых это само по себе было прорывом, хотя сам японец не склонен преувеличивать собственную роль в нем: "Когда выходил SH2, никто не слышал о том, чтобы в игре эксплуатировались темы эвтаназии, неизлечимых болезней, сексуального насилия и подавления сексуальности. Взять все их разом и поместить в одну игру - для 2001 года это было беспрецедентно", - вспоминает Ямаока. Полтора десятка лет спустя, утвердившись в статусе бессменного композитора и живого тотема серии, японец решился на новую авантюру: перевести патентованный "сайлент-хилловский" ужас в формат концерта.
Akira Yamaoka
Санкт-Петербург, Aurora Concert Hall
20 апреля 20:00
Москва, Yotaspace
21 апреля 20:00
Екатеринбург, Tele-Club
22 апреля 20:00
Дата рождения:
6 февраля 1968
1943 – В Порт-Артуре, Техас родилась королева блюза и рок-н-роллаДженис Джоплин (полное имя - Janis Lynn Joplin). Выступала в составе Big Brother and the Holding Company, затем в Kozmic Blues Band и Full Tilt Boogie Band. Сольно выпустила четыре студийных альбома, один из которых — посмертный:… »»
Willie "Big Eyes" SMITH (1936)
Phil EVERLY (1939)
Janis JOPLIN (1943)
Dolly PARTON (1946)
Robert PALMER (1949)
Caron WHEELER (1963)
Trey LORENZ (1969)
Сергей МИХАЛОК (1972)
Алексей ВОРОБЬЕВ (1988)