Нобелевскую премию по литературе за 2016 год получил Боб Дилан - согласно официальной формулировке, "за создание нового поэтического выражения внутри американской песенной традиции". Это решение уже вызвало неоднозначную реакцию: часть литературного истеблишмента косо смотрит на вручение премии музыканту и песеннику - такое происходит впервые в истории "нобелевки" - и указывает на то, что Дилан, в строгом смысле слова, никогда не писал "для бумаги", а его песни неотделимы от исполнительской подачи. Другие не менее справедливо замечают, что история литературы неразрывно связана с песенным творчеством, а потому нелепо было бы отказывать Дилану в праве считаться полноценным автором, заслуживающим Нобелевской премии. Сам лауреат от комментариев по горячим следам отказался, поэтому Звуки решили собрать отзывы его конкурентов, современников, наследников и почитателей.
Что говорят сейчас
- Мы живем во времена великих поэтов-песенников - Леонарда Коэна, Пола Саймона, Джони Митчелл, Тома Уэйтса - но Дилан возвышается над ними всеми. Его слова вдохновляли меня всю жизнь, с тех пор, как я впервые услышал его альбом в школе. И я рад, что он выиграл Нобелевскую премию. Фронтир литературы продолжает двигаться вперед, и очень хорошо, что Нобелевский комитет признает это. Остаток вечера я собираюсь провести, слушая "Mr. Tamburine Man", "Love Minus Zero - No Limit", "Like a Rolling Stone", "Idiot Wind", "Jokerman", "Tangled Up In Blue" и "It’s a Hard Rain’s Gonna Fall".
- Оригинальный и вдохновляющий выбор. По большому счету, его песни всегда были "литературными".
- Большое разочарование для всех нас, кто ждал, что премию в этом году получит Моррисси. Но есть надежда на следующий год.
- Мои отношения с искусством Дилана со временем не стали менее прочными. Проблема в самой премии, которая низведет Дилана, художника мирового класса, до уровня тех дурачков, с которыми она обычно ассоциируется. Надеюсь, что Боб последует по стопам Сартра и откажется от премии.
- Боб Дилан - отличный выбор для Нобелевского комитета. Это решение может открыть дорогу жанровой литературе наравне с "литературной" литературой.
Что говорили раньше
- [Песни Дилана] обращены к универсальному человеку, которого довольно легко распознать. Когда он пишет о чем-нибудь, его песня пробивает голову как крепкий длинный гвоздь.
- Боб Дилан понимает интонации уличных разговоров, то, как слова меняются в повседневной речи, и он понимает это в совершенстве... Ты сразу слышишь этого маленького загрубевшего человека. Ты сразу слышишь того, кто молится. Ты слышишь, как человек просит. Слышишь, как человек к тебе подкатывает. Когда ты собираешь такой материал, и знаешь, что им нужно заполнить устную речь, ты про себя отмечаешь все эти маленькие изменения.
- Когда-то я горел желанием сделаться профессиональным автором поп-песен. Мне приходилось отделять от себя "автора Джона Леннона", который писал песни для мясного рынка, и мне казалось, что в этих песнях (в текстах и во всем остальном) совсем нет глубины... А потом я стал писать "от себя", быть субъективным, а не объективным... Вместо того, чтобы проецировать себя на ситуацию, я начал самовыражаться через песни. В этом мне помог Дилан.
- "Idiot Wind" была той песней, из-за которой я захотела стать певицей. Мне нравилось, что он говорил такие чудовищные вещи, которые в реальной жизни ты, скорее всего, не решишься сказать: "Ветер идиотизма дует каждый раз, когда ты двигаешь зубами. Ты - идиотка, детка, это чудо, что ты еще помнишь, как дышать". В смысле, Господи Иисусе. Я бы с удовольствием кого-нибудь так приложила. Так я поняла, что музыка - то место, где можно говорить что угодно, никаких запретов, хоть "Я люблю", хоть "Я ненавижу".
- Когда я был помоложе, я так ждал, что кто-нибудь сделает с ним проникновенное интервью и все-все вытащит из его головы. А потом вдруг оказалось, что там ничего нет... совсем ничего. Я был сильно разочарован. С этого дня он перестал быть моим героем. Мне по-прежнему нравилась его музыка, но он оказался совсем не тем гладиатором, которым я его представлял. Но не могу отрицать, что музыка Дилана оставила отметину на новом поколении рок-н-ролла. Он открыл дверь для рока, и рок cмог выражаться масштабнее, лучше. Он научил меня тому, что фолк-певец - это просто человек с очень хорошей памятью. Мне очень нравится его память. Но я не меньше ценю его смелость и изобретательность.
- "Like a Rolling Stone" - это черное пятно на белой рубашке поп-песни. Это словесный боксерский удар, который пробил дыру в ремесле написания песен для целого поколения, а слушателя отбросил к канатам. "Like a Rolling Stone" - это рождение иконоборчества, которое даст эпохе рока его величайший голос - и величайшего вандала. Таков Боб Дилан, Иеремия cердца, воспламеняющий романтический куплет и свою "девушку" огненным штормом слов, в которых нет прощения. Восстав против лицемерия обывателя, он обрушивается на врагов, которых нам хорошо знакомы: сцена, высшее общество, "прекрасные люди", которые, как им кажется, "пришли к успеху". Против своего лицемерия Дилан не восстает - это придет позже. Но "мы" и "они" на его ранних альбомах определены не так четко. Здесь он обнажает клыки против хипстеров, тщеславия и самой идеи того, что у человека может быть лучшая система ценностей только потому, что у него правильные ботинки.
- Претенциозный еврейчик.
- Мне нравятся многие его песни, но музыкально он не слишком одарен, свой голос он позаимствовал у старых деревенских мужиков. Да и многие песни тоже. Это никакой не секрет. Он спер все строчки для песни из романа японского чувака. Был иск против него, но потом дело замяли (Митчелл имеет в виду "Исповедь якудзы" Дзюньити Саги, Дилана действительно обвиняли в плагиате этой книги - прим. Звуков). Он сам говорил: "Я не написал ни строчки за много лет". Я ответила: "Подожди, ты о чем? А песни твои тогда кто писал?" Он стал ремесленником.
- Он наступил своим ботинком в бессмысленную политкоррекность, повседневную рутину, скрытую коррупцию и гниение. Мир, который он описывал, был у нас перед глазами, в моем маленьком городе (Спрингстин провел детство в Фрихолде, в глуши штата Нью-Джерси - прим. Звуков), мы видели этот мир в каждом телевизоре, в каждом изолированном доме, по всей стране, но никто не хотел комментировать его, все тихо терпели. Дилан дал мне надежду. Он задавал вопросы, которые другие задавать побаивались, особенно когда тебе 15: "Каково это... быть совсем одному?".
Дата рождения:
24 мая 1941
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)