Джошуа Юстис - один из тех бойцов невидимого фронта, чью музыку вы, скорее всего, слышали, даже если понятия не имеете, кто он такой. То, что он - человек занятой, становится понятно уже из его послужного списка, в котором найдется дюжина различных групп под тэгами "alternative" и "industrial" (среди них Nine Inch Nails и Puscifer), где Джош был музыкантом, продюсером, аранжировщиком или техником. Стоит ли удивляться тому, что jack-of-all-trades, на прошлой неделе отыгравший под вывеской Telefon Tel Aviv на разогреве у трио Moderat, возвращается в Москву совсем скоро, уже в составе нео-готической команды The Black Queen. Улучив момент, Звуки побеседовали с Юстисом о сериале "Stranger Things" и ностальгии по 80-м, гастрольной жизни и необходимости переступать через собственное эго.
Звуки: Вы легко переключаетесь с одного проекта на другой? Или все-таки бывают моменты путаницы - "так, а я это для кого делаю, для Black Queen или Sons of Magdalene"?
Джошуа Юстис: Нет, наоборот! Чем больше у меня проектов, тем проще определить что-то новое по правильному адресу. Сейчас проектов пять: Telefon Tel Aviv, Sons of Magdalene, The Black Queen, Second Woman и Tropic of Cancer - в каждый из них я вовлечен в разной степени. Поэтому с концертами иногда бывают сложности - как мы делаем сегодняшнее шоу, что нам для него нужно? Концерты Tropic of Cancer (дарквейв-группа Камельи Лобо, в которой Юстис сменил Хуана Мендеса, более известного как Silent Servant - прим. Звуков) сильно отличаются от концертов The Black Queen, а те, в свою очередь, очень не похожи на концерты Telefon Tel Aviv. У Telefon Tel Aviv и Sons of Magdalene музыка разная, а сетап похожий - довольно простой. Second Woman (абстрактно-шумовой проект Юстиса и Терка Дитриха - прим. Звуков) не похож ни на один из этих проектов, это совсем другое.
Звуки: Но вы же всегда работали на несколько фронтов в большой музыкальной коммуне Лос-Анджелеса - назовем ее так. И это все были люди с сильным авторским эго, будь то Трент Резнор или Мейнард Джеймс Кинан. Кто из них наиболее склонен к диктатуре, и как вы на это реагируете обычно?
Джош: Когда работаешь с такими людьми, свое "я" нужно сразу отключать. Просто быть ученым. Просто делать свое дело. По большому счету, у меня не очень хорошо получается работать на людей - намного лучше работать с людьми. Только когда это партнерство, я могу креативить по-настоящему. Иначе ты заранее обречен на то, чтобы подстраиваться под видение другого человека. Если он здесь (Юстис делает отметку в воздухе), а я - здесь (отметка ниже), мне придется к нему подняться, ничего не поделаешь. Но может быть и по-другому: (Юстис описывает в воздухе две пересекающиеся окружности) мы можем подхватывать друг у друга идеи, и эту уже куда более широкое сотрудничество.
Звуки: И даже в этом случае придется на чем-то остановиться.
Джош: Конечно. Хитрость и работы на кого-либо, и работы с кем-либо в том, что ввязываться в это нужно только когда ты доверяешь человеку, его видению. Возьмем к примеру Second Woman. Мне может что-то не понравиться, а Терк скажет: "Да все нормально, это то, что нужно". Тогда я говорю: "Окей". В какой-то момент нужно выбрать конечный вариант, иначе так и будешь все переделывать. А я это ненавижу!
Звуки: О Sons of Magdalene вы говорили как о своего роде терапии, которая помогла вам пережить очень горький период (после самоубийства Чарли Купера, партнера Юстиса по Telefon Tel Aviv - прим. Звуков). Если рассуждать о Black Queen в тех же терминах - эмоциональной привязки - как бы вы описали первый альбом группы?
Джош: С Black Queen все проще, я ведь не пишу песни для нее. Кусок мелодии здесь, басовую линию там, аранжировки - это да. Но написание песен как таковое лежит на плечах Грега и Стива (Грег Пусиато и Стивен Александер - вокалист и клавишник группы - прим. Звуков). Моей задачей было взять эти песни и вытянуть из них лучшее. Так что в этом случае мне не пришлось размышлять о том, как я изгоняю демонов из себя, мне нужно было понять, как Грег и Стив видят эти песни.
Звуки: А что насчет визуальной эстетики Black Queen?
Джош: А вот это уже мое! Джесси Дракслера (Jesse Draxler), режиссера клипов группы, нашел я. Он жил тогда в Миннеаполисе и как раз собирался переезжать в Лос-Анджелес, когда я открыл для себя его работы. Я сразу же в них влюбился. Я написал ему и предложил поработать вместе. А он вдруг ответил: "Ничего себе! Здорово как, у меня есть все твои альбомы!". И когда пришло время выбрать того, кто будет отвечать за оформление для Black Queen, за нашу визуальную сторону, я показал Грегу работы Джесси. А Грег сразу сказал: "Бог ты мой, это оно!".
Звуки: Я думаю, что не сильно преувеличу, если скажу, что эстетика Black Queen навеяна 80-ми? И в том, что касается звука, и в том, что касается видео.
Джош: Насчет звука - абсолютно точно. Про видео я бы так не сказал, хотя это лучше у Джесси спросить. Но на альбоме есть совершенно осознанные отсылки к 80-м. Две-три песни, то, как они спродюсированы. Остальное уже современное. Но надо сказать, что мы, когда писали альбом, стремились к тому, чтобы заполнить нишу честной музыки - и, наверное, 80-е были последней эпохой перед тем, как чувство откровенности нараспашку было потеряно. Тогда, в 80-е, честность перед слушателем была ключевой, по-настоящему важной вещью. Поэтому когда люди слышат откровенную песню, они так или иначе вспоминают то время. Даже если звук у песни современный, футуристический, едва ли в этот момент они будут думать о влиянии Autechre на нашу музыку.
Звуки: А что вообще делает 80-е таким мощным магнитом? В тот момент, когда казалось, что все, вот сейчас ностальгия по 80-м уже точно отыграна, выходит сериал "Stranger Things", и люди млеют от того, как точно в нем передана эпоха.
Джош: Мне, кстати, очень понравились "Stranger Things". Но я смотрел его и понимал, насколько он просчитан. Каждая мелочь в нем запрограммирована на то, чтобы я испытывал ностальгию по детству. Ностальгия как оружие маркетинга. Музыка, провинциальная американская глушь в качестве места действия, дети, которые гоняют на BMX-великах и играют в [настольную игру] "Подземелья и драконы"... Я был тем ребенком, я все это делал!
Звуки: Вместе с тем в таких вещах очень легко сфальшивить, взяв внешнюю форму, но не прочувствовав содержимое. Вас-то, как дитя 80-х, трудно обмануть. Часто у вас возникают ощущения, что вам плохо выполненную подделку пытаются всучить? Дескать, "да ладно вам, я же помню то время, не так все было!"
Джош: Да может и не надо быть точным. Мне нравится, когда я вижу ссылку на прошлое - в музыке, в кино, в книгах - но к этой ссылке всегда нужно что-то новое добавлять. Что-то современное, чужеродное. Иначе это просто вторсырье. Исторические пастиши мне не так интересны.
Звуки: Люди любят романтизировать гастрольную жизнь, но давайте посмотрим правде в глаза - длинные переезды могут быть изнурительными. А у вас сейчас еще и маршрут специфический: из Москвы в Штаты, оттуда через всю Европу обратно в Россию. Вы из тех, кто старается делать туры покороче, или наоборот, тем больше втягиваетесь, чем интенсивнее график?
Джош: Этот тур, тур Black Queen, мы специально сделали покороче, потому что не хотели играть слишком много концертов. Но будут и еще концерты, я в этом уверен. Появится возможность - сыграем.
Звуки: Но под конец тура вы возвращаетесь домой - и чувствуете что? "Как хорошо-то, все закончилось" или "Окей, все закончилось, а теперь чем себя занять?"
Джош: И то, и другое! Вернуться домой и уснуть в своей постели - это всегда облегчение. В прошлом у меня были длинные, на много месяцев гастроли, и я помню эти моменты, когда ты приходишь домой, с диким джетлегом, в середине дня (а это всегда середина дня) снимаешь всю одежду и просто падаешь на кровать. И ни о чем не думаешь следующие 12 часов. Может, просыпаешься часов через пять и заказываешь пиццу. Netflix включаешь. Не вылезаешь из кровати. И это лучший день в твоей жизни (смеется).
Звуки: А потом?
Джош: А потом начинаешь думать, что пора, наверное, встать и пойти в студии поделать что-нибудь. На самом деле, у меня плохо получается ничего не делать. Да и Грег такой же, и Стив тоже. Мы не можем подолгу сидеть на месте.
The Black Queen
30 сентября - Санкт-Петербург, клуб Place
1 октября - Москва, клуб Volta
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)