ФЕСТИВАЛЬ  Sziget 2016: Пять блюд фестивальной кухни

Ресторанный гид самого популярного open air Европы: кого стоит слушать и смотреть в этом году

В 2017 году венгерский фестиваль Sziget собрал рекордное за всю свою историю число посетителей. Как писали Звуки, еще в начале мая были полностью распроданы наиболее популярные билеты на пять дней и 90% семидневных пассов. К началу фестиваля не осталось даже однодневных проходок: люди с самодельными плакатами "куплю билет!" выстраивались по всему пути от станции городской электрички, доставлявшей гостей, до входа на фестиваль. Увы! Шансов попасть на Остров у них уже не было.

Размер имеет значение

С одной стороны, честь и хвала фестивалю, сумевшему собрать более полумиллиона человек. С другой стороны, главная сцена на момент выступления хедлайнеров превращалась в гигантскую банку плотно утрамбованных шпрот. В собственном соку - в связи с установившейся все же жаркой погодой. Хорошо, если ты нашел свое место в жизни и собирался стоять на нем до конца времен. А вот если сет не вызывал желания его дослушать, то выбираться с поля перед сценой на более-менее свободные участки приходилось минут по 15-20. То же самое касалось и основных улиц Острова Свободы, которые в перерывах между сетами оказывались запружены людьми до предела. Этим летом количество людей, которых в принципе способен принять Сигет, оказалось предельным.

Объять необъятное – занятие трудоемкое и ответственное. Как обычно, мы услышали много музыки, которую хотелось бы увидеть и услышать еще не раз. Мы отобрали для вас самые острые блюда с кухни Сигета. Отведайте - может, среди них отыщется и то, что по вкусу именно вам?

Свобода по-венгерски

Этот гид составлен следующим образом: "плавали - знаем, хотим увидеть еще", "знаем, не видели, но любопытно" и "вообще не знаем кто, но какие симпатичные/забавные/название смешное". И добавим сверху щепотку случайности.

С фактора случайности и началось главное выступление стартового дня: венгерская группа Punnany Massif. Тот самый случай, когда ты только приехал, идешь мимо Main Stage (просто первой по ходу движения) в полузомбическом состоянии и залипаешь наглухо. Тут тебе и рэп, и цыганские скрипки, и искрящаяся весельем энергия солистов и совершенно психоделический мультипликационный видеоряд. Истинно говорю вам, в виджея можно влюбиться заочно только за одни вот картинки. Увы, пытаясь найти побольше информации о ребятах, зашла на их сайт и, конечно же, не поняла там не то, что ни слова, а даже практически ни единой буквы - магия венгерского языка! Однако одно колдовское слово я успела списать с экранов прямо не отходя от (кассы) сцены. И было слово, и слово было Szabadon. И огромная толпа у Main Stage знала не только это слово, но и все остальные. Вот вам к этому слову видео. Заодно и Sziget показать во всей красе. А слово-то, кстати, означает "свободный".

Кантри по-итальянски и гонцы из Пизы.

Вот к музыке кантри я испытываю давнюю и абсолютно ничем не обусловленную нелюбовь. Однако, как выясняется, кантри можно приготовить так, что я его съем и попрошу еще. Видимо, дело в моей любви к итальянской кухне: дуэт из Италии, IIaria Graziano и Francesco Forni, умеет готовить грешное кантри на мой вкус. Переплетающиеся, играющие друг с другом гитара и вокал, немного перкуссии – рецепт, на первый взгляд довольно простой. Но все дело, как обычно, в специях. Добавим немного традиционного блюза, пригоршню чисто итальянских эмоций и удивительную языковую смесь, от американского варианта английского и южно-итальянского диалекта до вкраплений словечек из восточноевропейских языков. Приправить задорным настроением и подавать горячим. Как принято нынче говорить в Интернетах "люблю такое".

Вторым персональным открытием стал инди-коллектив c лихим названием Zen Circus. Более веселой и задиристой команды, чем эта группа более чем двадцатилетней уже историей, мне не попалось на всем фестивале. Да и вообще – таких по пальцам перечесть. Темпераментные музыканты не умолкали ни на секунду. Ни во время саундчека: "О, мы сейчас начнем! Итальянская минута равна пяти минутам в других странах, так что считайте, что мы начнем через двадцать секунд!", ни в промежутках между песнями, рассказывая про что и как они написали очередную композицию (попутно, за счет сочетания английского и итальянского языков, обгатив лично мой лексикон парочкой итальянских аналогов приевшихся английских ругальств). Если можно было одновременно и петь и говорить – трио непременно бы так и поступало. Отличный тяжелый звук, сочетание панка и фолка, в котором есть что-то от The Meat Puppets, прыжки, беготня, временами – стиральная доска у барабанщика вместо ударных, море самоиронии и энергии – вот что такое эти ребята. У меня по факту только один вопрос: как, ну как так получается, что даже если итальянцы играют панк, то сквозь него все равно проступает гордый профиль Сан-Ремо?! Нет, вы сейчас не подумайте только плохого! А вот вам и песенка под названием "Figlio di Puttana" ("Сукин сын"): "Так называла меня моя мама! – радостно сообщил солист и добавил - а я всегда отвечал, мол, да ладно!"

Рэп по-кубински. Женщина в белом.

С попытками восхититься творчеством девушек-музыкантов мне в этот раз откровенно не везло. Супер-дивы Рианна (Riahnna) и Сиа (Sia) меня как-то ни на что не вдохновили, последовательница Эми Вайнхаус по имени Jess Glynne также оставила равнодушной. И вот в самый последний день фестиваля на любимой World Music Stage я нашла ЕЕ. Чтобы произвести на меня впечатление женщина должна была оказаться читающей рэп джазовой вокалисткой кубинского происхождения, которая аккомпанирует себя на флейте, а отложив флейту - тут же затягивается сигарой. Yaite Ramos Rodriguez, выступающая под именем La Dame Blanche - дочь Jesus "Aguaje" Ramose, музыкального директора знаменитого кубинского коллектива Buena Vista Social Club Orchestra, и сама талантливый и очень харизматичный персонаж. Если препарировать ее композиции, то обнаружишь внутри точно подогнанные друг к другу фрагменты хип-хопа и традиций кубинской музыки, джаза и рэгги. Однако лучше просто шагнуть свозь фирменную завесу сигарного дыма и слушать.

Дичь по-манчестерски. Птицы высокого полета.

Список хэдалйнеров в этом году впечатлял. Рианна, претендовавшая на звание главного событие лета в Будапеште, Сиа с ее хореографическими картинками-клипами, сопровождавшими каждую песню неподвижно застывшей певицы, сделавший аж два оборота карнавальный сет Manu Chao, величественные, обожаемые лично мною Muse….

Но только после этого концерта мне стало очевидно, ради кого я на самом деле приехала на фестиваль в этом году. Музыкант, внезапно сделавший мне Сигет 2016 – манчестерский хулиган Ноэль Галлахэр (Noel Gallagher). И это в чем-то загадка. Ничего особенного-то он и не делает. Галлахер просто выходит на сцену в обычных джинсах и черной рубашке, на вид даже несколько потрепанный и, что называется, "со следами рок-н-ролла на лице". Просто начинает играть, стоя все время на одном месте, как когда-то делали те же битлы. Держится абсолютно расслабленно, матерясь между песнями и задирая фанатов в первых рядах у сцены: "ты! Да, ты! Догадываюсь, что ты устал, но прекрати зевать на моем концерте!".
Всего группа сыграла 20 песен, с явным уклоном в сторону старых хитов Oasis, которые явно доставляют Галлахеру не меньше удовольствия, чем толпе, которая восторженно ему подпевает на самых известных песнях: "Shampagne Supernova", "Wonderwall", и финальной "Don’t look back in anger". Никаких особенных спецэффектов: видеоряд, сопровождающий музыку, по большей части лаконичен и сводится к проекции лиц музыкантов на фон города или кирпичной стены. Игра только с эффектами камеры, да еще с переходом от полноцветных к черно-белым изображениям. Но все это вместе рождает магию особого толка. Словно бы ты и не на концерте вовсе, а сидишь себе, завернувшись в шотландский плед у камина и трепешься за жизнь со старым другом. И тебе совершенно не хочется уходить куда-то еще. Только домой, чтобы ни с чем более не смешивать эти ощущения. Прости меня, Сиа, игравшая после! Так получилось.

Вот, наверно, таков и есть профессионализм истинно высокого полета.

Десерт "Театральный".

Прежде всего, речь о сцене классической музыки – сцене оперы и джаза. И идея эта оказалась веселой и очень удачной. Днем ты прячешься под тентом от жары и, развалившись на мягком пуфе, релаксируешь под выступления небольших оркестров, играющих классическую и современную музыку. Или становишься свидетелем саундчека оперных певиц, что само по себе - уже выступление. Не обязательно быть поклонником классики (у меня вот с классикой, как с кантри – отношения на Вы и очень по -великосветски), но остроумные театральные мини-постановки, с использованием современных образов из комикосв и кинофильмов, и великолепные голоса точно заставят как минимум задержаться на площадке до конца спектакля, а то и вернуться туда снова и снова. И, надо сказать, именно эта сцена оказалась беспредельно хороша для закрытия фестивальной программы, если вы уже устали от рева гитар или не тяготеете к электронной музыке.

И еще одно очарование Сигета – маленькие уличные театры, кочующие туда-сюда по фестивальным улицам. Здесь вам могут встретиться и музыкальные драконы, исполняющие эдакий кельтский хэви-металл, и потрясающая группа африканских барабанщиков Brincaderia, и парад с стиле стим-панк…

В этом и прелесть Сигета: это не просто фестиваль музыки и уж точно не только рок-музыки. Это фактически фестиваль искусств, единственный недостаток которого в том, что его совершенно невозможно охватить весь , даже если пробыть там все дни с утра и до вечера. И когда ты пытаешься восполнить пропущенное на следующий год – организаторы уже успевают сбить тебя с толку, придумав что-то новое. Но такой недостаток – это, скорее, неоспоримое достоинство.

18.08.2016, Юлия ЦИРУЛЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: