Российский союз правообладателей (РСП) объявил о разрыве отношений с Российским авторским обществом. Конфликт внутри организации обостряется, в дело пошли суровые экономические аргументы.
В письме генерального директора РСП Андрея Кричевского указывается, что "с учётом неоднократного нарушения РАО своих обязательств", РСП разрывает договор о передаче полномочий по управлению правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе и сотрудничестве в сфере авторского права и смежных прав.
В письме также говорится о "фактической невозможности" исполнения РАО своих обязательств в будущем, "принимая во внимание сложившуюся в РАО нестабильную ситуацию".
Ситуация в РАО сложилась действительно неоднозначная: глава организации Сергей Федотов в конце июня был обвинён в мошенничестве, совершённом в особо крупном размере, и арестован до 17 августа. Учитывая обычную для российских следователей практику, можно предположить, что срок ареста ему будет продлён.
Одновременно внутри самой организации, по-видимому, началась борьба за власть и контроль над собираемыми и распределяемыми средствами.
Также по данным ТАСС, Вера Федотова, первый заместитель генерального директора РАО и мать Сергея Федотова, которая де-факто контролирует все финансовые потоки внутри Общества, написала Андрею Кричевскому письмо, в котором утверждает, что РСП с сентября прошлого года "намеренно затягивает выплату компенсационного вознаграждения в РАО, нарушая условия договора и нормы действующего законодательства, и, соответственно, лишает членов РАО возможности своевременно получить справедливое вознаграждение". По словам Федотовой, такие выплаты прекратились с сентября 2015 года.
Кричевский, до последнего времени занимавший в РАО пост первого заместителя генерального директора РАО и члена совета директоров, в ответ обвиняет РАО в нарушении договора и непредоставлении в РСП "надлежаще оформленного" реестра музыкальных и иных произведений.
Напомним, что в настоящий момент в России действуют четыре общества по коллективному управлению правами: РАО, РСП, Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства "Управис".
РАО, РСП и ВОИС до недавнего времени были тесно связаны между собой: в управляющих органах всех трёх заседали одни и те же лица.
Как указывается в сегодняшнем материале "Ведомостей", РСП в 2010 г. получил аккредитацию от государства на сбор вознаграждения в пользу авторов и исполнителей музыки с производителей техники и дисков. Авторы музыкальных произведений получают 20% всех сборов союза.
Ещё до того как РСП получил госаккредитацию, союз и РАО договорились, что именно Общество будет распределять между авторами эту "авторскую долю" собранных РСП средств. Как утверждает гендиректор "Первого музыкального издательства" Максим Дмитриев, после получения госаккредитации РСП стал напрямую заключать соглашения с авторами, но с 2011 года продолжал выплачивать авторам через РАО.
"Ведомости" указывают, что после того как осенью прошлого года гендиректором РСП стал Кричевский, он, по собственным словам, потребовал от РАО отчета о том, как распределяются между авторами собранные РСП деньги. "Не получив отчета, Кричевский перестал перечислять деньги РАО и решил разорвать с ним контракт", - пишут "Ведомости".
Объясняем, почему еще недавно несправедливости, которые творятся в РАО, господина Кричевского не беспокоили. Согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц по РАО, в разделе "сведения о лице, имеющем права действовать от имени юридического лица без доверенности" указана фамилия господина Кричевского как первого заместителя генерального директора РАО (ГРН 2157700166215, дата внесения записи 08.09.2015). То есть, как минимум до второй половины 2015 года Кричевский сам являлся соруководителем Российского авторского общества, у которого сейчас требует отчёт о распределении средств.
Помимо этого, Андрей Кричевский является руководителем ВОИС. Ещё прошлой осенью источники "Звуков" в российской музыкальной отрасли утверждали, что Кричевский пытается замкнуть на себя управление РАО и РСП, и пока явно преуспевает, хотя РАО пытается отбиваться всеми оставшимися силами.
Остается открытым вопрос: по какой причине в России вообще возможно существование общества защиты авторов, в котором авторы получают всего 20% дохода от собранного за них вознаграждения, и кто получает оставшиеся 80%? Не о них ли на самом деле беспокоится глава РСП?
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)