"Пикник "Афиши" не покидает территорию парка "Коломенское" десятый год кряду - и за это время в Москве поменялось очень многое. Тем удивительнее, что единожды выбранная концепция городского праздника остаётся актуальной и сейчас, после смены состава организаторов и прекращения выхода собственно бумажной "Афиши".
Помимо прочего, в этом году хочется отметить особую активность спонсорских площадок, в этот раз было особенно щедрых на "халяву": раздавались брендированные напитки (что было крайне актуально в условиях бескомпромиссной жары), пледы, чипсы, самодельные лонгборды и многое, многое другое. Кроме того можно было попрыгать на батуте, заняться фитнесом, пробежать на беговой дорожке, поплавать в бассейне, половить покемонов, послушать стенд-ап комиков, посетить музеи и инсталляции, в общем, заняться много чем, если основной музыкальной целью было лишь посетить концерт Ленинграда (забегая вперёд, скажем, что именно выступление Шнурова с его группировкой собрало максимальное количество публики у главной сцены). У того же, кто задался целью выжать максимум из музыкальной программы, на остальное времени уже не хватало, особенно во второй половине дня, когда повсеместные очереди достигли пика.
Для самых пунктуальных посетителей "Коломенского" развесёлую утреннюю дискотеку устроил Омар Сулейман (Omar Souleyman) - сирийский певец в куфии и очках не спеша прохаживался из стороны в сторону по сцене, подбадривая зрителей протяжными возгласами "ииииееееааа", пока единственный аккомпанирующий музыкант старательно выжимал из двух синтезаторов восточные мотивы и ухающую прямую бочку. Эта гремучее сочетание вместе с имиджем Сулеймана смотрятся диковато, но при этом действуют на все сто - устоять на месте под это совершенно невозможно, да и обаяние сирийца своё дело делает, хотя без пометки "weird" резюмировать это шоу невозможно. На старт фестиваля пришли немногие, но явно заинтересованные - танцевали зрители самозабвенно и отвязно, несмотря на жару. На второй по величине сцене в это время играют одни из самых нашумевших дебютантов этого года, группа Не Твое Дело, но увиденный финал их сета - с протяжным кавером на на бессмертную "На заре" Альянса - пока скорее оставляет вопросы.
Продолжили уместный в плане сочетания места, погоды и звучания курс англичане Temples и американцы Neon Indian. Temples со своей размеренной и сочной поп-психоделией в презентованных новых песнях напоминали о Beatles периода "Revolver", но в основном играли вещи с дебюта "Sun Structures". В свою очередь, Алан Паломо (Neon Indian) играл горячий фанк-поп, в основном уделяя внимание свежей (и очень хорошей) пластинке "Vega Intl. Night School", и в конце даже исполнил неожиданный кавер на "Pop Life" Принса. Оба выступления оказались отличным саундтреком к солнечной погоде, и обе группы хотелось бы посмотреть и расслушать, когда у них в столице будут полновесные концерты.
Первый аншлаг-не аншлаг у главной сцены собрал, возможно, самый востребованный сейчас рэпер в России Oxxxymiron - выпустив прошлой осенью монолитную и впечатляющую пластинку "Горгород", Мирон Федоров ввёл в обиход выражение "перевернуть игру". Уже осенью артист вернется в столицу с презентацией нового микстейпа, пока же плейлист составлен по принципу "the best" - стартует Мирон сочиненной перед прошлым выступлением на "Пикнике" "Песенкой Гремлина" и хайлатами с "Горгорода". По ходу сета рэпер признается, что у него садится голос и он "берёт напором", и напор - это, конечно, основное творческое орудие Фёдорова. Выступление проходило под ярлыком "для тех, кто в теме" - вряд ли этот сет мог бы впечатлить случайных слушателей, но случайных было немного, а остальные принимали Мирона на ура.
На второй сцене презентовал свежую EP Антон Севидов с Tesla Boy, на самой миниатюрной, третьей площадке, перед который были выставлены пара десятков мягких пуфов, выступал квинтет Наадя, тремя годами ранее сыгравший на "Пикнике "Афиши" свой самый первый концерт. Будто бы в продолжение того сета, группа играет лишь вещи с недавней EP "Хорошо" и совсем новые композиции. Новинки оказались достойными внимания, поэтому определенно стоит ждать нового студийного релиза группы. Камерный сет завершился мощным дуплетом "Сто дней" и "Никогда", с рефреном, соответствующим духу времени: "Скоро всё ... [сломается] и не повторится".
Англичанин Бенджамин Клементин (Benjamin Clementine), одетый в пальто на голое тело, живьём оказался ещё более деликатным, чем в записи - скрипичная группа и сам Бенджамин за акустическим роялем Yamaha были будто бы не на своём месте, хотя с видом на Церковь Вознесения и Москву-реку утонченные пьесы британца сочетались удачно. По сути же Клементин оказался на разогреве у Ленинграда, и слушали его немногие, хотя слушать было что. С этой программой артист уместнее бы выглядел в сидячем зале. Кроме того, сказались технические неполадки, поэтому назвать выход Клементина успешным было бы не совсем верно.
А вот Шнурова и его группировку ждал триумф. Мощный старт с презентационной новинки "Это Ленинграда шоу", и далее - полный набор хитов, от "WWW" и "Мамбы" до "В Питере пить" и "Лабутенов". Ленинград сейчас, пожалуй, на пике своей популярности в России и очевидно готов собрать пресловутый "Олимпийский". Трюк "Пикника" с возвращением российского хедлайнера, прежде удававшийся с Земфирой и Мумий Троллем, срабатывает снова, и сложно придумать, кто ещё из наших соотечественников сможет собрать столько же народу. Шутка ли - зрители сходит с ума даже несмотря на отсутствие в свободной продаже алкоголя. Подытоживая происходящее, Шнуров инструктирует публику ("Вы никому не говорите, что мы тут матерились") и заводит непревзойдённую в своём позитиве нетленку про "ох....нно просто и просто ох....нно". Мы, конечно, никому ничего не скажем.
Большинство бы, пожалуй, не расстроились, если бы Ленинград играл до самого финального фейерверка. Но закрывали вечер The Chemical Brothers, устроив напоследок зубодробительную дискотеку с мощной визуальной поддержкой: начали с тяжелой артиллерии с "Tomorrow Never Knows" и "Hey Boy Hey Girl", продолжили мэшапами, где неожиданно смешивались самые разные вещи (например "Temptation" New Order с "братской" "Star Guitar"). Небо разрезали лучи лазеров, к каждой песне был подобран интересный видеоряд, на сцене появлялись роботы, а затянутая середина выступления скомпенсировалась мощным финалом с "Galvanize" и "Block Rockin' Beats". Под синтетический нойз, которым завершился сет, в небо взмыл традиционный фестивальный фейерверк, а на экранах мерцала надпись "Love Is All".
На раздававшихся на входе карточках с расписанием "Пикника" была указана шнуровская цитата "Всё отлично, супергуд", которую предлагалось отправить почтой тем, кто не пошёл в этом году на "Пикник "Афиши". Так вот, несмотря на возможные претензии к фестивалю, цитата действительно пришлась к месту. Праздник вновь удался, несмотря на то, что "Пикник" по сути остаётся таким же, как и был сделан в 2007 году. И будет обидно, если этот редкий для российского фестивального бизнеса стабильный ежегодный пункт летней московской программы по каким-то причинам всё-таки прекратит своё существование.
1935 – В Чикаго, Иллинойс, родился Рэй Манзарек - музыкант, продюсер, автор песен, один из основателей и клавишник группы The Doors »»
1999 – Первый концерт группы «Люмен» »»
Mel POWELL (1923)
Red ALLEN (1930)
Gene MCDANIELS (1935)
Ray MANZAREK (1939)
Steve HACKETT (1950)