На прошлой неделе Пол Маккартни был назван самым успешным артистом в 60-летней истории британских альбомных чартов. Объявление об этом почти совпало с выходом "Pure McCartney", большого бокс-сета, представляющего собой пробежку по дискографии знаменитого "Битла". Это далеко не первый best-of в дискографии артиста, достаточно вспомнить выходивший в 2001 году "Wingspan: Hits and History". Может показаться, что Маккартни (Paul McCartney) решил потягаться с The Beatles по количеству переизданий, однако не все так просто и новый архивный релиз вовсе не похож на спекулирование старым материалом в попытках выжимки максимальной прибыли. "Pure McCartney", в своей полной, "делюксовой" версии (на 4 CD, длиной в 67 композиций) - серьезный "апдейт" к предыдущим сборникам. Он представляет позднее творчество певца на одном уровне со старым, углубляет и расширяет представления слушателей об обширной дискографии музыканта, который, вопреки сложившемуся имиджу "слащавого" мелодиста, чаще многих принимал неожиданные и смелые карьерные решения.
По продуктивности, предприимчивости, энтузиазму и активности в самых различных сферах Пол Маккартни вполне законно можно поставить в одном ряду с Нилом Янгом (Neil Young). Последние пару десятилетий окончательно убедили в том, что Макка - из тех артистов, что, в принципе, никогда не уходят с радаров: с конца 90-х у него вышли примерно десять номерных альбомов, старый каталог постоянно переиздается. Музыкальная история Маккартни непрерывна: дорого изданными и подробными версиями обзаводятся даже не самые значимые и популярные остановки его дискографии, и в то же время 74-летний исполнитель успевает выдавать новые пластинки, ездить в гигантские туры, записывать саундтреки к видеоиграм и фильмам, и запрыгивать на совместные треки с Рианной (Rihanna) и Канье Уэстом (Kanye West). И везде быть уместным.
67-трековый бокс-сет "Pure McCartney" превосходно суммирует это качество Маккартни и представляет развернутый взгляд на его длинную, извилистую дискографию. Тщательно систематизированный лично самим Маккартни не в хронологическом, но в "слушабельном" порядке, бокс-сет открывается альтернативной версией стадионной баллады “Maybe I’m Amazed”, а затем начинает петлять. Звучат кантри-зарисовка с "Ram" "Heart of the Country", обязательные "крауд-плизеры", вроде "Jet", "Listen to What the Man Said" - хиты с классических записей Маккартни "Band on the Run" и "Venus and Mars". Но в то же время, на том же первом диске обнаруживаются по два трека с гораздо более поздних альбомов "Flaming Pie", "New" и "Chaos and Creation in the Backyard". "Pure McCartney" пестрит неочевидными жемчужинами и заново раскрывает хиты, пропущенные мимо ушей в свое время. Добравшийся в 1979 году до 29 места в британском хит-параде сингл с альбома "Back to the Egg", диско-соуловый номер "Arrow Through Me", звучит крайне современно на фоне возвращения моды на этот жанр, а по степени выверенности звука запросто "уделывает" записи какого-нибудь Blood Orange. На сингле "Press" с альбома 1986 года "Press to Play" Маккартни небезуспешно примеряет на себя синти-поповый звук в духе Pet Shop Boys, а протестная акустическая пьеса "Calico Skies", записанная в 1992 году, но вышедшая в итоге в 1997 на "Flaming Pie" звучит необыкновенно нежно и проникновенно именно сейчас, в свете последних трагических мировых событий.
Находится место и различным "странностям". На втором диске расположилась "Bip Bop" - шутливый блюз-рок в духе ранних Fleetwood Mac, спетый мультяшным голосом и идеально смотревшийся бы в качестве саундтрека к какому-нибудь психоделическому советскому мультфильму, вроде "Приключений Капитана Врунгеля". Про мультфильмы в контексте "Pure McCartney" еще имеется, что сообщить: на сборнике есть номер под названием "We All Stand Together", относящийся к мультипликационной короткометражке, сопровождавшей фильм "Передай привет Брод-стрит", поставленный по сценарию Маккартни, с ним и Ринго Старром (Ringo Starr) в главных ролях (про фильм, как правило, предпочитают не вспоминать). В ней Маккартни ассистирует "лягушачий хор": скрипочки пиликают, вместо перкуссии - упражнения в акапелла, кто-то периодически мяукает на заднем плане. При этом мелодические ходы "Битла" угадываются, что роднит эту композицию с саундтреком к "Желтой подводной лодке". Ближе к концу четвертого диска встречается вдохновленный Kraftwerk электропоповый эксперимент с альбома "McCartney II" 1980 года "Temporary Secretary" - насколько комичный, настолько же и монотонный трек-мем, появившийся еще за тридцать лет до мемов. За долгие годы "Temporary Secretary" и ее би-сайд "Secret Firend", представляющий собой десятиминутное нью-эйджевое полотно, стали объектом страстного поклонения и навсегда вошли в историю одной из наиболее странных пластинок, выпущенных под именем Пола Маккартни.
Безразмерный "Pure McCartney" здорово слушается и затягивает слушателя, и представляет честный взгляд на невероятную карьеру одного из крупнейших поп-музыкантов в истории. Однако, как это обычно бывает с подобным материалом, трудно отделаться от субъективных ощущений. От чего в бокс-сете было бы здорово избавиться, а что добавить?
Обойтись без:
"Ebony and Ivory"
Засахаренная клюква, хит из 1982 года про дружбу народов, который спустя 30 с лишним лет с момента своего выхода не стал менее китчевым. Не говоря уже о весьма среднем исполнении своей партии Стиви Уандером. У Маккартни полно хороших песен "за мир во всем мире", если у составителей имелась необходимость в подобном треке, можно было взять бонус к альбому "Driving Rain" - прямолинейный стадионный боевик "Freedom", он хотя бы с чувством спет и сыгран.
"Mull of Kyntire"
Один из главных парадоксов карьеры Пола Маккартни: самый его коммерчески успешный сольный сингл всех времен - заунывная стилизация под шотландский фолк. "Mull of Kyntire" достиг первого места в британских чартах на рождество 1977 года и продался тиражом в 2 млн. копий, и каждый раз, переслушивая эту тягучую и скучную, как тяжелое похмелье, композицию, не перестаешь удивляться, откуда взялись все эти люди, не пожалевшие денег на такой сингл.
"Hope for the Future"
Заглавная песня к "Destiny", высокобюджетному шутеру про будущее от создателей франшизы "Halo". Пафосный до ужаса, как, наверное, и полагается музыкальной композиции, сопровождающей подобное произведение: под раскаты гитар, усиленные оркестром из сотни человек, Макка максимально серьезным тоном выдает строчки про то, что "Мы построим мосты / Прямо в небо". Даже близко не самая лучшая песня Пола Маккартни.
"Souvenir"
Маккартни очевидно считает пластинку "Flaming Pie" одной из самых больших своих удач. В делюксовой версии "Pure McCartney" включены аж восемь композиций с вышедшего в 1997 году альбома, на целых три больше, чем с "Band on the Run". Спродюсированный Джеффом Линном (Jeff Lynn) и Джорджем Мартином (George Martin) "Flaming Pie" - действительно хорош и ознаменовал для Маккартни, в свое время, возвращение в форму и к работе "по стандартам The Beatles". Но не настолько хорош, чтобы запихивать его на сборник практически целиком, от начала и до конца. Без "Souvenir" - невзрачного, неспешного софт-рокового номера, напоминающего поздний Wilco, можно было бы и обойтись.
"Good Times Coming / Feel The Sun"
На альбоме 1986 года "Press to Play" Маккартни попробовал на себе синти-поп и нью-вейв. Где-то получилось, как в сингле "Press", где-то не очень, как в этой композиции. Первая половина песни звучит как то, что сейчас выпускают The Strokes; непропеченный слегка карикатурный нью-вейв со скучной мелодией. Вторая же часть оборачивается AOR с визжащей гитарой. Все вместе заставляет вспомнить о группе The Cars.
"Don’t Let It Bring You Down"
<
Альбом Wings "London Town" запомнился треками "Girlfriend" и "With a Little Luck", а также плотной концентрацией "филлера", в которых они плавали. Одна из таких проходных песен - "Don’t Let It Bring You Down" - стилизация под пыльный акустический фолк с флейтами, затянутый и скучный.
Не обойтись без:
"Vanilla Sky"
Про саундтрек к "Ванильному небу" Кэмерона Кроу вспоминают на порядок чаще, чем про сам фильм, и неспроста. Бывшему репортеру журнала Rolling Stone зачастую удается компилировать песни лучше, чем снимать кино: многие вспомнят этот эклектичный альбом, включавший в себя композиции от R.E.M., Sigur Ros, Red House Painters, Тодда Рандгрена и The Monkees. Заглавная акустическая виньетка - оригинальное и очень мелодичное творение сэра Пола по-настоящему украсившее ту компиляцию; песня даже номинировалась на "Оскар". По всем статьям композиция ничем не хуже "Jenny Wren".
"Riding to Vanity Fair"
Спродюсированный Найджелом Годричем (Nigel Godrich) "Chaos and Creation in the Backyard" принято считать едва ли не самой сильной сольной песенной пластинкой Маккартни из выпущенных за последние годы. На альбоме можно услышать проработанный интересный продакшен, а Маккартни отдается песням сполна, да еще и играет на практически всех инструментах, от привычных гитар и фортепьяно до игрушечного глокеншпиля и флюгельгорна. Песенный материал крепкий, но без откровений, за исключением расположившейся посредине альбома "Riding to Vanity Fair" - невероятно красиво аранжированной напряженной и слегка параноидальной баллады, очень точно улавливающей сумрачное, предгрозовое настроение. И для Маккартни, и для Годрича эта очень с чувством написанная и записанная песня - абсолютная вершина их сотрудничества.
"Rinse the Raindrops"
Безоговорочно главное упущение компиляции "Pure McCartney" - это отсутствие каких-либо песен с альбома 2001 года "Driving Rain". Прямо и без ухищрений записанная в рекордные две недели в Лос-Анджелесе, это одна из самых недооцененных пластинок Маккартни, если не самая недооцененная вообще. Это его "Plastic Ono Band" - мрачный, трагичный и откровенный альбом о пережитой трагедии - уходе из жизни его жены Линды Маккартни и попытки найти в себе силы жить и двигаться дальше в лице новой пассии, бывшей модели Хизер Миллс. Никогда еще Маккартни не пел с таким надрывом, как в открывающей альбом нервной и отчаянной "Lonely Road", в которой расписывался в собственном бессилии и невозможности продолжать жить после утраты. Всегда считавшийся артистом приторным, на "Driving Rain" Маккартни разыгрывает набор тем, ассоциирующихся, как правило, с нынешним творчеством Марка Козелека: поет об опытах, связанных со смертью, о стыде, играх памяти и путешествиях. Для Макки этот диск знаковый еще потому что с него началось сотрудничество певца со своим нынешним гастрольным аккомпанирующим составом, которому он верен вот уже 15 лет, с которым он впоследствии выступал и на Красной площади, и на прочих знаковых концертах, включая нынешние. И группа уходит здесь в полный отрыв: диск завершает совершенно убойный шквальный 10-минутный джем "Rinse The Raindrops", в котором Маккартни терзает бас и голосовые связки. Ближайший аналог этой композиции - "Let’s Call It Love" с альбома Sleater-Kinney "The Woods" - по мощи эти две песни сопоставляются как нельзя лучше. Вообще с "Driving Rain" можно было брать практически любую песню, и это не преувеличение. Многие поклонники этой скудно оформленной и скверно продававшейся в свое время записи ставят ее на одну полку с "Ram" и недаром цена за оригинальную виниловую пластинку с этим альбомом сейчас доходит до 500 евро за штуку.
"C Moon"
Бисайд к синглу "Hi Hi Hi" в 1972 году стал вполне самостоятельным крупным хитом, и не случайно: ведомый пианино легкомысленный поп-трек c очень привязчивой мелодией моментально врезается в память и не вылезает оттуда десятилетиями. Навыки Маккартни в написании подобных песен сравнимы разве что с навыками группы Queen.
"Bluebird"
Композиция была написана на Ямайке, однако вдохновение Маккартни явно черпал в тропикали и бразильской поп-музыке. Звучат акустическая гитара, аккорды из боссановы и перкуссия в духе музыки калипсо, а также насыщенная цветущая, весенняя мелодия, вызывающая в памяти битловские "If I Fell" и "And I Love Her". Одна из лучших песен на альбоме "Band on the Run", про который даже Джон Леннон не смог сказать ничего плохого.
"Ram On"
По-прежнему самый лучший альбом Маккартни - его второй сольник "Ram", вышедший по горячим следам после распада The Beatles. На нем он как будто бы еще не остыл от смелых творческих процессов, протекавших в группе до самого ее конца: каждая песня здесь - отдельный маленький мир, в каждую вложено столько сонграйтинговых и продюсерских идей, что любую можно было бы раздуть до размеров самостоятельного альбома. "Ram On" - двух с половиной минутное упражнение Маккартни в написании "карманной симфонии" в духе Брайана Уилсона (Brian Wilson). Сэр Пол играет на укулеле в миноре и напевает три строчки, но при помощи толики студийного волшебства, нескольких хлопков и пары аккордов на органе, песня разрастается, словно волна, попутно насыщаясь кислородом и светом. Если Пол Маккартни действительно когда-либо хотел повторить эффекты, запечатленные на "Pet Sounds" и "SMILE", то он добился своего в этой песне.
"Pure McCartney" вышел 10 июня на Concord Music Group.
Все альбомы Полла Маккартни доступны в интернет-магазине "Союз" на сайте allmusic.ru
Дата рождения:
18 июня 1942
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)