У входа в Seattle Key Arena под экраном "Sting & Peter Gabriel: Rock Paper Scissors" собралась огромная толпа, не рассосавшаяся даже к началу шоу. Совместный североамериканский тур двух икон современного поп-рока охватывает 19 городов, в каждом - аншлаг. Концерт в Сиэттле - предпоследний, ажиотаж нешуточный. Среди зрителей, бегом прорывающихся на места, пока звучит intro, а на световых панелях крутятся детские фотографии Стинга и Гэбриела,- я. Самой не верится.
Для многих людей моего поколения The Police и Genesis - нечто вроде Битлов и Роллингов для эпохи 60-х. Имена, определившие музыкальные вкусы и понимание роли музыки. К этому турне оба рокера пришли с разным "багажом": Гэбриел не давал концертов с 2012 года, Стинг выступает как сольно, так и в нескольких составах, весело экспериментируя с жанрами; Гэбриел ведет жизнь затворника, Стинг преподает, раздает интервью и работает ментором молодых коллег. Гэбриел - "музыкант для музыкантов", Стинг звучит из каждого утюга. Я пришла на Гэбриела и втайне надеялась, что соотношение песен Гэбриела и Стинга в программе будет как в мечте Карлсона - "восемь пирогов с одной свечой".
В конце 80-х назад наши герои выступали в совместном турне в поддержку Amnesty International, и сейчас решили вновь объединить силы на сцене. Они не соревнуются и не стремятся никому ничего доказать - они сотрудничают и работают как единая команда, тепло подшучивая друг над другом. Да и само название турне "Камень, ножницы, бумага" (The Rock Paper Scissors) - это прямое указание на то, как перед каждым концертом выбирается очередность выступлений в первом и втором отделениях. Вы можете увидеть, как этот тур готовился и какие идеи оба музыканты в него вкладывали, в этом коротком интервью:
В Сиэттле камень победил ножницы - концерт начался с песни Гэбриела "The Rhythm of the Heat". Тревожное биение сердца, зловещий пульс, тяжелый пронзительный вокал переходит в соло на двух барабанных установках... и тут на сцену заступает Стинг с мажорной "Lose My Faith", c веселыми перкуссиями и колокольчиками. Представив таким образом диспозицию "красная и белая команда", они кратко поздоровались с залом; при этом Стинг рассказал о спонтанном характере игры и всего, что происходит на сцене, а Гэбриел признался: "После 14 лет отсутствия мне пора вернуться на коврик для йоги - и мне радостно, что со мной на сцене мой старый друг и коллега. Мы - команда, ни одно закулисье нас не разделит. Мне даже сказали, что мы - тантрические близнецы!"
Основная программа стартовала с хита Гэбриела "No Self Control". Эта композиция была словно написана неровными мазками: портреты и контрастные черно-белые панели над головами музыкантов, точеный женский бэк-вокал. Композиционная сложность каждой вещи Питера уравновешивается ясными и лаконичными посланиями в припевах - они звучат словно мантры.
Драматургия шоу была довольно незамысловатой: узнаваемые, хлесткие хиты Стинга типа "Invisible Sun" или "Desert Rose" перебиваются куда менее известными, но куда более замысловатыми вещами Гэбриела: тикающей как часовая бомба "Games Without Frontiers", под которую Питер марширует по сцене, "Shock The Monkey", которую Гэбриел исполнил дуэтом с великолепной блондинкой под drum ‘n’ bass, "Secret World", во время исполнения которой вся сцена превращается в лес и зацветает...
Но на древней песне из репертуара Police "Driven to Tears" диспозиция меняется: на фоне видеопроекций - указующих перстов, которые складываются на языке глухонемых в слово "protest", вокальную партию берет на себя... лидер Pearl Jam Эдди Виддер (Eddie Vedder)! Он исполняет под визжащую скрипку дуэт со Стингом, после чего не менее органично вплетает свой голос в "Red Rain". Гэбриел решил, что этот персонаж в представлении не нуждается, лаконично сообщив залу: "That's Eddie."
"Даллас, Орландо, Ницца, - невозможная, невыразимая жестокость, которая творится в нашем мире сейчас, - говорит Стинг. - все наше сочувствие, все наши соболезнования недостаточны для этих жертв." Памяти погибшим в терактах посвящается трепетная "Fragile" с женским припевом и соло на виолончели.
Но вот и кода: ""Message in a Bottle" с неожиданным вступлением из "Dancing With The Moonlit Knight", Гэбриел выходит на "Don't Give Up" с нежной вокалисткой Дженни (Jennie Abrahamson) в кимоно и оби,- как в старые добрые времена в Берлине с Кейт Буш, но в этот раз к нему добавилось охрененнной красоты соло на барабанах.
Однако темп не сбавляется - медленно и жутко разворачивается "Hounds of Winter" в синих тонах с натуральным воем белой волчицы-вокалистки Джо Лоури (Jo Lawry), в какой-то момент Стинг и сам начинает выть, его вой разносит эхо, поддержанное басовой партией и гитарой - кого бы вы думали?! - участника King Crimson Трея Ганна (Trey Gunn)!
Вот "Big Time" бьёт наотмашь и радует немножко старомодными стереоэффектами из 80-х. А вот оба мастера выходят и дуэтом исполняют сначала "Englishman In NY", а затем "Solsbury Hill" - и пусть "Англичанина" больше подпевают, зато "Solsbury Hill" лучше слушают.
Испытывая видимое удовольствие от процесса выступления, во время "Every Little Thing..." на заднем плане группа Гэбриела дурачится и водит руками в балетных па, словно стайка умирающих лебедей. Но тут же переключается на серьезный лад, мрачно исполняя вместе со Стингом блюз "If You Love Somebody Set Them Free":
Стинг ходит козырем, исполняя Roxanne" с неожиданной и очень уместной цитатой из "Ain't No Sunshine". На это Гэбриел вспоминает о погибшей недавно женщине-парламентарии Джо Кокс, посвящая ее памяти "Love Can Heal". И вновь знакомый ход: рефрен песни, словно медитация, повторяет простые сентенции, пока самое красивое и щемящее разворачивается в музыке. К "In Your Eyes" уже весь зал проняло: когда Синг выходит, чтобы подпеть припев, становится очевидно, что только что магистры достигли некоего эмоционального предела. Это финал.
Конечно же, их не отпустили. Конечно, они вышли на бис и исполнили "Every Breath You Take" и "Sledgehammer". Но, по большому счету, это не было необходимо.
Два часа зал проживал в компании Стинга и Гэбриела большое путешествие в собственную юность. В зеркале их музыки мы увидели себя наивными романтиками - но разве это так уж плохо?
Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) является не только популярнейшим музыкантом, но и важным общественным деятелем.
Дата рождения:
13 февраля 1950
Подробности из жизни:
Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) - британский вокалист, флейтист, композитор
Жанры: арт-рок, world music
Расставшись с Genesis, Питер Гэбриэл начал сольную карьеру, яростно взявшись реализовывать все сови музыкальные и общественные идеи. То, что воплощалось в концептуальных работах Genesis, нашло свое отражение в разноплановости сольных работ.
Изначально Гэбриэл не предполагал давать своим сольным пластинкам какие-либо названия, озаглавливая каждую просто - "Peter Gabriel". Так продолжалось вплоть до 1986 года, когда Гэбриэл выпустил свою пятую сольную пластинку под названием "So", ударившись в другую крайность - теперь все его пластинки не содержали в названии больше одного слова, желательно - односложного. Правда, в 2008 году Гэбриэл нарушил и эту традицию, выпустив альбом под скромным и неброским названием "Big Blue Ball".
Помимо выпуска собственных (естественно, концептуальных) альбомов, Гэбриэл стал активно действовать в качестве кинокомпозитора. При этом режиссеров…
David "Fathead" NEWMAN (1933)
Nicky HOPKINS (1944)
Bob MAGNUSSON (1947)
Rupert HOLMES (1947)
Steve JOBS (1955)
Michelle SHOCKED (1962)
Александр "Дусер" ВОРОНОВ (1965)
Chad HUGO (1974)