Игорь Крутой призвал законодательно отрегулировать долю иностранной музыки в эфире российских радиостанций. "Нужно принять закон, который ограничит прокручивание на радио иностранных исполнителей", - заявил продюсер, выступая на форуме "Таврида" в Крыму. Квоты, по его мнению, должны помочь молодым российским музыкантам, которых игнорируют программные директора станций. Инициативу Крутого поддержали Иосиф Пригожин и Валерия, еще одни гости крымского форума. "Если хотя бы 1% времени в эфирах наших музыкальных радиостанций уделялся русской народной музыке, это уже было бы хорошо, это помогло бы нам сберечь свою культурную традицию", - считает Пригожин.
Крутой не уточнил, о каком процентном соотношении российский и иностранной музыки должна идти речь, но сослался при этом на опыт Франции, где в 1994 году была установлена квота на франкофонную музыку - не менее 40% эфира. Таким образом законодатели пытались ограничить "англо-саксонское культурное вторжение" в языковую среду Франции. Пример действительно показательный - но совсем не в том смысле, какой вкладывает в него Крутой. Квотирование музыки на французских радиостанциях вызвало резкое отторжение местных диджеев, которые были вынуждены ставить пыльные эстрадные шлягеры вместо актуальной музыки. Более того, часть радийщиков в знак протеста начала проигрывать одни и те же старые песни по кругу, таким образом сделав их совершенно не выносимыми для слушателей. Языковые ограничения никак не помогли и молодым французским группам из числа тех, кто, рассчитывая выйти на глобальную аудиторию, писал песни на английском языке (Daft Punk, AIR и другие, впоследствии ставшие знаменитыми во всем мире, а не только у себя на родине). В итоге ограничения были признаны чрезмерными и малоэффективными, и не далее как в феврале 2016 года французские парламентарии снизили квоту до 35 процентов. О чем Крутой либо не знает, либо сознательно умалчивает.
Аналогичные, только еще более жесткие требования были установлены в Белоруссии в 2005 году: квота белорусской музыки в эфире местных радиостанций составляет 75 процентов (речь в данном случае идет о национальности исполнителей, а не о языке). Как и во Франции, запрет привел к различным ухищрениям со стороны диджеев и программных директоров: так, к примеру, группа Ночные Снайперы стала считаться белорусской только на основании того, что ее лидер Диана Арбенина родилась в Минской области (несмотря на то, что семья артистки еще в детстве переехала в Россию).
Желание Крутого и Пригожина пролоббировать своих подопечных, протолкнув их в эфир всеми правдами и неправдами, можно понять. Но им стоит уяснить, что продвигая закон о квотах, они рискуют вместе с водой выплеснуть и ребенка. Многочисленные примеры показывают, что квотирование никак не помогает местной музыке развиваться. Нельзя заставить человека слушать ту музыку, которую он слушать не хочет - если только речь не идет о пытках в тюрьме Гуантанамо. Любое жесткое ограничение радиоэфира приведет к тому, что слушатель скорее выключит приемник (особенно если у него есть альтернатива в виде плеера или стриминговых сервисов, где никаких квот нет и не может быть), а сами станции потеряют слушателя и, как результат, лишатся рекламодателей.
Bill EVANS (1929)
Johnny HEARTSMAN (1937)
Barry MANN (1939)
Red LANE (1939)
Brian BENNETT (1940)
Carole KING (1942)
Johnny HARRIS (1947)
Bill EVANS (1958)